Содержание

Что такое совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ?

В статье 3 закона №-44 говорится о том, что совокупный годовой объем закупок — это общий объем финансовых денежных средств, предназначенный для осуществления покупок в соответствии с настоящим законом. Что включается в СГОЗ по 44-ФЗ?

В СГОЗ по 44-ФЗ включается:

  • Оплата контрактов, которые были заключены до начала нового финансового периода;
  • Оплата контрактов, заключенные в действующем финансовом периоде.

Как рассчитать СГОЗ по ФЗ-44?

Согласно закону правильный расчет СГОЗ подразумевает определение лимитов закупки у малых предпринимателей и некоммерческой организации. Управляющий предварительно подсчитывает полный объем покупок. Затем вычитывает из суммы те факторы, которые согласно закону при расчете СГОЗ не учитываются.

Подробная инструкция расчета СГОЗ по закону:

  1. Рассчитывается совокупный объем закупок для определенной компании за один год.
  2. Вычитается сумма на оплату товаров по кредитам, обороне, атомной энергии, закрытым закупкам и единственному поставщику.
  3. Из полученной суммы вычитается 15 процентов. Сумма округляется в большую сторону из-за высокой вероятности снижения стоимости в период проведения аукциона.

Формула совокупного годового объема закупок согласно закону: СГОЗ = П + Т + С

где,

П — Контракты, которые были заключены в прошлом году и подлежат оплате.

Т — Контракты, которые были заключены в настоящем году, полностью исполнены и подлежат оплате.

С — контракты, заключенные в текущем финансовом году и действуют в дальнейшем на несколько финансовых лет вперед.

Пример расчета:

Годовой объем приобретения товаров компании «Дак» — 5 миллион рублей. Часть закупок относится к оплате коммунальных услуг, интернета или телефонной связи. К примеру, сумма для оплаты подобных услуг — 1 миллион рублей. Еще 2 миллиона — это небольшие товары стоимостью от 100 до 400 тысяч рублей.

Итоговая сумма 5 миллионов рублей — 1 миллион рублей — 2 миллиона рублей = 2 млн руб. Около 15 процентов из этой суммы должны составлять закупки для СОНКО и СМП. Это около 300 тысяч рублей.

На эти денежные средства компания «Дак» заключает контракт с СОНКО и СМП. Сотрудники организации могут увеличить размер закупок. В законодательстве нет ограничения по этому поводу. При этом уменьшать объем приобретения товаров запрещается. Бывают ситуации, когда в процессе проведения аукциона подается только одна заявка. В этом случае сделка заключается с единственным поставщиком.

Особенности расчета СГОЗ для бюджетного учреждения

В соответствии с законом при расчете СГОЗ для бюджетного учреждения учитываются следующие особенности:

  • Бюджетные учреждения производят закупки за счет субсидий, которые предоставляются бюджетной системой Российской Федерации. Требования по проведению приобретенных товаров устанавливаются настоящим Федеральным законом. Исключением считаются ситуации, которые описываются в части 2 и 3 настоящего ФЗ;
  • Бюджетные учреждения производят закупки при наличии правового документа, который был принят в соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Если вы не знаете, как рассчитать СГОЗ в бюджетном учреждении, то расчет осуществляется аналогичным образом. В процессе осуществления закупки учитываются предоставленные выше условия. Пример расчета аналогичен.

Что брать в расчет. Из чего складывается совокупный годовой объем закупок

Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?
Это объясняется тем, что единой законодательной нормы, определяющей порядок и варианты расчета, а также случаи использования полученных значений, не существует. Поскольку от СГОЗ зависит объем денежных средств, планируемых к получению из бюджета федеральной или муниципальной структурой на выполнение своих функций, то и внимание к его расчету пристальное. Рассмотрим, какие вопросы возникают при расчете СГОЗ.
Управление МЧС заключает договоры на экстренную медицинскую помощь, возмещение коммунальных услуг и договоры с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства в целях:
1) возмещения расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, на основании документов, представляемых медицинской организацией;
2) возмещения арендатором арендодателю расходов последнего на оплату коммунальных услуг;
3) привлечения экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.
Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для случаев осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Следует ли включать указанные договоры в расчет СГОЗ (до 2 млн руб.)?
Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по общему правилу не может превышать два млн рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн руб.
Пункт 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определяет СГОЗ как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
По смыслу данной нормы в СГОЗ включается объем финансового обеспечения абсолютно по всем закупкам заказчика, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, при расчете СГОЗ следует учитывать объем финансового обеспечения по всем закупкам (включая закупки коммунальных услуг, а также товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий), осуществляемым путем проведения конкурсов, аукционов, запроса предложений, запроса котировок и у единственного контрагента (подрядчика, исполнителя), способом, определяемым в соответствии со ст. 111 указанного Закона. Те же средства, которые расходуются заказчиком не в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, не учитываются при расчете СГОЗ. К ним относятся, в частности, средства, направляемые на уплату налогов, взносов и иных обязательных платежей, на оплату труда работников и исполнение прочих обязательств, которые возникают не из гражданско-правовых договоров и должны заключаться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, а из иных оснований (например, в силу закона или на основании решения суда).
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ (в частности, пп. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, чч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами) любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется. Приведенные в вопросе отношения в упомянутый перечень не включены. Однако, несмотря на это, они, следуя букве закона, не могут рассматриваться как связанные с осуществлением закупок, не регулируются положениями Закона № 44-ФЗ, а следовательно, соответствующие расходы заказчика не должны учитываться при расчете СГОЗ. Рассмотрим подробнее.
1) Возмещение расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям
В соответствии с п. 5 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911, при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган исполнительной власти (смотрите так же п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно п. 146 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 № 668, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими организациями МЧС России. При этом организации МЧС России по заключенным договорам с медицинскими учреждениями производят расчеты за оказанную медицинскую помощь сотрудникам.
Таким образом, при определенных обстоятельствах (в случае оказания сотрудникам неотложной медицинской помощи, медицинской помощи по экстренным показаниям) обязанность территориального органа МЧС возместить расходы медицинской организации, оказавшей соответствующие медицинские услуги, возникает не на основании контракта (договора), а в силу требований, предусмотренных нормативными актами. Очевидно, что такие расходы не могут быть запланированы заранее (и отражены в плане графике в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ), что лицо, которому должны быть возмещены соответствующие расходы, определяется не заказчиком, а также что отношения, возникающие между заказчиком и соответствующей медицинской организацией, основаны не на договоре. Отношения между указанными лицами при таких обстоятельствах, в принципе, не могут быть урегулированы в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Нормативные акты не устанавливают для подобных случаев требования о заключении какого-либо договора между заказчиком и медицинской организацией, фактически оказавшей услуги.
Приведенные основания, как нам представляется, свидетельствуют о том, что на отношения между заказчиком и медицинской организацией, связанные с возмещением расходов последней по оказанию медицинской помощи сотрудникам заказчика, положения Закона № 44-ФЗ не распространяются.
2) Возмещение арендатором арендодателю расходов последнего на содержание объекта аренды (включая расходы по оплате коммунальных услуг)
Обязанность арендатора по возмещению затрат арендодателя на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ. Согласно этой норме арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, возмещение арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основано непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг, по существу, лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
Особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает, независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому есть все основания полагать, что отношения, связанные с возмещением казенным учреждением, арендующим недвижимое имущество, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.
3) Привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства
Представляется очевидным, что нормы Закона № 44-ФЗ неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств. По существу, этот вывод следует и из некоторых разъяснений, касающихся применения законодательства о контрактной системе. Так, например, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 № 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 отмечено, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования право отношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 № 14026-АП/Д04 по вопросам применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014, сфера правового регулирования которого, по сути, совпадает со сферой регулирования Закона № 44-ФЗ. Схожий вывод представлен в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в котором суд отметил, что положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным АПК РФ.
В связи с этим можно сделать вывод, что привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства должно осуществляться без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.
Поскольку все указанные в вопросе отношения с участием заказчика не могут рассматриваться как связанные с исполнением контракта, который должен заключаться в соответствии с Законом № 44-ФЗ, соответствующие расходы заказчика не связаны с оплатой контракта, осуществляются не в рамках закупки и, следовательно, не учитываются при расчете СГОЗ.
В заключение следует отметить, что разъяснений ФАС России и судебной практики по заданным вопросам в открытом доступе нет. Вышесказанное является экспертным мнением, предоставленным службой Правового консалтинга ГАРАНТ. За официальными же разъяснениями необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

>Что такое СГОЗ и как его считать

Что включается в совокупный годовой объем закупок

16.06.2017 Минфин в Письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у единственного поставщика на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в СГОЗ входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

ВАЖНО! СГОЗ изменяется в течение года. Это влияет на то, какие закупки и в каком объеме нужно проводить. Поэтому рекомендуем узнавать, например раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Примеры расчета

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2019 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2018 г. и исполненных в 2019 г. контрактов.

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО

Если размер СГОЗ — 10 млн рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн руб.), и от полученной суммы посчитать 15 %, т. е.:

(10 000 000 – 3 000 000) × 15 % = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок

Эта цифра должна составлять 10 % от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10 % = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн рублей.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 он может составлять 5 % от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн рублей.

10 000 000 × 5 % = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 он составит 50 % от СГОЗ. При этом по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн рублей.

10 000 000 × 50 % = 5 000 000 руб.

Обоснование годового объема закупок

В п. 6 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 установлено требование об обосновании годового объема закупок. Однако ни Постановление, ни утвержденные им формы обоснования не предусматривают порядка обоснования годового объема закупок. Однако, исходя из смысла ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ заказчик должен обосновать требуемый годовой объем закупок, исходя из своих нужд, возникающих при реализации полномочий, указанных в ст. 13 Федерального закона. То есть сначала определяется потребность в товаре, работе, услуге, исходя из полномочий заказчика, а затем обосновывает годовой объем закупок.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Контрактная система: рекомендации экспертов

Положение о контрактной службе государственного (муниципального) органа

Как подать жалобу на нарушение порядка проведения закупок по контрактной системе

Как правильно провести закупки по контрактной системе

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Как правильно провести закупки по контрактной системе

В чем состоят общие правила проведения закупки

Независимо от способа закупки есть общие правила, которые регулируют порядок проведения закупок (ст. 24–47 Закона № 44-ФЗ).

Отдельно необходимо упомянуть о таком важном моменте, как запрет для заказчика вести переговоры с участниками закупок (ст. 46 Закона № 44-ФЗ). Такой запрет касается заказчика, его должностных лиц, комиссий по осуществлению закупок и действует на всех стадиях закупок до определения победителя.

Когда победитель известен, этот запрет не применяется.

При проведении электронного аукциона закон не допускает проводить переговоры между заказчиком и оператором электронной площадки, а также между оператором и участниками закупки, если при этом создаются преимущественные условия или может быть разглашена конфиденциальная информация (ч. 2 ст. 46 Закона № 44-ФЗ).

Исключением является случай, когда ведение переговоров прямо допускается законом, например, при проведении закупки в виде двухэтапного конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ)*.

Расчет совокупного годового объема закупок по 44-ФЗ. Формула, пример

Пунктом 16 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе законодатель установил такой тезис как совокупный годовой объем закупок (далее — СГОЗ). Заказчик не имеет права заключать контракты на сумму, которая превышает размер этого показателя.

СГОЗ охватывает весь объем финансового обеспечения для проведения закупок заказчиком, в том числе для оплаты договоров, которые заключены до начала финансового года, но подлежащих оплате в предстоящем году. Чтобы сосчитать СГОЗ, не возбраняется применять формулу:

где

A — Суммы договоров, подписанные в предыдущем финансовом году, но оплачены будут в текущем;

B — Суммы договоров, которые подписаны и оплачены будут в текущем году;

C — Суммы договоров, заключенные на текущий, а также следующий год, но включается только та сумма, которая будет профинансирована в текущем году.

Ежегодно заказчиком создается план финансово-хозяйственной деятельности на предстоящий финансовый год для формирования доходов и расходов предприятия. План ФХД включает в себя все статьи расходов, включая налоги, заработную плату и т.п. В связи с этим, в целях удобства можно применить другую формулу по расчету СГОЗ:

где

ПФХД – общая сумма финансового обеспечения, которая выделена на финансовый год

ст.211 – сумма на расходы на оплату труда персонала

ст.212 – сумма на оплату труда мер социальной поддержки

ст.213 – сумма на начисления на оплату труда

ст.290 – сумма на оплату налогов

др.ст. – сумма других статей расходов, которые не относятся к сфере деятельности Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчик сам выбирает формулу для расчета СГОЗ, по своему удобству, но при этом результат расчета должен быть одинаковый.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое!

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ (СГОЗ) как считать пример 2018

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами. Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя.

СГОЗ — что это такое

Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг. Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году.

Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности. Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.

Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Определение СГОЗ играет немаловажную роль в планировании закупок товаров и услуг. Этот показатель необходим для следующего:

  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы. Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо. Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.
  2. Чтобы просчитать объем закупок, которые необходимо осуществить у поставщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих предприятий. В статье 30 44-ФЗ прописано, что на долю таких поставщиков должно приходиться не менее 15% от СГОЗ.
  3. Для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика. При этом цена одного контракта не может превышать 100 тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 93 44-ФЗ общий объем товаров и услуг, закупаемых таким методом, не может превосходить 5 % от СГОЗ. В сумме он не должен превышать 50 миллионов рублей.
  4. Для просчета количества товаров и услуг, которые можно закупить посредством запроса котировок. Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.

Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.

Основные правила расчета СГОЗ

Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:

  1. Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
  2. Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
  3. На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
  4. Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.

Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика

Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей). При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.

СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле:

Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей. Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно. Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую. Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Расчет СГОЗ для запроса котировок

Закупать товары и услуги посредством запроса котировок можно в размере, не превышающем 10% от СГОЗ. При этом сумма не должна превосходить 10 миллионов рублей. Это довольно жесткие рамки, которые установлены 72 статьей 44-ФЗ. Это нужно обязательно учитывать при распределении выделенных средств.

Методика расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся с СМП или СО НКО

Частью 1 статьи 30 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить закупки у СМП и СО НКО на сумму не меньше 15% от СГОЗ. Такие закупки можно проводить двумя основными способами:

  • Установить ограничение на участие поставщиков. В документации прописывается, что поучаствовать в закупке могут только СМП или СО НКО.
  • Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.

Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.

Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.

Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.

Объем закупок у СМП и СОНО.

Согласно ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.;

2) установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СПМ или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа данных организаций.

К сведению:

В силу Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относят компании, соответствующие критериям, названным в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 данного закона, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год составила до 100 человек, а доход от осуществления предпринимательской деятельности не превысил предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265, – 800 млн руб.

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», например, социальное обслуживание, защита окружающей среды и животных и пр.

При определении объема закупок у СМП И СОНО в расчет СГОЗ не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

То есть, чтобы рассчитать норму закупок у СМП И СОНО, необходимо определить СГОЗ и вычесть из него суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ и услуг, названных выше. Затем нужно рассчитать 15% от полученного результата. Например, СГОЗ образовательной организации на 2017 год составил 4 млн руб. Согласно плану-графику на 2017 год организация планирует закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика на 2 млн руб. Соответственно, у СМП и СОНО учреждение образования должно закупить товары, работы или услуги на 300 000 руб. ((4 000 000 — 2 000 000) руб. х 15%).

Обратите внимание:

В случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП и СОНО, и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки на общих основаниях не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП и СОНО (ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. Порядок подготовки отчета, его размещения в системе, а также форма отчета утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238.

В такой отчет заказчик включает информацию:

  • о заключенных контрактах с СМП и СОНО;
  • о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНО;
  • о заключенных контрактах, в которых СМП и СОНО в обязательном порядке привлекаются в качестве субподрядчиков и соисполнителей.

Создание контрактной службы.

На основании ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, если СГОЗ образовательной организации превышает 100 млн руб., необходимо создать контрактную службу (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если же СГОЗ не превышает 100 млн руб. и служба не создана, заказчик должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, – контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631.

Фото: www.ru.123rf.com

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, руководство учреждения образования должно утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы. В любом случае помните, что такая служба не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения) и у нее должен быть назначен руководитель.

К сведению:

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактным управляющим может быть только сотрудник образовательной организации. При этом характеристика квалификации, необходимой для занятия должности контрактного управляющего, содержится в профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок», утвержденном Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Закупки до 100 000 рублей.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может иметь место в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб., 5% СГОЗ и не должен составлять более чем 50 млн руб.

Выбор первого или второго варианта остается за учреждением.

Обратите внимание, что указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Итак, у учреждения образования СГОЗ составил 5 млн руб. Если для осуществления закупок у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ это учреждение выберет 5% от СГОЗ, оно сможет осуществить не так и много закупок с помощью контрактов до 100 000 руб., поскольку это всего лишь 250 000 руб. (5 000 000 руб. х 5%). А если оно выберет 2 млн руб., именно на эту сумму учреждение образования сможет осуществить закупки у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. А оставшиеся 3 млн руб. придется израсходовать путем закупок, проведенных иными способами.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение), годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Годовой объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 10% совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки.

Обратите внимание:

Заказчику необходимо осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства общие закупки в размере 18% совокупного годового стоимостного объема договоров и специализированные закупки в размере 10% совокупного годового стоимостного объема договоров (Письмо Минэкономразвития РФ от 31.01.2017 № Д28и-545).

При расчете такого совокупного годового стоимостного объема закупок не учитываются закупки, предусмотренные п. 7 Положения (их более 30, поэтому назовем лишь некоторые):

а) закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях»;

б) закупки финансовых услуг, включая банковские, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

в) закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

г) закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;

д) закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;

е) закупки услуг по обеспечению защиты персональных данных в информационных системах, если начальная (максимальная) цена таких закупок превышает 200 млн руб.

К сведению:

Согласно ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ информация о годовом объеме закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Годовой объем закупок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *