Виды проверки деятельности ТСЖ

ТСЖ – организация многофункциональная. На сегодняшний день товарищество ведет 2 направления деятельности – хозяйственную и финансовую. Цель проведения проверки ТСЖ заключается в выявлении соответствия выполнения всех мероприятий установленным нормативам и в определении правомерности финансовых и хозяйственных работ.

Проверка работы ТСЖ предполагает обширную классификацию. По плановости проведения она бывает:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-23-69 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.


  • плановой, проводимой регулярно, в соответствии с установленным графиком (обычно периодичность составляет раз в год);
  • внеплановой, осуществляемой при возникновении определенных обстоятельств.

В зависимости от лиц, проводящих проверку ТСЖ, она может классифицироваться по следующим видам:

  • внутренняя – инициирована членами ТСЖ и структурами, взаимодействующими с ним;
  • внешняя – проводится сторонними контролирующими организациями.

в зависимости от полноты охвата проверочные мероприятия товарищества собственников жилья могут быть следующими:


  • полные: проводится ревизия всех документов, традиционно эта мера актуальна перед визитом сотрудников из важных инстанций (прокуратуры, жилищного надзора);
  • частичные: включают в себя незначительную сферу (к примеру, декларации).

Каждый вид аудиторской проверки ТСЖ имеет свои особенности и нюансы.

  1. Внутренняя. Регулируется нормами Жилищного кодекса РФ. Для ее осуществления происходит создание ревизионной комиссии. В рамках каждого товарищества происходит утверждение Положения, которое и определяет права с обязанностями. Цель проверки ТСЖ – оценка текущей финансово-хозяйственной работы организации и ее соответствия уставу.
  2. Налоговая. Невзирая на то, что ТСЖ не имеет основной цели в получении прибыли, ст. 246 НК РФ свидетельствует о том, что товарищество собственников жилья выступает в качестве налогоплательщика, поэтому обязуется заниматься ведением налоговой отчетности. Контроль инициируется налоговой службой, осуществляющей проверку правильности заполнения деклараций, ведения отчетных документов, полноту предоставления сведений по уплаченным налогам.
  3. Проверка ТСЖ жилищной инспекцией. Рассмотрением занимается жилищный комитет. О проведении мероприятия товарищество уведомляется заблаговременно. Ответственность за выявленные нарушения законодательной нормы предусмотрена в ст. 7.22 КОАП РФ «Нарушение норм содержания и ремонта жилого фонда» и 14.4 «Оказание некачественных услуг», п. 7 157-й ст. ЖК РФ.
  4. Проверка ТСЖ РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ. Защита прав потребителей в этом отношении оговаривается в ст. 4 и 29 закона о ЗПП. Поэтому в случае предоставления некачественных услуг собственники наделяются правом подачи жалобы в этот орган, который и займется проведением проверочных мероприятий в ТСЖ.
  5. Прокурорская проверка. Обычно данный вид мероприятий осуществляется без какого-либо специального предупреждения, чаще всего – в ходе получения жалоб со стороны жильцов на недобросовестную работу органа правления.

Основания для проверки ТСЖ

Проверка ТСЖ осуществляется как плановое мероприятие или как внеплановый процесс на основании жалоб жильцов или сторонних лиц на неоказание или оказание некачественных услуг.

Затея проверки ТСЖ должна иметь соответствие ряду основных принципов:

  • заинтересованность председателя в проведении проверки;
  • возможность проведения собрания членов ТСЖ;
  • вероятность определения периодичности отчетности от председателя чаще, нежели это указано в законе;
  • вероятность формирования уголовного дела в отношении должностных лиц на базе результатов проверки.

Отсюда следует вывод, что назначение аудиторской проверки играет колоссальную роль. Цели следующие:

  • определение факта и величины расхождений между отчетными и фактическими материалами;
  • поиск ошибок в процессе ведения бухгалтерских документов;
  • выявление фактов преднамеренного нарушения норм закона.

Общие основания для проведения подобных мероприятий фигурируют в ч. 2 ст. 10 ФЗ №294, а также в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ. В связи с этим в ходе осуществления мероприятий решаются вопросы:

  • порядок создания ТСЖ;
  • обязательные требования к уставной документации;
  • порядки заключения договоров поставок услуг с РСО;
  • нарушения условий соглашения и ответственность;
  • порядок пользования ресурсной базой.

Это далеко не весь перечень задач, которые позволяет решить та или иная аудиторская проверка, но они являются основными.


Виды отчетности товарищества собственников жилья

Товарищество, выступая в качестве ответственного юридического лица, обязуется ежегодно отчитываться о результатах собственной деятельности. Запрос отчета ТСЖ может быть создан не только собственниками помещений, но и сотрудниками вышестоящих инстанций.

  1. Внутренние отчеты. Их предоставление осуществляется в адрес собственников помещений в рамках годового собрания, проводимого на основании ст. 45 ЖК РФ во втором квартале года, следующего за отчетным.
  2. Отчет председателя ТСЖ. Он базируется на сведениях о работе, которая была проделана, и на выполнении обязательств, установленных в рамках должностной инструкции. Включает в себя составление смет, контрольные меры относительно исполнения условий договоров, ведение бухгалтерии, налоговой отчетности, прием и увольнение сотрудников и т. д.
  3. Отчет правления. Это необходимо в целях оказания председателю помощи и поддержки в рамках выполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом. Ст. 151 ЖК РФ гласит, что руководство ТСЖ вправе распоряжаться коллективными средствами на основании утвержденного бюджета.
  4. Внешние отчеты. Будучи некоммерческой организацией, товарищество обязуется подчиняться действующим нормам законодательства, предоставляя сведения об итогах работы. В частности, речь идет о фин. отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о целевом применении средств), налоговой отчетности, статистической отчетности (по численности сотрудников, приборам учетных мер).

В рамках п. 10 ст. 161 ЖК РФ установлено обязательство по обеспечению открытого доступа к данным о деятельности ТСЖ.

Необходимость контроля

ТСЖ, как и любая хозяйственная организация, через которую проходят большие суммы денег, не всегда действует в рамках закона.

Существует несколько схем мошенничества, которым часто занимаются председатели управляющих организаций.

  1. Самая распространенная из них – заключение фиктивного договора с субподрядчиками и вывод денег через подставные фирмы на банковские счета третьих лиц. Деньги берутся из фонда поддержки материального состояния дома, который формируют платежи жильцов.

    У ТСЖ остается меньше денег, чтобы обслуживать дом и дворовую территорию. Страдают все жители дома.

  2. Другая схема, которую гораздо труднее заметить юридически неподготовленным жильцам – обход налогового законодательства и требований к аудиту юридических лиц.

    Правоохранительные органы регистрировали случаи, когда председатели товариществ брали деньги по счетам наличными.

    Сперва кажется, что в этом нет ничего плохого, так как часть денег все равно дойдет до фондов ТСЖ. Но это открывает большие возможности для отмывания денег, воровства и расценивается как незаконное уклонение от налогов.

    Если ваш председатель ТСЖ решил пойти на такой шаг, незамедлительно жалуйтесь в прокуратуру.

  3. Помимо мошенничества и отмывания денег, возможны случаи халатного отношения руководства товарищества к своим обязанностям.

    Из этого следует плохое качество оказываемых организацией услуг.

Последствия неграмотного или халатного руководства не лучше, чем от растрат: неубранный двор и подъезды, задержки по ремонтным работам, плохое освещение на территории рядом с домом.

И это тоже повод для жалобы, ведь вы имеете право на хорошее обслуживание по Закону «О защите прав потребителей».

Кто может проводить инспектирование?

В первую очередь такое право имеете вы, как клиент этой организации. Если вы заподозрили свое товарищество в растратах или некомпетентности, не поленитесь сперва достать копию договора, который вы заключали с ним.

Найдите там пункты, по которым вы можете получать полную информацию о деятельности ТСЖ, и начинайте действовать.

В 150 статье ЖК РФ прописано положение о ревизионной комиссии. Это орган при ТСЖ, набираемый из жильцов, которые одновременно не состоят в правлении.

Ревизионная комиссия обязана проверять деятельность текущего правления. Но при этом не может вмешиваться в его решения.

Таким правом наделена прокуратура. ФЗ «О прокуратуре» от 17.01.1992 года наделяет ее полномочиями по надзору за действиями юридических лиц. ТСЖ имеет право заниматься своей деятельности только при наличии регистрации, так что полномочия по надзору распространяются и на товарищества жильцов.

ВНИМАНИЕ! Хотя прокуратура специализируется на жалобах о несоблюдении организациями уголовного законодательства, не бойтесь подавать туда свои жалобы. Даже если прокурор сочтет их непрофильными, все данные перенаправят в нужный орган для проверки.

Возможность для проверки деятельность товариществ есть у Госжилинспекции и Роспотребнадзора. Компетенции этих органов схожи в вопросе инспекции жилищного хозяйства.

Жилищная инспекция проверяет состояние инфраструктуры дома и придомовой территории на предмет ее соответствия санитарным и противопожарным нормам.

Роспотребнадзор может проводить проверку на соответствие оказываемых услуг заключенному с жильцами договору и санитарным нормам. Его компетенция уже, чем у жилищной инспекции.

Работники Роспотребнадзора проверяют скорее конкретные факты некачественного оказания услуг ТСЖ.

Аудиторская проверка

Аудиторская проверка является инспекцией на предмет честности финансовой деятельности организации. Компания, проводящая проверку, запрашивает данные по бухучету, оценивает законность действий правления товарищества, проверяет инвентаризационные списки.

Будет также проверено, действовало ли руководство организации в рамках своих полномочий. Иногда главы правления товариществ жильцов в обход 145 статьи ЖК РФ назначают тарифы, тратят по своему усмотрению средства резервного фонда, повышают себе зарплату.

Аудиторская проверка легко обнаружит эти факты, даже просто опросив жильцов.

Кто может инициировать

Предметом проверки аудиторской компании является финансово-хозяйственная деятельность, касающаяся общего имущества жильцов. Поэтому решать вопрос о начале аудиторской проверки может общее собрание жильцов.

Согласно 45 статье ЖК РФ, любой собственник имеет право созвать внеочередное собрание.

ВНИМАНИЕ! Чтобы внеочередное собрание, созванное инициативным жильцом, имело законную силу, на нем должно присутствовать 50% или более жильцов.

Стоимость аудита

Стоимость услуг аудиторов не установлена твердо и зависит от масштаба работы.

Обычно товарищества жильцов не располагают капиталом больше 20 миллионов рублей, а также не могут переходить на специфические системы налогообложения, поэтому аудит обойдется вам сравнительно дешево – от 25 до 70 тысяч рублей, в зависимости от фирмы, в которую вы обратитесь.

Что такое квалификационный экзамен ТСЖ?

Реформа в сфере ЖКХ привнесла ряд изменений в работу управляющих компаний.

Так как руководители организаций по управлению многоквартирными домами несут персональную ответственность, они обязаны быть компетентны по всем вопросам, касающихся их деятельности.

В 2015 году каждая управляющая компания в обязательном порядке должна была получить лицензию.

Это обязанность также возлагается и на новые УК, зарегистрированные после 2015 года. Получая лицензию, руководитель компании должен пройти обязательный экзамен ЖКХ, показывающий их профессиональную подготовку и знание всех аспектов деятельности.

В ФЗ №255 не сказано, кто именно должен проходить экзамен. В законе упоминается «должностное лицо», но не называется конкретная должность. Получается, что экзамен может пройти любой сотрудник административного штата управляющей компании.

Однако надзорные органы чаще всего обязывают проходить тестирование именно руководителей УК, а также их заместителей.

Что необходимо знать о прохождении испытания?

  1. Экзамен проходит в форме компьютерного тестирования.
  2. Министерством строительства было утверждено 200 вопросов, но экзаменующемуся в день аттестации нужно будет ответить на 100 вопросов, выбранных из утвержденных двухсот.
  3. Чтобы успешно пройти тестирование, руководителю необходимо ответить правильно на 86 вопросов.
  4. На прохождение теста дается 2 часа.
  5. Вопросы экзамена касаются аспектов управления многоквартирными домами, Жилищного кодекса РФ, Трудового кодекса, а также строительства и ремонтных работ.

Если тест пройден успешно, то руководителю выдается квалификационный аттестат, допускающий его до получения лицензии. Этот документ представляет собой ламинированный бланк, защищенный от возможности его подделать. Он заверяется подписью и печатью регионального жилищного надзорного органа.

Полученный аттестат действует в течение 5 лет. По истечении этого срока руководителю управляющей компании нужно снова проходить экзамен.

Советы и предупреждения

  1. На тестировании запрещается пользоваться шпаргалками, мобильным телефоном и справочной литературой. Если комиссия заметит, что вы используете подсказки, то может исключить из списка экзаменующихся.
  2. Во время прохождения аттестации запрещено выходить из кабинета и разговаривать с другими претендентами.
  3. Если вы не успели вовремя ответить на все вопросы, то программа автоматически закроет доступ к тесту, что не позволит вам закончить его.

    Если вы ответили на вопросы досрочно, то, при ответе на последний вопрос компьютер также автоматически закроет тест.

  4. Само тестирование устроено так, что отвечая на вопрос, вы уже не сможете к нему вернуться позже.

    Поэтому, прежде чем ставить галочку, хорошо подумайте, так как шанса исправить неверный ответ не будет.

Результаты экзамена комиссия объявляет через 5 дней после его сдачи. Претендентам высылаются уведомительные письма (на электронный адрес или по почте). Если тестирование сдать не удалось, то его можно пройти еще раз. Количество попыток не ограничено.

Документы — Рекомендации для участников ревизионных комиссий осуществляющих проверки финансовой деятельности ТСЖ

Рекомендации для участников ревизионных комиссий осуществляющих проверки финансовой деятельности ТСЖ

В соответствии со статьей 150 ЖК РФ ревизионные комиссии обязаны не реже одного раза в год проводить проверки финансовой деятельности ТСЖ, а также давать заключение о смете доходов и расходов на предстоящий год. По результатам проверки должен быть составлен отчет, который доводится до сведения общего собрания членов товарищества.

При проведении проверки ревизионная комиссия проверяет исполнение сметы доходов и расходов товарищества, установленные размеры обязательных платежей и взносов.

В соответствии с п.3 ст.148 ЖК РФ составление сметы доходов и расходов входит в обязанности правления ТСЖ. Смета ТСЖ на год утверждается общим собранием, что позволяет установить размер ежемесячной квартплаты для каждого собственника помещения.

Ревизионная комиссия проверяет:

— наличие утвержденных смет доходов и расходов;

— правильно ли составлена смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;

— своевременно ли представляются сметы доходов и расходов на утверждение собственникам помещений;

— достоверно ли составлена отчетность по исполнению сметы доходов и расходов.

Смета включает расходы, установленные законом и Уставом товарищества (пп. 2 ст 137 ЖК РФ):

— административно-управленческие расходы (заработная плата персонала, содержание помещения правления товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата услуг телефонной связи и др.), канцелярские расходы, содержание оргтехники, транспортные расходы, связанные со служебными поездками, и прочие подобные расходы);

— расходы на техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (заработная плата для обслуживающего персонала, расходы на инвентарь и материалы, дератизацию и дезинфекцию, дежурное освещение мест общего пользования, оплату по договорам о техническом обслуживании подрядными организациями т.п.);

— отчисления в образованный товариществом фонд капитального ремонта многоквартирного дома, резервный фонд и др.

Доходы товарищества могут складываться из следующих видов поступлений:

— обязательные платежи, вступительные и членские взносы членов товарищества;

— доходы от хозяйственной деятельности товарищества (например, в виде арендной платы за предоставление в пользование объектов общего имущества многоквартирного дома);

— субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение капитального и текущего ремонта;

— иные средства, в том числе средства, полученные от органов соцзащиты по услугам, оказанным льготным категориям граждан.

Ревизионная комиссия проверяет какие тарифы применяются для оплата жилья и коммунальных услуг, так как муниципальные тарифы не являются обязательными для ТСЖ.

Как распределяется экономия, полученная ТСЖ от оплаты за коммунальные услуги.

Расходы ТСЖ подразделяются на расходы, связанные с уставной деятельность и расходы, связанные с коммерческой деятельностью.

Расходы, связанные с уставной деятельностью должны строго соответствовать расходом по смете. Необходимо обеспечить раздельный учет вышеназванных расходов.

Являясь некоммерческой организацией ТСЖ вправе расходовать средства строго по целевому назначению, то есть в соответствии с целями, определенными Жилищным кодексом РФ и Уставом товарищества.

На основании первичных документов (выписок банка, кассовых отчетов, авансовых отчетов) ревизионная комиссия проверяет фактическое поступление денежных средств, а также их расходование.

Проверка кассовых операций предусматривает:

— полноту оприходования денежных средств, полученных в банке, и поступивших в кассу ТСЖ.

Проверка проводится по данным кассовых отчетов, кассовой книги, книги кассира-операциониста (при наличии кассового аппарата), бланков строгой отчетности для расчетов с населением, журналов-ордеров по счету 50 «Касса», главной книги.

Проверка операций по расчетному счету предусматривает:

— проверку законности и достоверности проведенных по расчетному счету операций;

— проверку целесообразности произведенных хозяйственных операций и их отражение на счетах в банке (соответствие учредительным документам, специфики деятельности ТСЖ);

Для проверки используются выписки банка с приложенными к ним документами, журналы-ордера по счету 51 «расчетный счет», главная книга.

На основании первичных документов кассы и расчетного счета, ведомостей начисления квартплаты анализируется оплата жилищно-коммунальных услуг.

При проверке расчетов по подотчетным лицам следует обратить внимание на:

— наличие списка лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды;

— соответствует ли положениям нормативных актов порядок выдачи и расходования средств на хозяйственные нужды;

— соответствует ли положениям нормативных актов документальное оформление расчетов с подотчетными лицами;

— при наличии командировок, проверяется их целесообразность, оформление приказов, служебных заданий на командировку, оформление необходимых документов: командировачных удостоверений.

Проверяются авансовые отчеты, журнал-ордер по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», главная книга.

Для проведения проверки расходов на оплату труда необходимо посмотреть:

— есть ли документы по оформлению сотрудников при приеме и увольнении, как постоянных, так и совместителей;

— наличие и соблюдение штатного расписания, табелей учета рабочего времени;

— сумму начисленной зарплаты в целом по товариществу и соответствие ее утвержденной смете.

Документы, необходимые для проверки: приказы о приеме и увольнении работников, штатное расписание, ведомости начисления заработной платы, журнал-ордер по счету 70 «Расчеты по оплате труда», по счету 69 «Расчеты по внебюджетным фондам», главная книга.

Проверяется целесообразность приобретения тех или иных материалов, канцтоваров, имущества. Наличие первичных документов по движению материалов (оприходование, выбытие, списание). Соответствие сумм, израсходованных на приобретение материалов, утвержденным сметой доходов и расходов.

Примерная форма отчета ревизионной комиссии:

ОТЧЕТ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

О финансовой деятельности ТСЖ _____________

г.Челябинск «____» ____________ 200___года.

Ревизионная комиссия в составе: председатель комиссии _________, члены комиссии ________ провели проверку финансовой деятельности ТСЖ «____» за период с __ по ____.

В соответствии со статьей 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое принимает решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В проверяемом периоде обязанности председателя правления исполнял ____ (протокол № ____________). Члены правления, избранные общим собранием, (протокол № ______________) __________

Обязанности главного бухгалтера с ___по _____ 200_ года выполняла _______(ведение бухгалтерского учета осуществляется аудиторской фирмой).

Всего за этот период проведено ____ заседаний правления, на которых рассматривались следующие вопросы: (примерные)

О заключении договора о содержании и ремонте общего имущества.

О смене обслуживающей организации

О проведении очередного собрания собственников помещений.

О проведении годового собрания и его подготовке

О заключении договоров на энергоснабжение

О тарифах на 200_- год.

О предоставлении мест общего пользования в аренду.

О штатном расписании на 200_ год

О неплатежах собственников помещений.

На 200_ год на собрании членов ТСЖ утверждена смета доходов и расходов по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирном доме. Всего проведено за отчетный период __собраний собственников помещений и членов ТСЖ.

Фактическое поступление денежных средств на расчетный счет ТСЖ, а также их расходование отражено в таблице.

п/п

Показатели

По смете

на 200__ (рубли)

200__ год.

фактически (рубли)

1.

Начислено жильцам

2.

Предоставлено льгот

3.

Оплачено жильцами

4.

Получено от соцзащиты

5.

Оплачено за нежилые помещения

6.

Прочие поступления на р/счет

7.

Перечислено налогов

8.

Перечислено за услуги и ресурсоснабжение

9.

Получено наличными на зарплату и хознужды

10.

Статьи расходов:

— фонд оплаты труда

— налоги от ФОТ

— текущее обслуживание

— расходы на приобретение материалов

— непредвиденные расходы

— отчисления в резервный фонд

— отчисления на капитальный Ремонт.

и т.д.

Итого поступления на расчетный счет и в кассу:

Итого расходов с расчетного счета и из кассы:

Как видно из приведенных данных оплата за выставленные услуги населению в 200__году составила ___%.

Статья 154 ЖК РФ предусматривает следующие ежемесячные платежи:

1. Плату за содержание и ремонт, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2. Плату за коммунальные услуги.

Платежи по 1-му пункту осуществляются на основании сметы, утвержденной общим собранием ТСЖ. Плата за коммунальные платежи – на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающими организациями.

При расчете платы за жилые и нежилые помещения берутся за основу тарифы, утвержденные решениями Челябинской городской Думы (общим собранием членов ТСЖ).

На 200__ год решением правления ТСЖ (протокол б/н от _______200__ года) были утверждены разные размеры платы для собственников жилых помещений – рублей за квадратный метр, и____ рублей для нанимателей помещений и собственников нежилых помещений. Кроме того в соответствии с решением общего собрания жильцов введен тариф в размере ___ рубля с квадратного метра для создания фонда на капитальный ремонт.

На 200__ год для управления и обслуживания ТСЖ штатным расписанием утверждена численность _____ человек, в том числе управленческий персонал ___единицы, с ежемесячным фондом оплаты труда _____ рублей , что соответствует утвержденной смете. За период с 200___ года начислено заработной платы ______ рубля, отчислений от ФОТ в пенсионный фонд ____ рублей, фонд социального страхования –_______рублей.

За 200__ год, уплачен единый налог _____рублей.

Выборочная проверка авансовых отчетов показала, что за наличный расчет, в основном, приобретаются канцтовары и материалы для хозяйственных нужд, всего за 200__ год на эти цели израсходовано ____рублей.

В 200__ году в ТСЖ начал создаваться резервный фонд на капитальный ремонт. Всего перечислено в резервный фонд_____ рублей. Имущества на балансе ТСЖ нет.

Фактические расходы, осуществленные товариществом, осуществлены в приделах утвержденной сметы (имеют расхождения по следующим причинам).

Рекомендации: членам правления необходимо активизировать работу по взысканию задолженности за жилые и нежилые помещения. Регулярно вывешивать списки должников, постоянно не оплачивающих оказанные услуги.

В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Жильцам предоставляются следующие коммунальные услуги: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.

Указать как осуществляются платежи, напрямую в ресурсоснабжающие организации или через ТСЖ. Если расчеты производятся через товарищества, то ТСЖ является лишь техническим посредником при расчетах жильцов с ресурсоснабжающими организациями за поданные коммунальные ресурсы. Таким образом, разница между суммами, уплаченными ресурсоснабжающим организациям, и, полученными от жильцов по установленным тарифам за потребленные коммунальные услуги, должна ежегодно пересчитываться в соответствии с абз.2 п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Данный перерасчет за 200__ год не производился (производился). Всего за 200__ год было предъявлено гражданам за коммунальные услуги ______ рубля. Ресурсоснабжающими организациями предъявлено счетов: _________.

Рекомендации: по итогам 200__ года произвести перерасчет на разницу между предъявленными ресурсоснабжающими организациями счетами и фактически оплаченными.

Выводы: проанализировав показатели деятельности ТСЖ, организацию учета в ТСЖ ревизионная комиссия пришла к выводу признать финансовую деятельность ТСЖ в проверяемом периоде удовлетворительной (неудовлетворительной).

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг. Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ. Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.

Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?

С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом — ТСЖ или управляющая компания.

В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.

Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.

Инициировать проведение проверки могут следующие лица:

  • общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% голосов);
  • инициативная группа членов ТСЖ;
  • ревизионная комиссия;
  • само правление;
  • любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).

Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.

Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ

Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.

Назначение этого органа заключается в двух функциях:

  1. Подсчёт голосов на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
  2. Организация сбора результатов заочного голосования.

Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на голосование выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.

Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.

Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.

Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.

Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:

  • привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
  • оказание услуг «на бумаге»;
  • выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
  • помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
  • необоснованное повышение заработной платы членам правления;
  • отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
  • намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.

Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.

В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.

Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:

  1. Плановый или добровольный аудит проводится независимыми юридическими фирмами, состоящими в саморегулируемых организациях аудиторов и имеющих аттестат, подтверждающий право на проведение аудита финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
  2. Постоянно действующий контрольный орган ТСЖ – ревизионная комиссия. На неё возложена обязанность проверять текущую деятельность в оговорённые Уставом сроки, но права вмешательства в эту деятельность комиссия лишена.
  3. Проверка, организованная инициативной группой жильцов, проводится этой группой самостоятельно за счёт собственных сил и средств.
  4. Собственники и жильцы квартир в доме вправе затребовать документы, относящиеся к текущей деятельности руководства товарищества, для ознакомления.
  5. Органы прокуратуры при поступлении от жильца дома обращения с просьбой проверить деятельность ТСЖпо вопросу нарушения законодательства РФ.
  6. Органы Госжилинспекции и Роспотребнадзора обязаны отреагировать на жалобу граждан или провести контрольные мероприятияпо материалам прокуратуры.
  7. Отдельные представители законодательных органов местного самоуправления в рамках депутатского надзора в ответ на обращение избирателей.
  8. Налоговые органы – единственные, кто проверяет ТСЖ по собственной инициативе. Поводом может послужить несоблюдение налоговой дисциплины или нарушения бухгалтерского учёта.

Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.

В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.

Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.

Обычно достаточно совершить основные шаги:

  • самый простой способ при наличии подозрений — не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
  • за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
  • обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
  • самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.

По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.

Аудит ТСЖ

ТСЖ

— это общественная организация, и весь груз контроля за ее деятельностью ложится на плечи членов товарищества.

Государственные органы осуществляют по сути номинальный контроль соответствия деятельности ТСЖ его целям. Если наличие предприимчивого и нечестного председателя дополняется безынициативными жильцами, проконтролировать деятельность ТСЖ невозможно, да и никому не нужно. Однако при определенной степени мобилизации жильцов сделать деятельность товарищества прозрачной довольно просто. Среди наиболее эффективных методов контроля – ревизия и аудит.

В соответствии со статьей 150 ЖК РФ, ревизионная комиссия обязана не реже одного раза в год проверять финансовую деятельность ТСЖ, а именно:

  • наличие утвержденных смет доходов и расходов;
  • правильно ли составлена смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;
  • своевременно ли представляются сметы доходов и расходов на утверждение собственникам помещений;
  • достоверно ли составлена отчетность по исполнению сметы доходов и расходов;
  • каковы на основании первичных документов (выписок банка, кассовых отчетов; авансовых отчетов) фактические поступления денежных средств и их расходование;
  • какие тарифы применяются для оплаты жилья и коммунальных услуг;
  • как распределяется экономия, полученная ТСЖ от оплаты за коммунальные услуги.

По результатам проверки ревизионная комиссия составляет отчет о деятельности ТСЖ, который доводится до сведения общего собрания членов товарищества.

Аудит

Аудиторская проверка проводится на основании договора, заключенного между аудиторской компанией и ТСЖ. Аудитор (группа аудиторов) изучает необходимые документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности (бухгалтерскую и налоговую отчетность, первичные документы, договоры, счета, уставные документы), берет необходимые пояснения.

После проверки документов жильцам предоставляется отчет и аудиторское заключение, в котором описаны ход работ, выявленные замечания и нарушения, имеющиеся злоупотребления, дается юридический анализ деятельности, применение тарифов и, конечно, рекомендации.

От проведения аудита в товариществе конкретную пользу получают все заинтересованные стороны — и правление, и председатель, и бухгалтерия, и, конечно же, сами жильцы.

Проведение аудиторской проверки отражает правильность или ущербность ведения финансово-хозяйственной деятельности, использования имущества ТСЖ, позволяет получить рекомендации по улучшению эффективности работы и пресечь злоупотребления.

Эффективным методом контроля ТСЖ является деятельность ревизионной комиссии и независимого аудитора. Если комиссия – это те же собственники, то аудитор – наемная компания. Для выявления возможных проблем в деятельности ТСЖ целесообразно проводить аудит не менее раза в год. С отчетами и ревизионной комиссии, и аудитора имеют право ознакомиться все собственники.

Перечень услуг:

  • Проверка бухгалтерского и налогового учета с целью выявления налоговых нарушений и налоговых рисков.
  • Проверка полученных доходов – произведенных расходов на соответствие утвержденной смете.
  • Выявление расходов, не заложенных в смету, либо превышающих ограничения по смете, проверка их целесообразности, выявление необоснованно завышенных расходов.
  • Выявление платежей сомнительным поставщикам — подрядчикам.
  • Представление сгруппированных данных по статьям расходов за отчетный период в табличной форме для ТСЖ и Управляющих компаний.
  • Составление проекта сметы расходов – доходов на предстоящий год для утверждения его на общем собрании.
  • Расчет и обоснование тарифов для собственников жилья.
  • Анализ финансового положения ТСЖ, выявление признаков несостоятельности (банкротства).
  • Подтверждение достоверности отчета правления ТСЖ.

АУДИТ ТСЖ (Товарищества Собственников Жилья)

Аудит ТСЖ – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ, содержащий выраженное в установленной форме (в аудиторском заключении или отчете) компетентное мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ.

Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, которая создается собственниками квартир в многоквартирном доме для обеспечения эксплуатации общих помещений в жилом доме и совместного управления общим имуществом жилого дома.

Аудиторская проверка ТСЖ призвана дать ответы собственникам квартир, членам ТСЖ на актуальные вопросы контроля за деятельностью товарищества собственников жилья, правления и председателя ТСЖ, не в последнюю очередь – контроля над целевым расходованием средств, которые выплачивают собственники квартир на цели проведения текущего и капитального ремонта, технического содержания и обслуживания жилого дома, а также контроля над целевым расходованием средств получаемых ТСЖ от хозяйственной деятельности, в том числе от сдачи в аренду и внаем общего имущества в многоквартирных домах.

Как показывает практика нашей компании – Аудиторская проверка ТСЖ независимой аудиторской компанией является наиболее эффективным способом контроля за финансовой – хозяйственной деятельностью ТСЖ.

Аудиторские услуги компании ЮКТ-Аудит для ТСЖ:

  • Аудит ТСЖ (проверка бухгалтерского и налогового учета с целью выявления нарушений и налоговых рисков).
  • Подтверждение достоверности отчета правления ТСЖ.
  • Проверка полученных доходов – произведенных расходов на соответствие утвержденной смете.
  • Выявление расходов, не заложенных в смету, либо превышающих ограничения по смете, проверка их целесообразности, выявление необоснованно завышенных расходов.
  • Выявление платежей сомнительным поставщикам — подрядчикам.
  • Выявление сомнительных финансово-хозяйственных операций.
  • Анализ финансового положения ТСЖ, выявление признаков несостоятельности (банкротства).
  • Консультации по бухгалтерскому учету.

Аудиторская проверка ТСЖ и ее стоимость зависит от технического задания заказчика (объема и количества документов первичного бухгалтерского учета, необходимости выступления аудитора на собрании жильцов с отчетом о проведенной проверке, количества времени затраченного аудитором на проверку и т.п.).

Аудиторская проверка ТСЖ заканчивается передачей заказчику заключения или отчета аудиторской компании.

Для того чтобы узнать условия проведения и стоимость Аудита ТСЖ, Аудиторской проверки ТСЖ, других услуг, Вам необходимо связаться с сотрудниками ЮКТ Аудит.

Сроки проведения Аудита ТСЖ — от 3 до 10 рабочих дней.

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Кто проверяет ТСЖ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *