На бранчах для мам, которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео 🙂

Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками 🙂

Обязанности ребенка по дому: 3 года

  • собирать игрушки (можно начинать и раньше, когда малыш берет игрушки с полки, учите ставить их на место. Это можно делать и с 1-1,5 лет);
  • чистить зубы, умываться, причесываться (не забывайте, что паста должна быть детская, а взрослый — рядом. Также контролируйте качество чистки зубов и умывания, подсказывая малышу, на что нужно обратить внимание);
  • самостоятельно раздеваться, с небольшой помощью одеваться (как обучать ребенка одеваться, я рассказываю в своем тренинге «Самостоятельный малыш. Монтессори в быту у мамы»);
  • складывать книжки, журналы на полку (также как и игрушки — взял, почитал, поставь на место прежде чем взять что-то другое);
  • относить салфетки и приборы на стол (в тренинге я рассказываю как приспособить среду под малыша, в т.ч. и посуду);
  • вытирать за собой следы (пол, стол и т.п.).

Обязанности ребенка по дому: 4 года

  • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил 😉 );
  • протирать пыль;
  • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
  • помогать убирать в саду, в доме;
  • помогать мыть посуду.

Обязанности ребенка по дому: 5 лет

  • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
  • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
  • оплачивать мелкие покупки;
  • кормить своего питомца и убирать за ним;
  • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки :), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
  • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

Обязанности ребенка по дому: 6 лет

  • пылесосить;
  • поливать цветы;
  • выгуливать домашних животных (если они у вас есть :));
  • выносить мусор;
  • собирать вещи в школу;
  • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
  • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
  • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

Обязанности ребенка по дому: 7 лет

  • мыть собаку/кошку;
  • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
  • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
  • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках ;)).

Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

  • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
  • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
  • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
  • самостоятельно наполнить себе ванну;
  • помогать другим;
  • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

  • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
  • самостоятельно переходить улицу;
  • ходить в гости;
  • менять постельное белье;
  • покупать продукты по списку;
  • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

  • ездить самому на автобусе;
  • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге «Мама 3.0: Хочу и буду» есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
  • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
  • ответственно относиться к хобби.

Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

  • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
  • чистить плиту и духовку;
  • помогать укладывать младших братьев-сестер;
  • распределять время для занятий учебой.

Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

  • приготовить обед для всей семьи;
  • помогать старшим;
  • последовательно выполнять поставленные задачи;
  • иметь четкое представление о своих возможностях.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги «Мама 3.0: Хочу и буду», где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂

>Права и обязанности ребенка

Обязанности ребенка

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Ребенок, не достигший совершеннолетия, должен получить основное общее образование и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

В семье дети должны не только почитать старших, но и заботиться о родителях или опекунах.

Несовершеннолетние лица мужского пола несут воинскую повинность в форме учета и военной подготовки.

С позиции уголовного права при нарушении закона ребёнок быть может привлечён к ответственности за некие правонарушения с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за такие правонарушения, как грабеж, разбой, предумышленное убийство, изнасилование, угон автотранспортных средств, захват заложников, вымогательство и другие.

Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

Документы о правах и обязанностях ребенка

Исторической вехой, оказавшей влияние на развитие законодательства о правах детей, стала Женевская декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Она конкретно определила стратегическое направление – «человечество обязано дать ребенку все лучшее, что у него есть».

В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите. Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка. Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

После этого в Нью-Йорке в 1990 году была принята Всемирная декларация о обеспечении выживания, защиты и развития детей. Государства-участники объявили о собственной готовности взять на себя ответственность по обеспечению наилучших условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в масштабах Совета Европы 25 января 1996 года, стала дополнением к Конвенции о правах ребенка и утвердила меры, призванные обеспечить соблюдение прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

На пороге нового тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года приняла 2 факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка:

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций обратилась ко всем членам сообщества с призывом сформировать совместно глобальное движение «Мир, подходящий для жизни детей», целью которого будет, прежде всего, обеспечение детской безопасности и благосостояния.

Сегодня права ребенка оберегают органы государственной власти, родители или лица их заменяющие, педагогические, медицинские и социальные работники, общественные организации.

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной. Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим. Начинается все с простых обязанностей – следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.

В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

Права ребенка

  1. Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Отдельно стоит отметить момент, касающийся того, что ребенок имеет узаконенное право на получение полагающейся заботы от родных родителей и постоянное проживание вместе с ними. Стоит акцентировать свое внимание на том, что непосредственный ребенок имеет полное право на уважение чести и своего личного достоинства и на полное развитие своей личности.
    Если у ребенка полностью отсутствуют родители, или они по были лишены своих ранее существующих прав на осуществление воспитания непосредственного ребенка, то обязанность по грамотному и полному воспитанию конкретного ребенка и заботе о его всестороннем развитии переходит на профильный орган опеки. Порядок при этом четко устанавливается законодательством.
  2. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Любой ребенок может безнаказанно общаться с любыми членами своей семьи. Всевозможные ситуации, из-за которых распадаются семьи, никак не могут стать основанием нарушения этого, предоставленного и охраняемого законом, права ребенка.Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.
  3. Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка. Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
  4. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.
    Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.
  5. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок:
    • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
    • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
    • отчество дается от имени отца.

    Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки. Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина.

  6. Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка. Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя. Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется:
    • если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным;
    • если он решен родительских прав;
    • если его местонахождение нельзя установить;
    • если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.

    Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия.

  7. Статья 60. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.
    Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей.
    Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар.

Обязанности ребенка

Обязанностей, которые должны соблюдать несовершеннолетние, гораздо меньше, чем прав.

К ним можно отнести следующие:

  1. Получение основного образования. Стоит помнить о том, что непосредственная обязанность создать все условия, для получения такого образования, лежит на их родителях.
  2. Несовершеннолетний обязан соблюдать определенные правила поведения, установленные в различных образовательных учреждениях. Кроме этого, он должен вести себя прилично в общественных местах и дома.
  3. Ребенок должен выполнять все возложенные на него профильными лицами обязанности.Причем стоит отдельно отметить, что такие обязанности могут возлагаться на него:
    • условиями действующего контракта;
    • правилами конкретного учебного заведения;
    • правилами внутреннего трудового распорядка в какой-либо конкретной организации;
    • действующим трудовым законодательством.
  4. Еще одна обязанность несовершеннолетнего – соблюдать устав конкретного образовательного учреждения.
  5. У молодых людей есть еще одна обязанность – в установленные сроки встать на воинский учет.
  6. Заключительная обязанность детей – после своего совершеннолетия, содержать своих нетрудоспособных родителей.

Кроме этого стоит отметить, что все несовершеннолетние дети несут ответственность, причем не только административную, но и уголовную. Здесь также следует акцентировать внимание на том, что незнание закона вовсе освобождает такого ребенка от необходимости понести ответственность. Уголовная ответственность может наступить:

  • По общему правилу, с шестнадцати лет.
  • По особо тяжким преступлениям, с четырнадцати лет.

Права и обязанности ребенка в приемной семье

Ребенок, переданный на постоянное воспитание в выбранную семью, сохраняет свои права:

  1. Общение со своими биологическими родителями и с остальными родственниками. Стоит помнить о том, что подобные контакты должны согласовываться с новыми родителями. Если возникают спорные случаи, они должны быть урегулированы действующими органами опеки.
  2. Рассчитывать на защиту прав.
  3. Самостоятельно выражать личное мнение.
  4. Получать полагающиеся ему пособия, пенсии и прочие выплаты, право на которые ему представило государство.
  5. Получить вне очереди полагающееся ему жилье по специальному договору социального найма.Такие помещения могут получить:
    • сироты;
    • дети, оставшиеся без опеки своих родителей;
    • сироты, вернувшиеся из мест лишения свободы.
  6. Хранить свои собственные, личные вещи, к примеру, семейные реликвии или фотографии родителей и других родственников.
  7. Иметь свою собственную отдельную территорию, включающую в себя кровать, стол и место для игр.
  8. Знать всю правду о своих родителях и о том, что семья, в которой он живет — приемная. Не стоит делать из этого тайну.
  9. Выбирать себе друзей.
  10. Покинуть свою приемную семью, если у него возникают проблемы в общении с родителями, или если между ними есть психологическая несовместимость. Подобное право можно реализовать только с прямого согласия действующего органа опеки, располагающего в непосредственном районе проживания данной семьи.

Помимо прав, у каждого ребенка также есть обязанности, которые ему нужно соблюдать:

  1. Иметь определенные обязанности по дому.
  2. Выполнять разнообразные поручения своих приемных родителей.
  3. Соблюдать предусмотренные в семье правила гигиены.
  4. Уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи.
  5. Бережно относиться ко всем вещам и имуществу.
  6. Принимать участие в решении проблем семьи.
  7. Заботиться обо всех членах семьи, непосредственно в данный момент нуждающихся в помощи.

Вопросы-ответы

Несмотря на то, что законодательные акты содержат в себе большое количество разнообразной информации, у многих родителей все равно возникают вопросы о правах своего ребенка:

Во сколько лет ребенок может считать себе полноценным взрослым?

Ответ: На самом деле, такой вопрос пользуется большой популярностью, ведь каждый ребенок, достигнув возраста в четырнадцать лет, считает, что он уже стал взрослым. Конвенция о правах ребенка определяет, что взрослым считается только то человеческое существо, которое достигло восемнадцатилетнего возраста. До этого момента такой человек считается ребенком.

С какого конкретно возраста каждый ребенок может начать выражать свое мнение, чтобы к нему можно было прислушиваться?

Ответ: Ребенок может выражать свое сформулированное мнение касательно любого вопроса, который затрагивает его личные интересы. Начиная с десяти лет, прислушиваться к мнению своего ребенка обязательно, к примеру, в открытом или закрытом судебном заседании. Согласно законам, каждый ребенок, который может самостоятельно формулировать свое мнение, может высказывать свою точку зрения.

Можно ли отобрать ребенка, не лишая родителя его родительских прав?

Ответ: Провести ограничение прав можно только через обращение в суд. Подобная процедура применяется исключительно в интересах конкретного ребенка в ситуациях, когда один из его родителей по независящим от него причинам не может себя контролировать. К примеру, если он страдает от психического расстройства.

Какие обязанности у

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *