УСН – пошаговая стратегия проверки

  • 09.07.2009
  • Рубрика:

Ошибиться в учете можно независимо от применяемой системы налогообложения. Главное, вовремя это заметить и внести необходимые изменения. Если вы этого не сделаете, то налоговые инспекторы вам «помогут» и найдут ошибки за вас, но за это доначислят налоги, оштрафуют и начислят пени. Возникает следующий вопрос: каков маршрут проверки у инспекторов? Остановимся на упрощенной системе налогообложения.

Узнать точно, куда нужно «подстелить соломку», при проверке невозможно. Одно известно точно – у инспекторов есть собственный основной «маршрут» проведения проверки, а значит, и перечень основных ошибок, которые они надеются найти.

Конечно, ошибки различаются в зависимости от того, кто применяет УСН –организации или индивидуальные предприниматели, какой объект налогообложения выбран. Поэтому мы постараемся указать вам «маршрут» с учетом всех особенностей применения данного спецрежима.

>Внимание

Учтите: сложность «маршрута» проверяющего зависит не только от выбранной вами деятельности, ведения учета, объемов работ и оборотов, но и от опытности инспектора.

Шаг 1 – проверка на право применения УСН

Самое первое, что попытается сделать налоговый инспектор, – это доказать, что вы неправомерно применяете «упрощенку». И если докажут, то вам доначислят те налоги, которые вы должны были уплатить при применении общей системы налогообложения. А за то, что вы нарушили налоговое законодательство, оштрафуют и начислят пени за просрочку. Проверяющие всегда стремятся найти такое нарушение, так как оно наиболее прибыльное в плане доначисления налогов.

Итак, налоговики применят к вам санкции, если, применяя УСН, вы:

— до окончания налогового периода перешли на иной режим налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса добровольно сменять режим вы не вправе. По общему правилу перейти с «упрощенки» на иной режим налогообложения вы можете сначала нового календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Уведомить о переходе налоговую инспекцию необходимо не позднее 15 января года, в котором вы намерены применять иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ);

— перешли на иной объект налогообложения, не уведомив об этом налоговую службу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Если вы решили изменить выбранный объект налогообложения, вы обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые будете применять УСН. Изначально налогоплательщик имеет право самостоятельно выбирать объект налогообложения;

— если по итогам отчетного (налогового) периода ваши доходы при объекте налогообложения «доходы» превысили 20 млн. рублей, умноженные на коэффициент-дефлятор (в 2009 года равен 1,538 – приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 395; п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

На этой же стадии проверяют доходы. Не занизили ли вы их? По кассовым и банковским документам инспекторы проанализируют полноту отражения в учете доходов, которые получены в наличной и безналичной форме, а также проверят ваших контрагентов;

— перешли на УСН раньше чем через один год после того, как утратили право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Перечень ситуаций, когда налогоплательщик не вправе применять УСН, приведен в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Так, вы не вправе оставаться на «упрощенке», если поменяли свой вид деятельности и стали банком, страховщиком, частным нотариусом, негосударственным пенсионным фондом, инвестиционным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и т. д. Если вы стали производить подакцизные товары, заниматься игорным бизнесом или перешли на ЕСХН, применять УСН вы также не вправе.

И все же более вероятно, что, сменив, например, вид деятельности, налогоплательщик проверит, вправе ли он применять УСН, прежде чем останется на этом режиме. Чаще всего налогоплательщик не отслеживает правомерность применения данного спецрежима, когда:

— средняя численность его работников за налоговый период превышает 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации превышает 100 млн. рублей;

— доля участия в организации других организаций составляет более 25 процентов (не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при выполнении определенных условий);

— обязан уплачивать ЕНВД по определенному виду деятельности. При этом по другому виду деятельности налогоплательщик вправе остаться на УСН, совмещая режимы.

Учтите: причиной назначения выездной проверки могут стать максимально приближенные к лимитному значению показатели, к примеру, по численности работников, доходам за отчетный период. Например, если численность фирмы составляет 97 человек из 100 допустимых при применении УСН.

Шаг 2 – запустить «сканер» по проверке учета!

После того как налоговики проверили ваше право на применение «упрощенки», проверят учет, а именно его полноту и правильность ведения. Причем инспекторы должны учитывать следующее: «упрощенцы» освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет. В то же время учитывать основные средства и нематериальные активы они должны в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Налогоплательщики, которые применяют УСН, обязаны вести налоговый учет для исчисления налоговой базы на основании книги учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ). Ее форма, а также порядок отражения хозяйственных операций утверждены приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.

Данная книга является регистром налогового, а не бухгалтерского учета. Поэтому инспектор не может привлечь вас к ответственности по статье 120 Налогового кодекса за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения – данная статья не предусматривает каких-либо санкций за неправильное ведение регистров налогового учета.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Помимо этого – систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Инспекторы проверят, правильно и полно ли вы отразили операции в книгах учета доходов и расходов, тождественны ли эти суммы показателям декларации и соблюдены ли особенности исчисления налоговой базы.

Также они будут проверять обоснованность и правильность уменьшения исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, правильность исчисления суммы налога. Не останется без внимания и своевременность перечислений налогов в бюджет.

Если вы используете объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговики обратят внимание и на понесенные расходы, которые определены статьей 346.16 Налогового кодекса. Контролируются обоснованность и документальное подтверждение расходов, правильность уменьшения налоговой базы за налоговый период на сумму убытка, который получен в предыдущем налоговом периоде. Особое внимание уделят вашим контрагентам – «просканируют» на наличие признаков «однодневки».

Шаг 3 – налог-контроль

Инспекторы проконтролируют: не поставили ли вы себе вычет по НДС, который не подлежит уплате при применении УСН. Обычно сложности с применением вычета НДС возникают в переходном периоде систем налогообложения (с ОСНО на УСНО).

Также обратятся к первичным документам, особенно выставленным счетам-фактурам, в которых по ошибке может быть указан НДС, ведь в этом случае фирма обязана перечислить его в бюджет.

По остальным параметрам первичных документов инспекторы будут «придираться» так же как, и на основной системе налогообложения.

Отследят и уплату иных налогов, которые действуют в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, если вы являетесь плательщиком транспортного налога, то обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке и представлять соответствующую налоговую отчетность (глава 28 НК РФ). Будьте внимательны: компании, которые перешли на УСН, освобождаются от уплаты ряда налогов, которые перечислены в статье 346.11 Налогового кодекса.

Следует отметить такую ситуацию: если индивидуальный предприниматель, который находится на УСН, получил доход от деятельности, с которого он исчислил и уплатил единый налог, то средства, которые остались после налогообложения, могут быть израсходованы в его личных целях без удержания НДФЛ (письмо Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/35).

Существует еще много разветвлений от указанного «маршрута» проверки, так как он является лишь основой «протоптанной дороги» при проверке УСН. Остальные нюансы зависят только от вида вашей финансово-хозяйственной деятельности, что в основном и является камнем преткновения.

С. Шестакова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия».

Выездная проверка «упрощенца»

Основанием для проведения выездной налоговой проверки, как правило, является необходимость удостовериться в том, что налогоплательщик имеет право на применение УСН, т. е. соблюдает все установленные для «упрощенцев» требования, а также в том, что он правильно рассчитывает упрощенный налог. Потенциальными проверяемыми являются те «упрощенцы», кто много лет декларирует убыточную деятельность, или те, кто часто переводится из одной ИФНС в другую.

Кто может применять УСН, узнайте из публикации.

Выездная проверка на основании п. 8 ст. 89 Налогового кодекса начинается со дня, когда налоговым органом вынесено соответствующее решение о проведении проверки. Проверка длится до 2 месяцев, хотя в отдельных случаях этот срок может быть продлен до 4–6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Все основания для продления проверки упомянуты в п. 4 приложения 2 к приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ3-06/892@.

О порядке продления проверки читайте в нашей статье «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Проверка может охватывать всю деятельность налогоплательщика за последние 3 года. Проверяются все имеющиеся у него документы, в том числе и бухгалтерские, ведь с 2013 года у юрлиц-«упрощенцев» появилось обязательство вести бухгалтерский учет. В случае необходимости в ходе проверки могут быть произведены инвентаризация, осмотр, выемка документов и прочие специальные мероприятия по налоговому контролю.

По итогам проверки выдается справка, а через 2 месяца — акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Особенности проверки УСН 6%

Тем, кто применяет УСН по ставке 15%, нужно быть готовым подтвердить документально и свои доходы, и свои затраты. Что касается проведения выездной проверки налогоплательщиков, избравших упрощенную систему налогообложения c объектом «доходы», то проверяющие и у них могут затребовать расходные документы. В первую очередь, понадобятся документы об уплате страховых взносов, ведь они оказывают прямое влияние на расчет налога.

Какие страховые взносы уменьшают упрощенный налог, см. в материале «Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)».

Если «упрощенец» (6%) уплачивает торговый сбор по одному из нескольких осуществляемых видов деятельности, он может учесть уплаченный сбор при расчете УСН-налога, если организует раздельный учет доходов и УСН-налога по виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор. Наличие такого учета также находится под пристальным вниманием налоговиков при проверке «упрощенца».

Рассчитать сумму торгового сбора поможет статья «Как рассчитать торговый сбор для ИП в 2017 году?».

Также документы по расходам могут понадобиться в случае проверки правильности начисления и удержания НДФЛ, если упрощенец выступает налоговым агентом.

Подробнее о том, что нужно знать об учете на системе УСН с объектом налогообложения «доходы», читайте в нашей статье «УСН «доходы» в 2018 году (6 процентов): что нужно знать?».

Налоговые проверки упрощенца и новая ст. 54.1 НК РФ: на что обратить внимание

Ст. 54.1 появилась в НК РФ совсем недавно (введена законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ) и посвящена вопросам необоснованной налоговой выгоды.

С понятием «необоснованная налоговая выгода» вы познакомитесь в материале «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

Контролеры при проведении камеральных и выездных проверок будут собирать доказательства реальности сделок, а также с особой скрупулезностью искать подтверждения умышленного ухода от налогов.

К примеру, «упрощенца» могут заподозрить в умышленном уходе от налогов, если он раздробил свой бизнес исключительно с одной целью – снизить налоговую нагрузку посредством применения специальных налоговых режимов. На это прямо указывают сами контролеры в своем письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (п. 13.2 Методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщиков, направленном на неуплату налогов).

Таким образом, «упрощенцу» нужно быть готовым доказать разумную деловую цель своих действий (например, цель дробления бизнеса), а также позаботиться о документальном обосновании реальности своих сделок, подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагентов и т. д.

Материальные расходы.

К данной категории расходов «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 254 и пп. 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ могут отнести затраты:

  • на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1);

  • на приобретение материалов, используемых для упаковки или иных производственных и хозяйственных нужд (пп. 2);

  • на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды (включая СИЗ) и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом (пп. 3);

  • на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов (пп. 4);

  • на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, трансформацию и передачу энергии (пп. 5);

  • на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними лицами, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 6);

  • связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (пп. 7).

В дополнительной расшифровке, очевидно, нуждаются расходы в налоговой базе, поименованные в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, – работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними лицами. Но чтобы категория затрат, связанных с такими работами и услугами, не была истолкована расширительно, законодателем в данной норме указан критерий, которому должны соответствовать упомянутые работы и услуги. В частности, к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Руководствуясь налоговыми нормами (пп. 6 п. 1 ст. 254 и п. 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ) в совокупности с данным критерием, чиновники Минфина разрешают «упрощенцам» отнести к материальным расходам, к примеру, следующие виды затрат.

Вид расхода

Реквизиты писем Минфина

Оплата выполненных сторонним индивидуальным предпринимателем работ по контролю за соблюдением установленных технологических процессов

От 04.10.2017 № 03-11-11/64613

Оплата выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, что необходимо для уплаты платежей по загрязнению

От 21.04.2017 № 03-11-06/2/23989

Оплата услуг транспортной организации по доставке и экспедированию готовой печатной продукции заказчикам, а также расходы на приобретение и заправку картриджей для оргтехники

От 25.12.2015 № 03-11-06/2/76408

Оплата работ, выполняемых подрядными и субподрядными организациями

От 26.04.2016 № 03-11-06/2/24019

Оплата услуг по проведению медосмотров работников

От 05.05.2016 № 03-11-06/2/25906

Оплата коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора)

От 11.07.2016 № 03-11-06/2/40349

Размещение вакансий в газетах, журналах и на интернет-сайтах, если указанные расходы непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью «упрощенца»

От 16.08.2012 № 03-11-06/2/111

Содержание объектов аренды, если по договору аренды эти затраты возложены на арендодателя

От 10.06.2015 № 03-11-09/33555

Анализ приведенных разъяснений показал, что квалификация тех или иных работ или услуг в качестве работ (услуг) производственного характера с целью учета затрат на их оплату в налоговой базе в составе материальных расходов также зависит от вида деятельности «упрощенца». К примеру, в Письме Минфина России от 17.03.2014 № 03-11-06/2/11342 буквально сказано следующее: организация, применяющая УСНО и ведущая предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы, вправе учесть в составе материальных расходов затраты на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с договорами на размещение таких конструкций, заключенными с собственниками земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном доме.

При решении вопроса о возможности учета в материальных расходах стоимости тех или иных работ (услуг) сторонних лиц «упрощенцу» нужно учитывать не только связь между этими затратами и осуществляемой им предпринимательской деятельностью, но и общие требования по признанию расходов – критерии, названные в п. 1 ст. 252 НК РФ. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. То есть затраты на оплату работ или услуг производственного характера, как и все прочие расходы, должны быть подтверждены первичными учетными документами.

Расходы на оплату труда.

Перечень расходов, относимых к расходам на оплату труда, определен ст. 255 НК РФ. Этим перечнем в силу пп. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ обязаны руководствоваться и «упрощенцы». В нем в настоящее время прямо поименовано 24 вида расходов, относящихся к категории «зарплатных», например:

  • стимулирующие начисления (премии, бонусы) (п. 2);

  • стимулирующие и (или) компенсирующие начисления за особые условия труда (п. 3);

  • начисления при увольнении (в том числе при сокращении штата) (п. 9);

  • «северные» надбавки (п. 11, 12);

  • средний заработок, сохраняемый во время очередного отпуска, учебного отпуска (п. 7, 13);

  • оплата работ по гражданско-правовым договорам лицам, не состоящим в штате налогоплательщика (п. 21);

  • доплаты инвалидам (п. 23);

  • отчисления в резервы на оплату предстоящих отпусков и вознаграждений за выслугу лет (п. 24);

  • суммы возмещения процентов по ипотеке (п. 24.1).

Перечень расходов на оплату труда является открытым, поскольку в силу п. 25 ст. 255 НК РФ в качестве таковых для целей налогообложения могут быть квалифицированы другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Значит, «упрощенец» может признать в рамках оплаты труда некоторые неявные затраты, связанные с выплатами работникам. Это могут быть расходы, соответствующие критериям, обозначенным в абз. 1 ст. 255 НК РФ: стимулирующие и компенсационные начисления, а также затраты на содержание работников, предусмотренные нормами трудового законодательства.

Чтобы пояснить, почему «некоторые затраты», напомним разъяснения чиновников Минфина в письмах от 15.01.2018 № 03-03-06/1/971, от 22.09.2017 № 03-03-06/1/61486, от 19.05.2017 № 03-03-06/1/30842, от 17.12.2015 № 03-03-06/4/74236. В них они указывают на то, что для целей налогообложения прибыли можно учесть любые виды расходов на оплату труда, осуществляемые на основании локальных актов организации, содержащих нормы трудового права. Но! При соблюдении двух условий:

  1. Выплаты соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

  2. Выплаты не поименованы в ст. 270 НК РФ.

Наглядной иллюстрацией сказанного является Письмо Минфина России от 22.09.2017 № 03-03-06/1/61518, в котором чиновники решали вопрос о признании в налоговых расходах суммы компенсации платы за детский сад. В данном случае практически невозможно доказать направленность обозначенных расходов на получение дохода. Так же сложно доказать соответствие анализируемой выплаты второму условию (хотя прямо компенсация платы за детский сад в перечне запрещенных расходов не поименована) из-за открытого перечня расходов, произведенных в пользу работников, содержащегося в п. 29 ст. 270 НК РФ. В итоге финансисты пришли к выводу о невозможности признать в составе расходов на оплату труда компенсации платы за детский сад.

Полагаем, при решении вопроса о признании в расходах на оплату труда, учитываемых при расчете единого налога, той или иной выплаты работникам «упрощенцы» должны применять аналогичный подход (и ориентироваться на разъяснения контролеров, в том числе в части налога на прибыль). То есть проверять учитываемые затраты на соответствие критериям п. 1 ст. 252, а также на их отсутствие в перечне ст. 270 НК РФ.

Расходы на приобретение имущественных прав.

К примеру, «упрощенец» приобрел какие-либо имущественные права, а впоследствии передал за вознаграждение другому лицу. Выручку от такой операции ему нужно включить в доходы. Средства, которые он потратил на приобретение этих прав, в расходах учесть не получится, ведь затраты на приобретение имущественных прав не поименованы в ст. 346.16 НК РФ. В результате «упрощенцу» придется уплатить единый налог с полной суммы, полученной при передаче имущественных прав.

Характерным примером подобной сделки является договор цессии. По условиям таких договоров право требования долга переходит от одного кредитора к другому. При этом должник может расплатиться с новым кредитором не деньгами, а имуществом. Впоследствии новый кредитор-цессионарий продает его и формирует облагаемый доход. Если цессионарий применяет УСНО, то сумма, уплаченная прежнему кредитору, в расходах не учитывается.

Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 01.12.2015 № 03-11-11/70011, от 09.12.2013 № 03-11-06/2/53599 и Определении ВАС РФ от 27.01.2012 № ВАС-15173/11 по делу № А40-78350/10-4-410. Игнорировать данную позицию довольно рискованно для «упрощенцев». Показательный пример – недавнее Постановление АС УО от 07.11.2017 № Ф09-6380/17 по делу № А47-9800/2016, в котором арбитры указали, что требования ст. 346.16 НК РФ, регламентирующие порядок определения расходов по единому налогу, не предусматривают возможность учитывать в целях налогообложения расходы на приобретение имущественных прав. Какой-либо правовой неопределенности в нормах налогового законодательства, а именно в п. 1 и 2 ст. 346.17 НК РФ не имеется. Следовательно, основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ отсутствуют.

Компенсации за разъездной характер работы.

В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ сотруднику, постоянно или регулярно находящемуся в пути, полагается компенсация за разъездной характер работы. Это значит, что работодатель должен возмещать такому сотруднику расходы на проезд, наем жилого помещения, а также дополнительные издержки в виде суточных и полевого довольствия.

Казалось бы, подобные выплаты «упрощенцы» вправе учесть при налогообложении в силу ст. 255 и пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как начисления компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Ведь их выплата обусловлена требованиями трудового законодательства.

Между тем Минфин в Письме от 16.12.2011 № 03-11-06/2/174 указал, что компенсационные выплаты бывают двух видов:

  1. компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда. Это доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148 ТК РФ), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение должностей (ст. 149 – 154 ТК РФ). Такие выплаты являются составной частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ);

  2. денежные выплаты, которые направлены на возмещение затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей. Выплата подобных компенсаций обусловлена ст. 164, 165 ТК РФ. Примерами могут служить выплаты за разъездной характер работы, при переезде на работу в другую местность (ст. 168.1). Как правило, такие выплаты компенсируют материальные затраты работников и не входят в систему оплаты труда.

Соответственно, компенсации, которые работодатель выплачивает сотрудникам на основании ст. 168.1 ТК РФ в связи с разъездным характером работы, следует относить ко второй категории выплат. По общему правилу они носят социальный характер, несмотря на наличие трудовых отношений, и не входят в систему оплаты труда: размер и порядок выплаты подобных компенсаций (а также перечень работ, профессий, должностей работников, которым они выплачиваются) устанавливаются локальными документами работодателя. Поскольку компенсации за разъездной характер не являются элементом оплаты труда, затраты на их выплату не включаются в налоговую базу при расчете единого налога (см. также Письмо ФНС РФ от 04.04.2011 № КЕ-4-3/5226).

Альтернативная позиция по данному вопросу отражена в Постановлении ФАС СЗО от 14.11.2013 по делу № А66-420/2013. В нем арбитры пришли к выводу, что к расходам на оплату труда можно отнести любые компенсации, в том числе за разъездной характер работы.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда.

В соответствии с Трудовым кодексом работодатель обязан за счет собственных средств улучшать условия и охрану труда работников (ст. 212, 226). Эти средства должны быть направлены на мероприятия, перечисленные в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н), в частности:

  • на устройство новых или модернизацию уже имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

  • на устройство новых или реконструкцию имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе;

  • на расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений;

  • на приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;

  • на устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации для обеспечения безопасности работников.

В связи с тем, что затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников поименованы в указанном типовом перечне, они с точки зрения ст. 252 НК РФ являются экономически оправданными. Вместе с тем эти затраты не попали в перечень разрешенных расходов при УСНО. Как следствие, их нельзя включить в расходы, учитываемые при расчете единого налога. На это обстоятельство указано в письмах Минфина России от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908, от 06.12.2013 № 03-11-11/53315.

Сомнительный (безнадежный) долг.

Организации и предприниматели могут признать имеющуюся дебиторскую задолженность сомнительным долгом для целей налогообложения, если она одновременно удовлетворяет критериям, определенным п. 1 ст. 266 НК РФ:

  • возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг);

  • не погашена в сроки, установленные договором;

  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При соблюдении этих условий задолженность признается сомнительной, независимо от принимаемых мер по ее взысканию.

Кроме того, имеющийся долг можно квалифицировать как безнадежный, то есть нереальный к взысканию, если выполняется одно из перечисленных условий (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • истек срок исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ);

  • обязательство должника прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ), либо на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ), либо в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Также долг может быть признан безнадежным на основании постановления пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенного в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом расходы в виде сумм списанных безнадежных долгов в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и их нельзя учесть при определении налоговой базы (см. Письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-11-06/2/57). По той же причине нельзя учесть при налогообложении расходы, связанные со списанием сомнительных (безнадежных) долгов (см. письма Минфина России от 20.02.2016 № 03-11-06/2/9909, от 23.06.2014 № 03-03-06/1/29799).

Схожий вывод сделан и в Постановлении АС УО от 01.03.2016 № Ф09-1185/16 по делу № А34-7050/2014.

Вместо заключения.

Вышеприведенные расходы, по сути, являются лишь малой частью рискованных для «упрощенца» расходов, которые контролирующие органы запрещают учитывать при налогообложении. На практике из налоговой базы могут быть исключены и другие расходы (их примерный перечень для наглядности приведен в таблице).

Вид расхода

Реквизиты документа, где указан запрет на его признание в налоговом учете

Расходы на специальную оценку условий труда

Письма Минфина России от 30.06.2014 № 03-11-09/31528, от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551

Расходы на информационные услуги

Письмо Минфина России от 16.04.2014 № 03-07-11/17285

Расходы в виде себестоимости испорченного товара

Письмо Минфина России от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22114

Расходы на оплату услуг организаций, предоставляющих персонал

Письмо Минфина России от 20.12.2012 № 03-11-06/2/147, Постановление АС ЦО от 21.12.2017 № Ф10-5515/2017 по делу № А09-1617/2017

Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции

Письма Минфина России от 11.10.2017 № 03-11-11/66516, ФНС России от 06.08.2014 № ГД-4-3/15322@

Расходы на плату за право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)

Письмо Минфина России от 22.01.2013 № 03-11-06/2/10

Расходы на ведение реестра акционеров

Письмо Минфина России от 17.11.2014 № 03-11-06/2/57962

Расходы по реконструкции, проектным работам, переводу квартиры из жилого в нежилой фонд

Письмо Минфина России от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31778

Расходы на подписку на периодические издания

Письмо Минфина России от 07.05.2015 № 03-11-03/2/26501

Расходы на приобретение опциона на право заключения договора аренды

Письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-11-06/2/08

Расходы на оплату задолженности за реорганизованную организацию

Письмо Минфина России от 13.02.2015 № 03-11-06/2/6553

Расходы в виде признанных должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе неустоек

Письмо Минфина России от 09.12.2013 № 03-11-06/2/53634

Расходы, которые понес ИП до своей регистрации

Письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-11-11/142

Расходы ИП на обучение и командировку

Письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-11-11/167

Представительские расходы

Письмо Минфина России от 23.03.2017 № 03-11-11/16982

Контролеры при проведении камеральных и выездных проверок будут собирать доказательства реальности сделок, а также с особой скрупулезностью искать подтверждения умышленного ухода от налогов. К примеру, «упрощенца» могут заподозрить в умышленном уходе от налогов, если он раздробил свой бизнес исключительно с одной целью – снизить налоговую нагрузку посредством применения специальных налоговых режимов. На это прямо указывают сами контролеры в своем письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (п. 13.2 Методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщиков, направленном на неуплату налогов).

Особенности перехода на усн при регистрации ип

Сроки предоставления заявления и порядок перехода могут меняться в зависимости от уже имеющейся системы налогообложения:

  • При переводе ЕНВД или общей системы на УСН заявка подается в декабре предыдущего года. Новый режим начинает работать с 1 января.
  • В случае смены ЕНВД на УСН дополнительно оповещаются налоговые органы о прекращении действия системы вмененного дохода.

    Сообщить о смене нужно до 5 января нового периода.

  • Если деятельность, проводимая по ЕНВД, исключается на региональном и муниципальном уровне, или начинается новый вид деятельности, то заявка о прекращении прежнего режима подается в момент принятия решения. На это отводится 30 дней.

При выпадении последнего дня подачи документов на выходной или праздник, можно заявить о переходе на следующий рабочий день.

Если вовремя не подготовить заявку, то предприниматель не сможет перейти на УСН.

Несмотря на большое количество разнообразных налоговых режимов, предусмотренных законодательством, упрощенная система является самой выгодной и простой для ИП. Она изначально создавалась для облегчения налогообложения предпринимателей и поддержки малого бизнеса.

Основным достоинством системы считается экономность. Упрощенный режим не предусматривает больших налоговых отчислений. Поэтому налоги способны выплатить все предприниматели. В этом случае не наблюдается больших задолженностей.

Если осуществляется переход на УСН после регистрации ИП, то с бизнесмена не взимаются НДФЛ, НДС и имущественный налог. При выборе данной системы у предпринимателя появляются агент и возможность самостоятельного ведения кассовой отчетности.

Система предусматривает отчисления во внебюджетные организации, к каким относятся ПФР, ФМС. Размер платежа рассчитывается по специальной формуле.

15 доходы минус расходы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *