Некомпетентность учителя. Как бороться?

Сталкиваясь с некомпетентностью учителя, родители сначала негодуют, а затем начинают недоумевать – как же так, почему этого человека вообще допустили к работе с детьми? Увы, предупредить появление в школьных классах людей, не отвечающих высоким требованиям звания «Учитель», в современных условиях очень непросто.

Так что, риск обнаружить, что учитель ребенка – человек не компетентный и непрофессиональный, есть всегда. Лучше всего, конечно же, предупреждать подобные ситуации. Многие родители задолго до начала учебного года интересуются отзывами об учителях первых классов, которые в этом году будут набирать первоклассников, и стараются попасть к определенному учителю. Эта тактика не лишена логики.

Если возникает вопрос о компетентности учителя, то, в первую очередь, нужно не спешить с выводами и резкими действиями. Иногда «некомпетентность» объясняется не профессиональными качествами учителя, а неоправданно завышенными ожиданиями родителей и отсутствием нормального контакта с ребенком и диалога с родителями. Такие ситуации вполне можно исправить, обратившись к учителю для личной беседы.

Следует также убедиться в том, что причиной проблем является именно непрофессионализм учителя, а не сложности с адаптацией, трудности в общении ребенка с одноклассниками, переутомление и другие типичные школьные проблемы. Не стоит делать скоропалительных выводов и обвинять учителя в некомпетентности, не имея на то веских оснований.

Конечно же, родителям проще всего обвинить во всем учителя, чем искать причины в своем ребенке или даже увидеть собственные ошибки, однако в подобной ситуации разбрасываться обвинениями не стоит. Помочь сделать правильные выводы может разговор с другими родителями, причем желательно выбрать родителей детей с разной успеваемостью и поведением – поговорите и с родителями отличников с примерным поведением, и с мамами и папами школьных непосед, которых то и дело вспоминают на собраниях.

В начальной школе учитель играет ведущую роль в обучении, поэтому его некомпетентность может дорого обойтись вашему ребенку в перспективе. Это и исчезновение интереса к обучению, и плохая подготовка к средней школе, и нарушение коммуникации в классе. Следует заметить, что непрофессионализм может также выражаться по-разному – учитель может быть отличным лектором и хорошо излагать материал, но при этом совершенно не уметь организовывать детский коллектив.

Часто бывает так, что учитель просто «не подходит» ребенку по темпераменту, стилю общения. Т.е., сам по себе преподаватель – хороший, но именно к вашему ребенку подход он найти не сможет из-за особенностей психики и характера вашего ребенка и своих собственных. Например, малыш очень тихий, флегматичный и ему по душе такой же спокойный учитель, а вы отдали его в класс к ярко выраженному сангвинику, который проводит уроки в высоком темпе, громко разговаривает и вообще поддерживает в классе шумную, активную атмосферу.

В том случае, если вы отсеяли все возможные причины проблем в школе и по-прежнему уверены в некомпетентности учителя, остается только два варианта – перевести ребенка в другой класс или даже другую школу или же фактически «объявлять войну» учителю, обращаясь к руководству школу и отдел образования города или области.

Первый вариант в любом случае предпочтительнее для ребенка, тем более, что сделать из учителя профессионала все равно вы не сможете, так что в самом лучшем случае – учителя просто заменят, т.е. ребенку все равно придется привыкать к новому педагогу. Если же ваши попытки действовать законными путями воздействия потерпят крах, то вам все равно придется переводить ребенка в другой класс или школу. Разумеется, после открытого конфликта с учителем оставаться в его классе будет непросто.

Чтобы принять взвешенное решение, обратитесь к другим родителям. Если они готовы поддержать вас и также стремятся сменить преподавателя, то обращение к руководству школы может быть достаточно эффективным. Если же вы не найдете поддержки среди родителей детей вашего класса, то оптимальным решением будет побеспокоиться о благополучии собственного ребенка и перевести его к другому учителю.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Читайте все новости по теме «Трудности в обучении» на OBOZREVATEL.

университет

Уральский государственный педагогический

30 ошибок

учебно-воспитательного процесса

в общеобразовательной школе.

Екатеринбург, 1998 г.

Общие ошибки.

Отсутствие единой педагогической позиции в коллективе учителей.

Каждый учитель представляет свою позицию педагога: стиль общения, методы воздействия на учащихся, взгляды на политику искусство, отношение к людям, миру, материальным и духовным ценностям. Индивидуальности людей настолько разнообразны, что в коллективе учителей подчас не отработана единая педагогическая позиция, которая бы объединила людей в представлениях о цели и задачах не только учебного, но и воспитательного процесса

Результат-следствие: Возникают противоречия в подходе к детям в методах воспитания в формировании нравственных ценностей. Недооценка некоторыми педагогами гуманистических ценностей общества субъективное их представление вносит искажения в воспитательный процесс приводит к скрытым конфликтам среди учителей. Дети включаются как в педагогические, так и в непедагогические ситуации (обсуждения раздражения иронии различных требований и противоречивого отношения к миру).

Причины: Недоработка администрации в подборе кадров по принципу гуманистических ценностей, а не только в методическом аспекте. Отсутствие на педсоветах рефлексии принципов воспитательного воздействия акцент на учебно-методический аспект, что приводит к разрыву системы учебно-воспитательного процесса.

q Отсутствие единых требований педагогов.

Нет договоренности между педагогами: наличие дневников на парте; форма допуска при опоздании; обязательность записи домашних заданий; высказывания, сидя с места или стоя; требования к орг. моменту; права ребенка на перемену; о произвольности пересадки учащихся; о субординации в разговоре с учителем; выполнение требования по первой просьбе; приветствие учителя, стоя; о чистоте рабочего места;

Результат-следствие:

Приспособление детей к различным требованиям ложь несобранность упрямство неподчинение. Не воспитываются навыки определенных действий, стиля общения с учителем. Снижается социализация детей. Теряется много времени на организацию процесса. Провоцируются конфликтные ситуации. Возникает «групповой эгоизм» учащихся как защита от преодоления трудностей. Не формируется дисциплинированность как черта характера.

Причины: Отсутствие системы учебно-воспитательного процесса. Недооценка администрацией отработки навыков у пед.коллектива по предъявлению единых требований ко всем учащимся каждым педагогом. Нет отслеживания воспитательного аспекта в процессе обучения. Понимание демократизации обучения как анархии.

q Отсталость форм и методов воспитания.

Излишняя регламентация навязчивые назидания мелочная опека морализирование. Частое употребление требований подчеркивание авторитетности учителя императивное требование уважения.

Результат-следствие: игнорирование замечаний, советов и требований учителя. Возникновение смыслового барьера, раздражительность в общении. Формальное отношение к делу.

Причины: консерватизм учителя, снижение рефлексии, амбициозность, отсутствие творческого роста. Императивное (открытое) воспитание в форме воздействия. Представление учащегося объектом воспитания, недооценка его субъектности. Авторитарный стиль.

q Не формируется школьная мотивация.

Учебная деятельность предполагает цель, которая формируется внутренними мотивами. Побуждать к учению — главная задача педагога, связанная с удовлетворением познавательного интереса. Мотивы формируются косвенно, учитывая возрастные особенности детей.

Результат-следствие: Теряется мотив на общение с учителем, с одноклассниками.

Нет устойчивого мотива на познание мира через школьный предмет. Отсутствует мотив достижения и преодоления школьных трудностей. Непонимание мотива развития и совершенствования в школьный период детства. Слабо развит мотив «позиции школьника». Стихийно формируются мотивы пойти работать, покинуть школу. Утилитарные мотивы — быстрее получить аттестат. Учить предмет, если нравиться учитель. Учиться, чтобы избежать наказаний, упреков, скандалов. Учится, чтобы купили вещь.

Причины: педагогическая некомпетентность. Консерватизм учителя, недооценка психологии в обучении детей. Неумение формировать мотивы, не владение педагогическими технологиями, методами.

q Злоупотребление методами фронтальной работы.

Опрос 1-2 учеников. Остальные учащиеся списывают с доски, не включаясь в мыслительную деятельность. Формальная видимость учебного процесса.

Результат-следствие: Активность учащихся внешняя, механическая. Восприятие снижено, теряется школьная мотивация. Состояние лени, ложь, инертность — внешний показатель поведения. Несистематичное выполнение домашних заданий. Потеря познавательного интереса к предмету, нарушение дисциплины.

Причины: Бедность форм и методов преподавания. Консерватизм учителя, отсутствие творческого начала. Формальный подход к работе. Стереотипное традиционное обучение авторитарного стиля.

q Перегрузка однообразными видами деятельности в процессе обучения.

На каждом уроке вид самостоятельных работ. Несколько контрольных работ в один день. Выслушивание информации в течение многих уроков. Длительная деятельность, рассчитанная на память. Злоупотребление письменными работами по всем предметам в один день.

Результат-следствие: снижение восприятия учащихся, появление, раздражительности, психическая и физическая утомляемость, снижение мотивации учения, дезорганизация дисциплины. Ослабление здоровья учащихся.

Причины: Репродуктивность преподавания. Несогласованность учебного процесса. Психологическая некомпетентность. Равнодушие к профессиональной деятельности. Формальный подход в обучении. Бедность методов и форм преподавания.

q Авторитарный стиль общения и преподавания.

Злоупотребление авторитарными методами воздействия на личность учащегося. Превышение меры в методах воздействия. Жесткое подчинение требованиям. Функциональный подход: «я — учитель, ты — только ученик, не более».

Результат-следствие: Подавляется инициатива, активность, творческое начало. Манипулирование учащимися. Отсутствие эмпатии и личностного подхода. Тормозится развитие многих функций ребенка. Жесткая дифференциация на «способных» и «бездарных». Обучение более «легкого» контингента. Воспитание репродуктивной личности.

Причины: следствие тоталитарной системы в государстве и школе. Снижение эмпатии, отсутствие творческого начала. Консерватизм, амбициозность, застревание в роли лидера. Волевое подавляющее начало. Жажда власти. Снижение духовного потенциала. Комплексы. Завышенная самооценка.

q Снижение познавательного интереса у учащихся. Подавление инициативы и любознательности.

«Будешь много знать — скоро состаришься»;»Не задавай глупых вопросов»;»Не спрашивай, лучше слушай на уроке»; «Хватит умничать, слишком много знаешь».

Результат-следствие: Состояние лени у учащихся. Снижение школьной мотивации. Скованность речи в ответах. Грубость по отношению к учителю. Сублимация познавательной деятельности в другой сфере.

Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность. Формальный подход в обучении. Сниженная рефлексия.

q Неумение регулировать межличностные отношения учащихся.

Учитель считает, что не обязан руководить контактами учащихся, учить их педагогические отношения на основе гуманистических ценностей. Конфликты, возникающие среди школьников, списываются на их черты характера или родителей. В учебно-воспитательном процессе преобладает 1-й компонент.

Результат-следствие: стихийно строятся межличностные контакты, и формируется отношение к однокласснику, людям, миру. Воспитательный процесс не контролируется, педагогические ситуации выходят из-под контроля. Учитель начинает бороться со следствиями, не понимая настоящей причины раздражительности, агрессии, тревожности и пассивности детей. Снижается успеваемость в учебе, падает уровень культуры у учащихся.

Причины: психолого-педагогическая некомпетентность. Недооценка сферы общения как средства социализации учащихся. Формальный и функциональный подход к педагогической деятельности. Незнание методов педагогического взаимодействия, связанных с формированием отношений. Недооценка чувственно-эмоциональной сферы личности школьника. Игнорирование невключенности подростков в отношения со сверстниками. Не владение научными методами отслеживания межличностных связей в классном социуме. Неумение строить межличностные отношения с коллегами.

q Объективация учащегося:

Подавление активности учащихся, их творческого начала. Нет нацеленности развивать сознание учащихся (акцент на развитие памяти, интеллекта, способностей). Не создается ситуация свободы выбора.

Результат-следствие: Появление пассивности, лени. Отсутствие ответственности. Репродуктивное заучивание материала. Потеря школьной мотивации. Нарушение самоорганизации, самоконтроля, самоанализа. Снижение рефлексии учащихся. Безоговорочное подчинение взрослому, боязнь высказать свое мнение или наоборот – оппозиция к миру взрослых. Торможение социальной зрелости. Активность в деятельности механическая, внешняя.

Причины: Авторитарный стиль обучения. Четкая система наказаний как средства управления массой учащихся. Непонимание учителем последствий деформаций для общества. Стереотипы бывшей тоталитарной системы. Боязнь ситуаций «свободы выбора» или ощущения ее, страх критики и свободы мысли.

Частные ошибки учебно-воспитательного процесса.

q Отсутствие психологической защиты и поддержки со стороны учителя.

Не создаются условия «ситуации успеха». Отсутствует положительное стимулирование поведения, преобладают репрессивные или запретительные меры. Присутствует отрицательный педагогический прогноз. Все недостатки ребенка доводятся до сведения родителей. Учитель не является референтным (доверительным) человеком.

Результат-следствие: Возникает тревожность и напряжение учащегося. Действует механизм привыкания, чувство вины, педагогические репрессии действуют с затухающей силой. Возникает сопротивляемость педагогическим воздействиям. Может возникнуть ложь, отказ от труда, дезорганизация дисциплины на уроке, сквернословие и т.д. теряется школьная мотивация.

Причины: Функциональный подход учителя в работе. Недооценка психолого-педагогического аспекта, зацикливание на дидактических целях. Снижение эмпатийности учителя, неумение находить личностный подход.

q Субъективное выставление отметок,

что заметно остальным учащимся. Отсутствует краткое комментирование отметки. Учащиеся не знают критериев отметки, нет анализа отметки со стороны учащихся.

Результат-следствие: Внушение учащимся произвола отметок со стороны учителя, их фатальности. Теряется школьная мотивация учиться, лучше готовиться. Создается ситуация «мнимого успеха» у одних или ситуация «постоянного не успеха» у других.

Причины: Перенос внешности или способностей ребенка, статуса его родителей на учащегося. Злопамятность характера учителя. Педагогическая некомпетентность.

q Неумение отделять личность от качеств.

«Ты ленивый, жестокий, безответственный, хулиган, лживый и т.д. «(Необходимо ругать лень, жестокость, безответственность, лживость как отдельные качества, не перенося на личность).

Результат-следствие: Происходит процесс «оправдания ожиданий». Личность проектируется как отрицательная. Происходит косвенное внушение. Ребенок начинает выполнять заданную программу (иферно — замкнутый круг). Появление пассивности или агрессии как защиты от стрессора.

Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность. Ригидность учителя, затрудненность в изменении намеченной установки на ребенка. Косность эмоциональных откликов на изменяющийся характер ребенка. Снижение рефлексии.

q Неумение положительно проектировать личность, авансировать недостающие качества, например:

» у тебя получается лучше, чем вчера»; «у тебя есть качества, которые ты не подозреваешь»

«твоей выдержке можно позавидовать»; «у тебя есть способности, но ты их еще не проявил».

Результат-следствие: Дети могут быть неуверенны в себе, бояться преодолевать трудности. Не раскрывается потенциал возможностей. Зажатость, раздражительность, неконструктивное самоутверждение за счет других.

Причины: Слабая педагогическая подготовка учителя (при хорошей методической ориентации). Авторитарный стиль. Отсутствие взаимопосещения коллег-предметников.

q Сравнение классов между собой.

Результат-следствие: Воспитывается элитарность, особенность и высокомерие — у одних, и неуверенность, свертывание способностей — у других. Чувство ущемленности и воспитание неполноценности может вырасти в дезорганизацию уроков, неподчинение требованиям взрослых, отклонению в поведении в массовом количестве (курении, лжи, прогулам, опозданиям, отказам от труда, грубости).

Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность учителя. Самоутверждение педагогов способностями определенных учащихся. Непедагогические методы воздействия на детей.

q Общение с детьми «сверху вниз».

Результат-следствие: У детей воспитывается чувство вины, неполноценности. Снижается значимость «Я» личности учащегося. Тормозится развитие субъектности, возможности свободно мыслить. Подавляется природная активность.

Причины: Авторитарный стиль учителя. Боязнь творчества и инициативы учащихся. Педагогическая некомпетентность. Низкий авторитет учителя. Неудовлетворенность работой.

q Захваливание ребенка.

Результат-следствие: У ребенка формируется неадекватная самооценка, развиваются качества высокомерия, уникальности от окружающих, болезненное самолюбие. Деформируется концепция «Я». Нарушаются отношения с одноклассниками особенно в подростковом возрасте. Противоречие между желанием и неумением общаться со сверстниками, сужение круга общения. Возникает нежелание преодолевать трудности в учебе, но остается требование повышенного результата.

Причины: Психолого-педагогическая некомпетентность педагога, перенос статуса родителей в заслуги ребенку. Неучитывание разных условий развития детей в семьях. Обучение в основном привлекательных и «легких» детей (способных, здоровых) за счет детей «группы риска».

q Громкая эмоциональная речь учителя (создается впечатление крика; не меняется тембр голоса, тональность, сила звука).

Результат-следствие: Быстрая утомляемость учащихся. Дезорганизация невротизированных детей. Снижение вербального восприятия, усвоения материала. Воспитание аффективного поведения учащихся. Снижение уровня культуры общения. Ухудшение здоровья учащихся (головные боли, желудочно-кишечный тракт). Ощущение учащимися подавления.

Причины: Невротизация учителя. Уровень культуры общения. Недостаток педагогического мастерства в постановке голоса. Недостаток слуха. Неумение владеть педагогической ситуацией, вниманием детей. Количество трудновоспитуемых детей превышает потолок компетентности учителя.

q Стереотипы (застревание в субъективных представлениях).

Происходит внушение каждому учащемуся определенной роли, ребенок попадает в стереотип и начинает оправдывать то поведение, которое от него ждут.

Результат-следствие: Возникает эмоционально-смысловой барьер с одними учащимися и использование ситуации другими. Оппозиция к учителю, потеря школьной мотивации, немотивированное раздражение, деформация черт характера у тех, кого недооценивают. Дети, которых переоценивают, попадают в ситуацию «мнимого успеха», не любят преодолевать трудности, привыкают к незаслуженным похвалам.

Причины: Снижена рефлексия учителя, консерватизм, расширен локус контроля (экстернальность). Неумение или нежелание находить личностный подход к ребенку, застревание на индивидуальном подходе к детям. Формальное отношение к личности учащегося.

q Гиперопека.

Результат-следствие: Учащиеся инертны, ленивы. Нарушена самоорганизация, самоанализ, контроль. Дети не могут самостоятельно преодолевать трудности. Дома требуют помощи взрослых. Тормозиться и общее умственное и волевое развитие. Снижение школьной мотивации. Торможение субъектности учащегося (активности учащегося, осознаности, свободы выбора).

Причины: неверие в возможности и силы детей. Неадекватное представление возраста учащихся. Повышенная ответственность только за конечный результат, недооценка самого процесса деятельности как творческого начала. Застревание в роли «опекуна». Слабая педагогическая подготовка учителя.

q Злоупотребление методом упрека.

Результат-следствие: Снижение самооценки учащегося, ощущение постоянного чувства вины, неуверенности в себе и своих способностях. Снижение школьной мотивации, состояние лени. Немотивированная раздражительность, чувство угнетения у младших школьников и оппозиция у подростков.

Причины: Неосознанность «упрека» как метода воздействия на учащихся. Сниженная рефлексия, педагогическая некомпетентность. Учитель застревает в роли «преследователя».

Непедагогические ошибки.

q Унижение ученика при всем классе.

Результат-следствие: Снижается самооценка учащегося, внушается никчемность, формируется неуверенность в свои способности. Учитель показывает свою возможность неуважительного отношения к тем, кто зависим (слаб).

Причины: Авторитарный стиль; снижение рефлексии учителя; низкий уровень культуры.

Ø Сравнение учащихся между собой.

Результат-следствие: Воспитывается отчуждение учащихся одного классного социума. Завышается самооценка у одних и снижается у других. Закладывается причина раздражительности и конфликтности учащихся.

Причины: Непонимание » зон ближайшего развития» учащихся. Не учитываются разные способности и индивидуальность учащегося. Условия в семье, фрустирующие состояния. Формальное отношение в преподавании, функциональный подход (ты ученик — не больше). Психолого-педагогическая некомпетентность.

Ø Применение метода суггестии (косвенного внушения с отрицательным текстом).

Результат-следствие: Происходит процесс «оправдания ожиданий». Задается установка на отношение к себе, людям, миру. Формируется самооценка и оценка на объект. Развивает комплекс неполноценности, неуверенности в людях и в себе. Требует длительного перевоспитания.

Причины: Незнание методов воздействия на личность. Психолого-педагогическая некомпетентность. Авторитарный стиль.

q Снижен уровень культуры общения учителя.

Результат-следствие: Снижение эмоционально-психологического климата. Возникновение раздражения и агрессии, оппозиции к учителю. Снижается восприятие материала. Снижение мотивации на предмет. Воспитание низкой культуры общения среди учащихся.

Причины: Профессиональная непригодность. Снижение рефлексии. Отсутствие духовных качеств. Невротизация или деформация в психике. Неудовлетворенность работой.

q Критичные замечания в адрес другого учителя.

Результат-следствие: Теряется вера в могущество взрослых. Падает авторитет учителя вообще. Снижается школьная мотивация. Может возникнуть «групповой эгоизм» учащихся, ложь.

Причины: Неумение педагогом контролировать свою речь. Амбициозность. Самоутверждение за счет коллег. Низкий уровень культуры.

q Унижение родителей перед детьми.

Результат-следствие: Раздражение, нежелание воспринимать учителя. Фрустирующие состояния и комплекс неполноценности у детей. Невыполнение домашних заданий у этого учителя, отказ от труда, грубость, дезорганизация дисциплины.

Причины: Профессиональная непригодность учителя.

q Сброс личного напряжения (фрустрации) на детей.

Результат-следствие: Нервозность детей, зажатость одних и возбуждение других, снижение восприятия, сбивчивые ответы, снижение результата обучения, желание избежать стрессора, конфликты.

Причины: Неумение регулировать свое психическое состояния, невротизация учителя, стрессовое состояние дома или на работе, замечания учителю перед проведением занятий (отсутствие гигиены обучения в школе).

q Контр перенос (разрушение способности к обучению).

Отрицательное личностное вхождение в ситуацию ученика, стереотип учителя на ребенка по прошлому опыту, застревание. Злость часто срывается на невиновном учащемся

Результат-следствие: Яркое выделение ребенка среди других или в отрицательном или в положительном аспекте. Забывание о присутствии ребенка или излишняя перцепция (зоркость на все его действия). Постоянное откладывание опроса на последнюю очередь (или наоборот). Учащемуся создается возможность задолжать в заданиях. Сплетничание об учащемся и о его родителях. Частое раздражение и споры с учащимися. Излишняя придирчивость, поиски аргументов обвинения.

Причины: Постоянная неудовлетворенность учителя чем-то в жизни. Фрустирующие и невротизированные состояния педагога. Нежелание или неумение простить обиду. Излишне повышенная эмпатийность. Непонимание своего психического состояния и характеристик (экстернальность-расширенный локус).

q Невротизация педагога (дидактогения).

Результат-следствие: Дезорганизация урока, шумное поведение учащихся. Перевозбуждение детей, сниженное восприятие в усвоении, потеря контроля над ситуацией. Подшучивание детей над учителем, провоцирование его на срыв.

Причины: Отсутствие контроля своего здоровья, повышенная чувствительность. Слабая методическая подготовка преподавания. Снижение или отсутствие у педагога волевых и суггестивных качеств. Эмоционально-чувствительная бедность. Неустроенность семейного быта, отсутствие полноценного отдыха.

Увольнение по профнепригодности – что это такое, правовая база

В первую очередь, рассматривая вопросы увольнения по профнепригодности, следует отметить, что такое понятие, как «профнепригодность» в российском законодательстве встречается лишь в нескольких ведомственных документах. В то же время трудовое законодательство в целом не содержит такового термина и его объяснения. Однако на практике понятие профнепригодности используется достаточно часто, и именно профессиональная непригодность может являться причиной увольнения. При этом следует разделять виды профнепригодности:

  • По отсутствию квалификации, знаний, навыков. В данном случае профнепригодность обеспечивается либо личными качествами работника, либо просто несоответствием его имеющихся квалификации, навыков требуемым, для выполнения работы по занимаемой должности. С точки зрения трудового законодательства в случае означенной профнепригодности увольнение проводится по инициативе работодателя.
  • По медицинским показаниям и здоровью. Увольнение по профнепригодности в связи с состоянием здоровья предполагает, что работнику было выдано медицинское заключение, в соответствии с которым ему запрещено заниматься деятельностью на занимаемой ранее должности. При этом трудовое законодательство прямо допускает возможность расторжения трудового договора в данной ситуации, при соблюдении определенного установленного порядка.

Особое внимание как работодателям, так и работникам в данном случае следует обратить на положения следующих статей ТК РФ, рассматривающих увольнение по профнепригодности:

  • Статья 73 ТК РФ. Положения означенной статьи регулируют не вопросы увольнения по профнепригодности по здоровью, а перевода сотрудников. Однако также именно в означенной статье Трудового кодекса рассматривается возможность увольнения работника по медицинским показаниям, если осуществить перевод его на другую работу не было возможности.
  • Статья 77 ТК РФ. Положения означенной статьи регулируют порядок увольнения по профнепригодности, а также иные возможные основания для увольнения сотрудников. Именно на означенную статью ТК РФ с указанием пунктов и подпунктов необходимо ссылаться как на основание для увольнения при фиксации записи в трудовой книжке.
  • Статья 81 ТК РФ. Нормативы означенной статьи регулируют все случаи увольнения, которое проводится по желанию работодателя. И профнепригодность работника, не связанная с его здоровьем, а касающаяся недостаточной квалификации или неисполнения установленных требований труда относится именно к таким случаям.

Как провести увольнение по непригодности работника по инициативе работодателя

В случае, если сотрудник не исполняет свои должностные обязанности, либо если он не имеет достаточной для работы квалификации или образования, работодатель вправе уволить его по профнепригодности. При этом в первую очередь на работодателя возлагается обязанность доказать факт отсутствия профессиональной пригодности у работника. Таковой факт может выражаться как в вопросах соблюдения формальных требований – например, если законодательство предусматривает обязательное наличие определенного образования у работников на конкретных должностях, так и в фактическом неисполнении или неполном исполнении возложенных на трудящегося обязанностей.

Порядок увольнения по профнепригодности, соответственно статье 81 ТК РФ в целом должен быть следующим:

  1. Работодатель получает основания, для инициации процедуры увольнения. Это может быть отчетность, в которой отражено невыполнение сотрудником нормативов, жалоба от клиентов, других работников или третьих лиц, запись в книге жалоб, распоряжение инспекции по труду или иные документальные подтверждения факта наличествующей профнепригодности.
  2. На основании наличия доказательства профнепригодности, работодателем издается приказ об увольнении сотрудника. Данный работник должен быть в обязательном порядке ознакомлен с приказом, причем об ознакомлении необходимо составить отдельный акт – он потребуется, если работник захочет оспорить всю процедуру увольнения. Акт составляется в присутствии двоих свидетелей, которые также должны его подписать, а если сотрудник отказывается ознакомляться с приказом – то они должны подписать акт об отказе от ознакомления. При необходимости, работник имеет право потребовать от работодателя выдать копию приказа ему.
  3. На основании приказа в день увольнения работнику выдается его трудовая книжка с записью об увольнении по причине несоответствия занимаемой должности, или же неисполнения трудовых обязанностей. Также работнику выдается справка о доходах.
  4. После выдачи трудовой книжки, необходимо также обеспечить окончательный расчет с сотрудником – выдать положенную ему заработную плату и компенсацию неиспользованных дней отпуска.

Следует отметить, что конкретное проведение процедуры увольнения по профнепригодности может отличаться, так как под профнепригодностью могут подразумеваться разные основания для увольнения:

  1. Несоответствие занимаемой должности. В данном случае на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение проверки квалификации сотрудника, а сам работник имеет право пройти таковую проверку самостоятельно в аттестационном центре, аккредитованном на означенную процедуру.
  2. Грубое нарушение трудовой дисциплины. К таковым может быть отнесен прогул, нахождение на работе в состоянии опьянения и иные серьезные проступки.
  3. Неоднократное нарушение трудовой дисциплины. Если в отношении работника оформлялись дисциплинарные взыскания ранее, то второе дисциплинарное взыскание в виде выговора или замечания в течение одного года является законной причиной для увольнения.

Некоторые категории работников не могут быть уволены по профнепригодности. В частности, к ним относятся беременные женщины. Женщины, воспитывающие детей до 3 лет, имеют также определенные ограничения по увольнению, равно как и несовершеннолетние сотрудники – их работодатель может уволить только при согласовании данных действий с комиссией по делам несовершеннолетних.

Увольнение по профнепригодности по состоянию здоровья

В случае, если работа является вредной или опасной, а также содержит иные определенные факторы, устанавливающие ограничения по здоровью для выполняющих её работников, ухудшение состояния здоровья сотрудника может являться основанием для увольнения. Так, если работник получил медицинское заключение, подтверждающее его непригодность к работе, порядок действий работодателя будет в данном случае следующим:

  • Работодатель обязан предложить работнику перевестись на другую должность на предприятии.
  • В случае, если период, в течение которого работник будет иметь медицинские противопоказания к деятельности, меньше, чем четыре месяца – при отказе от перевода, или при отсутствии на предприятии должностей, работника следует отстранить от деятельности без сохранения заработной платы. Увольнение в данном случае запрещается нормативами трудового законодательства.
  • Если же работник должен быть переведен на срок свыше 4 месяцев, или же постоянно – в связи с длительным изменением состояния здоровья или невозможностью лечения,то при отказе от перевода на иную должность или же при отсутствии должностей, подходящих ему по уровню здоровья и квалификации на предприятии, он может быть уволен работодателем.
  • Следует отметить, что профнепригодность по состоянию здоровья в обязательном порядке должна подтверждаться медицинским заключением. При этом таковое заключение может быть как добровольно предоставлено сотрудником работодателю, так и быть истребовано работодателем, если локальные нормативные акты или законодательство требуют от сотрудника проходить периодический медосмотр или внеочередной медосмотр.

По профнепригодности по состоянию здоровья могут быть уволены различные категории сотрудников. Данное увольнение не считается производящимся по инициативе работодателя, поэтому ограничения, действующие законодательно на увольнение отдельных категорий трудящихся в этом случае, не действуют. Однако избавиться от беременной сотрудницы таковым образом все равно не получится – работодатель не имеет права увольнять ее, даже если ее положение не позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Работодателю следует подтверждать факт ознакомления работника с имеющимися на предприятии должностями и фиксировать его отказ от трудоустройства на данные должности, если проводится процедура увольнения по профнепригодности в связи с состоянием здоровья. В противном случае у работодателя не будет фактических доказательств на случай возможного оспаривания процедуры увольнения сотрудником.

Возможные последствия увольнения по профнепригодности для работника

Увольнение по профнепригодности – это крайне неприятное явление для работника, по крайней мере в том случае, если профессиональная непригодность не обусловлена медицинскими показаниями. За счет того, что в трудовой книжке проставляется запись об увольнении с описанием полной формулировки, факт неисполнения трудовых обязанностей или нарушения дисциплины может стать крайне негативным аспектом в вопросах последующего трудоустройства, значительно испортив трудовой и карьерный путь самого сотрудника.

При этом на практике избавиться от данной формулировки в трудовой книжке можно несколькими способами:

  • Уволиться по собственному желанию. Многие работодатели сами предлагают своим сотрудникам при возникновении разногласий написать заявление на увольнение по собственному желанию. Однако в данном случае работник практически полностью теряет возможность последующего оспаривания увольнения и защиты своих прав в суде.
  • Увольнение по соглашению сторон. В данном случае работодатель может заключить с сотрудником соглашение. Данная запись в трудовой книжке наоборот свидетельствует о контактности сотрудника и не является негативной. При этом само соглашение может устанавливать практически любые возможные условия расторжения трудового договора.
  • Заведение новой трудовой книжки. Несмотря на то, что ведение двух трудовых книжек не является положительной практикой, законодательство также не запрещает работникам иметь несколько таковых документов.
  • Оспаривание увольнения в судебном порядке. Суд может признать проведенное увольнение незаконным – однако в данном случае бремя доказывания возлагается непосредственно на стороны трудовых взаимоотношений. По решению суда работник может добиться как восстановления на рабочем месте с уплатой компенсаций, так и просто изменения формулировки записи в трудовой книжке.

Как уволить за профнепригодность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *