Содержание

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

ВАЖНО! Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем закупок у субъектов малого предпринимательства (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта. Штраф 50 000 рублей.
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче разъяснений документации. Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей.
Нарушения в части содержания протоколов, которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ. Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков подачи заявок на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера. Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей.
Несоблюдение объема закупок среди МСП в процедурах отдельными видами юридических лиц. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Основания

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

План закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты утверждения и не позднее 31 декабря текущего года.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Протоколы закупки.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

ВАЖНО! Помните, что вместе с извещением о проведении конкурентной закупки необходимо разместить закупочную документацию (исключение — запрос котировок) и проект договора!

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

Обзор практики контроля закупок в рамках закона № 223-фз

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации. Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП. Какие обстоятельства влияют на меры ответственности Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т.д.).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Огранчение конкуренции ответственность по 223 ap 2018

ВажноТак, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.
ИнфоВ течение длительного времени обсуждалась возможность введения более строгих требований к закупкам, сближение с законом №44-ФЗ. ФАС предложены свои меры, о которых можно узнать из нашей статьи Стандарт осуществления закупочной деятельности – ФАС. ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения.
Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ.

Ответственность заказчиков Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Административная ответственность по 223-фз Какие обстоятельства влияют на меры ответственности Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т.д.).
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены. Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов.

Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

Порядок заключения договора

Договор по результатам закупки, проведенной по правилам Закона N 223-ФЗ, заключайте на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией и извещением, а также заявкой победителя процедуры. Детальный порядок заключения договора должен быть предусмотрен в положении о закупке. Сроки и порядок обмена документами вы можете установить в положении в зависимости от способа и формы закупки (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

По итогам конкурентной закупки при необходимости вы можете заключить договоры с несколькими участниками. Но для этого в вашем положении о закупке должны быть установлены случаи, когда это возможно, и порядок действий для заключения таких договоров (ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Заполните проект договора, включив в него предложение участника

Для заключения договора по итогам конкурентной процедуры добавьте в проект договора, который размещали вместе с извещением, сведения из заявки участника — реквизиты победителя, его ценовое предложение, иные условия исполнения договора в зависимости от способа закупки.

Если же заключаете договор с единственным поставщиком и вашим положением не предусмотрено размещение такой закупки в ЕИС, просто позаботьтесь о том, чтобы соответствующая процедура была отражена в плане закупки, и заключайте договор в порядке, предусмотренном вашим положением о закупке (ч. 5.1 ст. 3, ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Заключите договор в надлежащей форме

Заключите договор по итогам закупки, составив единый документ, который вы подпишете (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ).

Если закупку проводили среди СМСП, при заключении договора вам необходимо учитывать особенности, установленные законом. Договор по результатам такой закупки всегда заключается на электронной площадке с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

В случае разногласий по проекту договора потенциальный поставщик вправе направить протокол разногласий через электронную площадку. Учитывайте замечания по такому протоколу, только если они состоят в том, что договор не соответствует извещению, документации или заявке участника. Если замечания обоснованны, исправьте договор и направьте участнику через площадку. Если вы отказались полностью или частично учесть замечания, составьте отдельный документ с причинами такого отказа и направьте его вместе с договором на площадку (ч. 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

После бумажной конкурентной процедуры или электронной процедуры среди любых участников, а не только СМСП, вы можете заключить договор как на бумаге, так и путем обмена электронными документами. Закон N 223-ФЗ в этом вас не ограничивает, действуйте в соответствии с вашим положением о закупке.

Получите от участника обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ

Порядок обеспечения исполнения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Если установили такие требования, действуйте строго в соответствии с вашим положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Если проводили закупку только среди СМСП, требуя от участника обеспечение исполнения договора, соблюдайте два правила (п. 26 Положения об особенностях участия СМСП в закупках):

  • предоставьте участнику право самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения договора. Он может сделать это путем внесения денежных средств на ваш счет, предоставить банковскую гарантию или выбрать иной способ, предусмотренный вашим положением о закупке;
  • размер обеспечения должен быть равен размеру аванса или не превышать 5% от начальной цены договора, если авансирование не предусмотрено.

Срок, к которому участник должен предоставить обеспечение исполнения договора, также установите в соответствии с вашим положением о закупке. Можно, например, предусмотреть, чтобы участники предоставляли обеспечение одновременно с подписанным со своей стороны договором или в определенный срок после его заключения.

Если установили, что обеспечение исполнения предоставляется до заключения договора, и участник нарушил этот срок, то обеспечение заявки такому участнику не возвращается (ч. 26 ст. 3.2, ч. 17 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Направьте сведения в реестр договоров

Вне зависимости от способа закупки, направьте сведения о договоре в Казначейство для включения в реестр договоров, используя функционал ЕИС. Исключение составляют договоры, заключенные по результатам закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС.

Если заключили договор стоимостью больше 100 тыс. руб. (500 тыс. — для крупных заказчиков) неконкурентным способом и не размещали сведения в ЕИС, все равно направьте информацию о таком договоре в реестр — в этом случае система позволяет не заполнять сведения об извещении.

Срок направления сведений — в течение трех рабочих дней с момента заключения договора (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).

  • Можно ли осуществить несколько закупок стоимостью не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика по закону 223 ФЗ
  • Образец извещения о закупке у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
  • Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по Закону N 223-ФЗ
  • Какие особенности закупки в форме электронных торгов предусмотрены Законом N 223-ФЗ
  • Можно ли заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить рамочный договор
  • Как размещать в ЕИС сведения о закупке по Закону N 223-ФЗ
  • Каков порядок отмены закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ
  • Как заказчику провести запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ
  • Как провести открытый запрос котировок в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
  • Как проводить открытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ

Срок заключения договора при закупке по Закону N 223-ФЗ

Заключать договор по итогам конкурентной закупки следует в срок не менее чем через десять дней и не более чем через двадцать дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола закупки. Если поступила жалоба в антимонопольный орган или в соответствии с законодательством вам для заключения договора нужно получить одобрение органа управления, заключите договор не позднее чем через пять дней с даты такого одобрения или с даты принятия антимонопольным органом решения по жалобе (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Если получили уведомление о жалобе, не заключайте договор, пока антимонопольный орган не вынесет свое решение. Заключенный таким образом договор является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Если по истечении срока заключения договора потенциальный поставщик не предпринимает действий по заключению договора, например не предоставил в предусмотренный документацией срок обеспечение или не вернул подписанные экземпляры договора, вы вправе направить сведения о включении такого лица в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).

В таком случае, в зависимости от того, что предусмотрено вашим положением о закупке, вы можете, например, заключить договор с участником, сделавшим второе предложение, либо признать закупку несостоявшейся и выбрать победителя заново.

При закупке у единственного поставщика срок заключения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Установите сроки заключения таких договоров самостоятельно в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).

  • Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика
  • Какую отчетность составлять при закупках по Закону N 223-ФЗ
  • Как внести изменения в план закупки по Закону N 223-ФЗ
  • Как разместить в ЕИС отчетность о закупках по Закону N 223-ФЗ
  • Нужно ли составлять документацию о закупке стоимостью не более 100 тыс. руб. по закону 223 ФЗ
  • Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
  • Как составить документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ
  • Какие основания для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть в положении о закупке

Заключение договора по 223-ФЗ: сроки 2018 года

Заказчики прописывают сроки заключения контракта по 223-ФЗ в своих положениях. Закон никак не ограничивает их в определении этого периода, но важно учитывать свой план закупок, чтобы не отступать от сроков. Контракт, сведения о котором были включены в план закупок, необходимо заключить в том же году, на который был составлен план.

Также следует придерживаться требований Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135. В нем сказано, что участник вправе обжаловать результаты закупки в течение 10 дней. Если установить срок подписания контракта по 223-ФЗ раньше этого времени, интересы остальных участников будут нарушены.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заключение договора предусматривает следующие мероприятия:

  • подготовка проекта договора для подписания заказчиком и организацией, выбранной в качестве победителя;
  • подписание договора;
  • контроль за выполнением всех условий для вступления договора в силу.

Срок заключения договора по 223-ФЗ у единственного поставщика

Условия закупки и срок заключения договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ заказчик также указывает в своем положении.

Например, Почта Банк проводит такие закупки в следующих случаях:

  • если проведенные ранее закупки были признаны несостоявшимися;
  • проводится закупка услуг связи, тепло-, электро-, энерго-, газо- и водоснабжения, канализации;
  • проводится закупка продукции в рамках выполнения банком поручений, решений и актов Правительства РФ или Банка России;
  • заключается договор в связи с осуществлением банком спонсорской деятельности.

Сроки заключения договора по 223-ФЗ у Почта Банка прописаны в положении. Он должен быть подписан в срок, указанный в извещении, но не ранее 10 дней с даты опубликования подведения итогов.

Заключили договор с автономным учреждением на поставку мяса и рыбы. Сначала по документации срок оплаты за товар составлял 30 дней. Но за несколько дней до конца подачи заявок срок они изменили, увеличили до 90 дней. Запрос на разъяснение мы не подавали, подписали договор. Но возник вопрос: эти действия заказчика законны?

Узнать ответ «

Еще один крупный заказчик АО «Мобильные ГТЭС» также прописал в положении конкретные случаи, когда ее можно провести. Перечислим самые часто встречающиеся ситуации:

  • продукцию можно купить только у одного поставщика, и замены ей нет;
  • закупка проводится у дочерних компаний АО «Мобильные ГТЭС»;
  • закупаются услуги по обучению сотрудников и проведению семинаров;
  • закупаются услуги по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства;
  • требования о заключении договора с конкретным поставщиком указаны в законодательстве;
  • закупаются услуги физлиц с использованием их личного труда (адвокаты, нотариусы);
  • закупку проводят в чрезвычайных обстоятельствах (в условиях ЧС), когда нецелесообразно тратить время на более сложные процедуры. АО «Мобильные ГТЭС» установило одинаковый срок подписания договора по 223-ФЗ: не ранее 10, но не позже 20 дней.

Срок заключения договора по 223-ФЗ по запросу котировок

Срок заключения договора по 223-ФЗ по запросу котировок смотрите в положении конкретного заказчика и в документации о закупке. Как правило, устанавливается единый период для всех способов.

Рассмотрим процесс заключения договора пошагово для крупнейшего заказчика АО «Мобильные ГТЭС»:

  1. заказчик направляет победителю уведомление и приглашает подписать протокол о результатах. В протоколе указывают цену, срок и другие существенные условия;
  2. победитель подписывает протокол в течение пяти рабочих дней;
  3. стороны подписывают окончательный проект договора в течение 20 дней (этот же срок применяется и для субъектов МСП);
  4. победитель предоставляет обеспечение исполнения договора;
  5. в некоторых случаях победитель должен заключить договор страхования рисков гибели или повреждения объекта, материалов или оборудования.

Если вы нарушите сроки, не предоставите обеспечение, то вас могут признать уклонившимся от подписания договора. Это чревато попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Срок заключения договора по 223-ФЗ с СМП

В соответствии с постановлением Правительства от 11.12.2014 №1352 субъектам малого и среднего бизнеса предоставляют определенные преимущества. Они касаются:

  • размера обеспечения — он меньше, чем для других участников закупки;
  • способа внесения средств в качестве обеспечения — субъекты МСП могут выбрать один из предоставленных заказчиком вариантов;
  • срока заключения контракта — он сокращен и четко указан в законе;
  • срока оплаты по договору — он не может превышать установленного периода.

Для малых и средних предприятий размеры обеспечения не могут превышать:

  • двух процентов от цены договора, указанной в заявке на участие — если речь идет об обеспечении заявки;
  • пяти процентов от цены договора — если речь идет об обеспечении исполнения договора (при этом если договором предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть больше суммы аванса).

Также для субъектов МСП установлен особый порядок возврата обеспечения. Он различается в зависимости от результате закупки.

Обеспечение заявки вам вернут в течение семи дней, если:

  • вы не стали победителем закупки. В такой ситуации семь дней отсчитываются с момента подписания протокола;
  • вы выиграли. В таком случае деньги вам перечислят в течение семи дней со дня заключения договора. Те же сроки действуют, если договор по каким-то причинам не был заключен.

О новом алгоритме работы с обеспечением заявок вы можете узнать из удобной схемы, специально разработанной для участников

Если закупка, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признана несостоявшейся, и договор не был заключен, заказчик может провести повторную закупку среди всех участников на общих условиях.

Заказчик обязан подписать договор с победителем не позднее чем через 20 дней с момента оформления итогового протокола. После того, как условия контракта будут выполнены, оплатить товары, работы или услуги обязаны в течение 30 дней со дня, когда был подписан акт приемки.

Может ли заказчик продлить договор без конкурентных процедур?

Александров Алексей

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

Государственным унитарным предприятием (ГУП) по результатам торгов был заключен договор на оказание охранных услуг в качестве заказчика в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Пролонгация договором не предусмотрена (не является «автоматической»). Может ли ГУП заключить дополнительное соглашение о продлении договора (пролонгации) без проведения конкурентных процедур, анализируют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Алексей Александров.

Прежде всего, отметим, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики, в том числе государственные унитарные предприятия (п. 1 ч. 2 ст. 1 этого федерального закона), при осуществлении закупок руководствуются, помимо Закона о закупках, Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке.

Понятие «закупка» Законом о закупках четко не определено. Но из некоторых норм Закона о закупках (например, из п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона, определяющего, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, из ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, согласно которому проект договора является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке) следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. При этом положение о закупке должно регулировать также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках). Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора и само заключение договора.

Договор порождает обязательства, то есть права и обязанности его сторон (ст. 307 ГК РФ), которые возникают с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). Следовательно, исполнение договора, реализация прав и обязанностей, уже возникших из него, не является предметом регулирования Закона о закупках. Равным образом под действие Закона о закупках не должно подпадать и изменение договора. Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим ГК РФ, другими законами или договором. Закон о закупках не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона о закупках предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в установленном этим Законом порядке, что само по себе подтверждает возможность изменения договора, заключенного в соответствии с Законом о закупках.

Заметим, что в отношении некоторых видов обязательств законом прямо установлено, что их регулирование может осуществляться как путем заключения нового договора, так и путем продления срока действия ранее существующего, например, в отношении договора энергоснабжения (п. 2, п. 3 ст. 540 ГК РФ).

ВНИМАНИЕ!

Между продлением ранее заключенного и заключением нового договора существует различие, на что в ряде случаев специально указывается в правоприменительной практике:

  • постановление ФАС Уральского округа от 10 июля 2007 г. № Ф09-5207/07-С5,
  • постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2006 г. № А13-3888/2005-13.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Законом к существенным условиям договора купли-продажи отнесены наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ), включая договор поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ), а к существенным условиям договоров подряда и услуг – определение работ или услуг соответственно (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, п. 1 ст. 779 ГК РФ). Соответственно, согласование таковых существенных условий может квалифицироваться как заключение договора вне зависимости от того, каким образом поименован документ, в котором отражено таковое согласование (ст. 431 ГК РФ).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Правовая позиция ВАС РФ по вопросу о продлении договора аренды:

Автоматическое продление договора аренды по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон, предусмотренное условиями этого договора, означает, что фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Логика приведенных разъяснений ВАС РФ позволяет применить их к любому другому виду гражданско-правового договора, длящийся характер исполнения обязательств по которому непосредственно связан со сроком его действия. В частности, в отношении договора возмездного оказания услуг может быть применена и такая логика: его предметом является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), и можно сказать, что при продлении договора стороны согласовывают совершение новых определенных действий, пусть и аналогичных выполняемым ранее (определенные в ранее подписанном договоре уже совершены).

Безусловно, возникает вопрос о разграничении новой закупки и «простого изменения» договора. По нашему мнению, следует исходить из того, что изменением, не являющимся новой закупкой, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, изначально предусмотренное условиями заключенного договора или необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например выявление необходимости выполнения дополнительных работ по договору подряда (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ). Если же фактически согласовываются новое количество товара, новый объем работ или услуг (на новый срок), даже если такое соглашение именуется изменением или дополнением ранее заключенного договора, оно может считаться новым договором, а его заключение – новой закупкой.

Таким образом, поскольку в результате продления срока действия договора оказания охранных услуг стороны достигают соглашения о приобретении этих услуг в течение нового срока и, следовательно, о новом объеме услуг, такое продление должно расцениваться как новая закупка. Дополнительное соглашение к ранее заключенному договору, устанавливающее права и обязанности сторон на новый срок, в этой ситуации может быть квалифицировано как новый договор. Очевидно, что в случае осуществления новой закупки заказчику в силу ч. 1, ч. 2 ст. 2 Закона о закупках следует руководствоваться утвержденным положением о закупках и включать информацию о такой закупке в план закупок, формируемый и размещаемый на официальном сайте заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках.

Напомним, что Закон о закупках не определяет порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а требует от заказчика определить их в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках). Поэтому для осуществления закупки нового объема охранных услуг (продления срока действия договора об оказании таких услуг) без проведения конкурентных процедур необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена положением о закупке. Это можно сделать в том числе путем внесения изменений в ранее утвержденное положение о закупке, предусмотрев возможность проведения закупок у единственных поставщиков, подрядчиков, исполнителей путем продления ранее заключенных договоров (ч. 1 ст. 5 Закона о закупках).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, а также с правовой позицией судов и историей судебных решений, не затратив много времени на самостоятельный анализ Вам поможет система ГАРАНТ и ее специальный информационный блок «Энциклопедия судебной практики».

Изменение предмета договора по 223-ФЗ

1. Возможность скорректировать план закупки предусмотрена в упомянутом пп. «а» п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг). Изменения должны быть опубликованы в течение 10 календарных дней с даты их принятия (п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке).

2. В отличие от контрактного законодательства Федеральный закон от 18.07.2011 г. №223-ФЗ не содержит жестких требований по условия изменения договора. Возможность изменения условия предусмотрена (см. ч. 5 ст. 4 Федерального закона). Поэтому Вы можете внести указанные в вопросе изменения.

3. Да, в отношении 223-ФЗ это возможно.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Попробовать бесплатно

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Как провести торги, чтобы выбрать поставщика (подрядчика) в соответствии с Законом № 223-ФЗ

«Изменения условий закупки*

Если предприятие внесло изменения в:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • разъяснения положений такой документации,

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках».

2. Постановление 14 ААС от 18.06.2014 № А66-8169/2013

«План закупки товаров, работ, услуг ОАО «Тверьавтотранс» на 2013 год в соответствии с действующими нормативными актами размещён на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Пункт 8 Правил формирования плана закупок товаров (работ, услуг) предоставляет заказчику возможность корректировать план закупок в случае изменения потребности в товарах, сроках их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора.

ОАО «Тверьавтотранс» на основании вышеуказанных норм права и положения о закупках товаров, работ, услуг внесены изменения в план закупки товаров, работ, услуг на 2013 год в части способа закупки у единственного поставщика».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

Под ограничением конкуренции по 223-ФЗ понимают координацию участников, согласованные действия, различные антиконкурентные отношения, которые мешают честной борьбе за победу на торгах. Выделим признаки ограничения конкуренции по 223-ФЗ, расскажем об ответственности и как составить жалобу на ограничение конкуренции.

Под ограничением конкуренции по 223-ФЗ понимают координацию участников, согласованные действия, различные антиконкурентные отношения, которые мешают честной борьбе за победу на торгах.

Статья в 223-ФЗ об ограничении конкуренции

Конкуренция — это соперничество участников одного товарного рынка (рынка услуг или работ). Главные отличительные черты ее нарушения — это наличие договоренности и целенаправленное влияние на результат закупочной процедуры.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Об ограничении конкуренции говорится в ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Там сказано, что заказчики должны руководствоваться следующими принципами:

  • открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и незаконных ограничений для участников;
  • эффективное расходование денег;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке.

Совет от Системы Госзаказ

Если пропишете запрет участвовать в закупках аффилированным лицам в документации или положении о закупке, ограничите конкуренцию. Так считает ФАС. Например, контролеры установили, что заказчик прописал в документации запрет на допуск к закупке аффилированных между собой организаций. Специалисты антимонопольной службы пояснили: сама по себе аффилированность не доказывает, что участники вступят в сговор или недобросовестно выполнят контракт. Требование заказчика неправомерно и ограничивает конкуренцию (решение ФАС от 25.05.2018 № 223ФЗ-360/18).

Из рекомендации Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ

Как подать жалобу на ограничение конкуренции по 223-ФЗ

Поставщик по 223-ФЗ вправе пожаловаться на заказчика или ЭТП в ФАС или подать исковое заявление в суд. Вторым способом можно воспользоваться всегда, первым – только в конкретных случаях. Кроме того, есть возможность решить конфликт мирно. Читайте, от кого еще заказчик рискует получить жалобу и когда решение контролера можно обжаловать.

Срок подачи жалобы на ограничение конкуренции по 223-ФЗ зависит от того, на каком этапе закупки произошло нарушение. Если на стадии приема заявок, участнику нужно успеть до конца этого периода. Если закон был нарушен на этапе рассмотрения заявок или в ходе процедуры снижения цены, подать жалобу нужно до подписания контракта.

Можно подать электронную жалобу или отправить в Управление ФАС в своем регионе. Если ФАС не отклонила обращение в течение двух дней, значит оно принято к рассмотрению. Отклонить жалобу могут, если она анонимная, не соответствует требованиям закона или истек срок.

Жалоба в ФАС на заказчика, который работает по 223-ФЗ Скачать образец

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ: образец жалобы

В шапке укажите, в какое управление подаете жалобу. Необходимо его наименование, адрес, телефон. В названии документа конкретизируйте, на кого именно жалуетесь, — участника или заказчика. В обстоятельствах дела укажите дату размещения извещения, номер и предмет закупки, предмет, наименование заказчика.

Пропишите все свои данные, включая адрес и контакты. Объясните суть проблемы максимально подробно. Если комиссия необоснованно отклонила заявку, внесите в жалобу ФИО всех членов комиссии, дату размещения в ЕИС протокола, указанную причину отклонения заявки.

Например:

«___»_______ 20 __ г. на электронной площадке разместили протокол №111 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом запросе котировок в электронной форме. Комиссия приняла решение отказать в допуске к участию нашей компании в связи с _____________________________ (пояснения).
Состав комиссии: председатель: _______________________, заместитель председателя: _______________________, члены комиссии: ______________.
Указанные в протоколе обстоятельства не соответствуют действительности, ввиду____________________________________________________________________.
Действия заказчика неправомерны, поскольку __________________________________. Они привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для победы _______________ в указанной закупке».

Напишите, какие именно пункты законодательства нарушил заказчик, например, требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Обязательно укажите, что требуете от антимонопольного органа:

«Провести проверку по изложенным в жалобе фактам, аннулировать результаты закупки и всех протоколов, обязать заказчика повторно рассмотреть и оценить заявки».

Приложите к жалобе все подтверждающие факт ограничения конкуренции по 223-ФЗ документы.

Запрет дискриминации в законе № 223-ФЗ

Общее положение о поддержке нормальной конкуренции отражено в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) в виде принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

Нарушение этого принципа можно раскрыть через определение, содержащееся в ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ):

  • согласование действий организатора закупки и участника (участников);
  • создание организатором преимуществ для одного или нескольких участников;
  • нарушение порядка определения победителя закупки в пользу одного из участников;
  • участие организатора торгов, заказчика или их работников.

Первое из этих нарушений трудно доказуемо и практически не встречается. Кроме того, оно всегда имеет внешнее выражение во втором или третьем. Четвертое нарушение очевидно, поэтому также встречается редко. Далее мы более подробно остановимся на самом распространенном виде нарушений — это создание преимуществ для одних участников в ущерб другим.

Отметим, что суды не всегда считают возможным применение к закупке по закону № 223-ФЗ норм закона № 135-ФЗ, несмотря на то что в его ст. 17 прямо говорится о 3 способах закупки (см. постановление АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014).

Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ

Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.

В течение длительного времени обсуждалась возможность введения более строгих требований к закупкам, сближение с законом №44-ФЗ. ФАС предложены свои меры, о которых можно узнать из нашей статьи Стандарт осуществления закупочной деятельности – ФАС.

ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).

Дискриминация при установлении параметров закупки

Регулирование закупки осуществляется определенным положением, и закупочная документация должна ему соответствовать. Ограничивающими конкуренцию положениями считаются:

  • установление заказчиком требований, которые невозможно выполнить, например установление окончание срока приема заявок на участие в запросе предложений через 1 день после размещения извещения о проведении конкурентной процедуры (п. 8 Обзора судебной практики, утв. ВС РФ 16.05.2018, далее — Обзор);
  • избрание способа закупки, ведущего к ограничению круга потенциальных участников. Примером может служить отсутствие в положении о закупке критериев и случаев осуществления закупки у единственного поставщика, что позволяет заказчику без ограничений осуществлять выбор поставщика и устранять конкуренцию на рынке (п. 9 Обзора).
  • включение в закупочную документацию требований о поставке товара определенного товарного знака без достаточных оснований также является ограничением конкуренции (п. 10 Обзора).
  • порядок закупки, создающий преимущество для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСНО (определение от 22.07.2015 № 303-КГ15-7460).
  • включение в 1 лот услуг, технологически между собой не связанных, оказываемых на разных удаленных территориях в разное время года (п. 9 Обзора практики, утв. ФАС России от 03.10.2018 № 10).

Документацию следует обжаловать своевременно, до проведения торгов, поскольку нередко встречается довод о том, что участник не оспорил в установленном порядке документацию и принял участие в торгах на предложенных условиях (пример: постановление АС СЗО от 04.02.2016, дело № А56-22969/2015).

Обжалование в ФАС требований документации

Практика показывает, что обращение с жалобой на требования документации заказчика, ограничивающие конкуренцию, в территориальные органы ФАС РФ во многих случаях результативно.

Так, ФАС признаются в качестве ограничительных следующие требования к участникам:

  1. Установление заказчиком в документации обязательного требования к участникам конкурса об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам более 1 000 руб. и необходимости представления в составе заявки соответствующей справки из ФНС России, полученной не ранее даты размещения в ЕИС извещения и документации (решение ФАС РФ от 06.07.2016 № 223ФЗ-326/16).
  2. Установление в документации обязательных требований о наличии в штате участника аукциона 200 работников (решение ФАС РФ от 30.06.2016 № 223ФЗ-306/16).
  3. Предоставление банковской гарантии только банками из перечня (решение ФАС РФ от 29.04.2016 № 223ФЗ-173/16).
  4. Обладание производственными мощностями (решение ФАС РФ от 27.04.2016 № 223ФЗ-165/16).
  5. Установление требований об отсутствии негативного опыта (решение ФАС России от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16).
  6. Неизмеряемые требования и т. д.

Поэтому таким способом обжалования документации, как обращение в территориальные органы ФАС РФ, пренебрегать не рекомендуем.

***

Итак, дискриминирующие условия закупки встречаются нередко, поэтому с 01.01.2017 законодатель сузил сферу действия закона №223-ФЗ. Во всех случаях установления ограничительных, неясных, нецелесообразных требований рекомендуется рассматривать возможности обжалования закупочной документации, действий заказчика, конкурсной или аукционной комиссии в территориальных органах ФАС РФ и в судебном порядке.

Можно ли продлять договоры, заключенные до ввода 223-ФЗ?

Действующая база 223 ФЗ содержит в себе ряд «спорных» моментов, которые в некоторых ситуациях могут трактоваться по-разному. К числу таких моментов относится и возможность пролонгации договоров, заключенных еще до вступления в силу Федерального Закона № 223.

Несмотря на существующее мнение о том, что, если в текст договора внесен пункт о возможности автоматического продления, то контракт не подлежит перезаключению по окончанию финансового года, без дополнительных заявлений со стороны исполнителя, либо заказчика, это не совсем так. Продление договора — это, так или иначе, новые правовые отношения, стало быть, и осуществлять их необходимо в точном соответствии с нормами ныне действующего законодательства РФ.

Таким образом, если вы желаете избежать неприятных проблем с законом, то, лучше всего, все же перезаключать все договора в нормативном порядке. В любом случае, при правильном подходе к участию в тендере, ваш поставщик всегда сможет и не единожды доказать свое лидерство и свою высокую эффективность по сравнению с конкурентами.

Эксперты BiCo готовы предложить свою поддержку!

Какой бы бизнес-процесс не ждал вас впереди — переоформление документов, участие в государственной или коммерческой закупке, либо отстаивание интересов в зале суда, профессионалы ГК BiCo всегда рады протянуть вам руку помощи!

Только у нас вы найдете:

  • Самые актуальные и привлекательные тендеры крупнейших заказчиков РФ и Ближнего Зарубежья
  • Различные программы финансовой поддержки участников тендеров
  • Возможность оперативно и качественно оформить необходимые финансовые инструменты
  • Штат высококвалифицированных специалистов, работающих в ваших интересах
  • Комплексную консультативную и юридическую поддержку

Комплекс услуг ГК BiCo — надежный гарант вашего успеха и развития!


РекомендуемС Днем Победы!
08.05.2019

Поздравляем вас с величайшим праздником нашей страны – Днем Победы!

Закупки по списку
28.11.2016

С 1 января 2017 года госзаказчики должны будут указывать в извещении наименование предмета закупки в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (ТРУ). Однако в конце ноября месяца ситуация с каталогом остается туманной: эксперты сомневаются, что с 1 января он увидит свет.

Дает ли глобальные преимущества поставщикам открытость и прозрачность данных?

Можно ли заключить доп. соглашение на уменьшение цены договора и, как следствие, на уменьшение количества товара? Договор заключен по результатам аукциона по 223-ФЗ.

223-ФЗ прямо разрешает следующее: изменять объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора.
смотри ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ:
5. В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Но это должно быть предусмотрено положением о закупке Заказчика и содержанием договора (контракта).

Изменение договора 223 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *