Понятие «малоимущий» и «нуждающийся» в жилищном праве

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 1 ст. 49 ЖК).

Признает малоимущими ОМС, порядок признания утверждает Субъект РФ.

Подаются следующие документы:

— заявление,

— справка о доходах за 6 мес.,

— справка о составе семьи,

— выписка из налоговой о стоимости имущества,

— справка о том, что в течение 5 лет преднамеренно не ухудшалось состояние,

— кадастровый паспорт,

— мед. заключение,

— справка о непригодности жилого помещения.

Основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

19. Порядок учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Отказ в принятии на учет, снятие с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении: основания, порядок.

Юр значение принятия на учет состоит в том, что гр-нам, не состоящим на учете не м.б. предоставлено ЖП по д-ру соц найма, кроме случаев, прямо установленных ЖК РФ. Порядок ведения орг-ами МСУ учета устанавливается законом S-а РФ. Состоять на учете имеют право соответствующие категории гр-н, к-ые м.б. признаны нуждающимися, при этом, если гр-нин вправе состоять на учете по нескольким основаниям, то он по собственному выбору м.б. принят на учет как по одному, так и по всем основаниям. Новеллой жилищ зак-ва явл положение о том, что гр-не, к-ые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых они м.б. признаны нуждающимися принимаются на учет не ранее чем ч/з 5 лет со дня совершения данных действий. Применение данной статьи является допустимой тогда, когда гр-не совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

К лицам, которые м.б. приняты на учет в кач-ве нуждающихся, относятся: 1)малоимущие гр-не; 2)иные категории гр-н, указанные в ФЗ(инвалиды войны, больные туберкулезом и т. д.); 3)иные категории гр-н, указанные в законе S-а РФ; 4)иностранные гр-не, лица без гражданства исключительно в силу прямого указания международного договора.

К документам, к-ые д.б. представлены для постановки на учет нуждающегося гр-на,относ-ся: заявление гр-на; решение органа МСУ о признании гр-на малоимущим; копия финансового лицевого счета; выписка из домовой книги; справка о проверке жилищных условий; сведения о наличии жилья в собственности или осуществлении сделок по его отчуждению; план БТИ; жилищ документы с прежнего адреса (для проживающих на площади менее 5 лет); документы, подтверждающие родственные отношения; паспортные данные.

Отказ в принятии гр-н на учет в кач-ве нуждающихся в ЖП допускается в случае, если: 1)не представлены предусмотренные ЖК документы; 2)представлены документы, к-ые не подтверждают право соответствующих гр-н состоять на учете в кач-ве нуждающихся в ж.п.; 3)не истек предусмотренный ЖК срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гр-ну, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем ч/з 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и м.б. обжаловано им в суд-ом порядке. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет д.б. принято по рез-там рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных ЖК документов орг-ом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем ч/з 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гр-ну, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

К лицам, к-ым предоставляется ЖП по д-ру соц найма, независимо от принятия на учет в кач-ве нуждающегося, относятся: 1)гр-не, ЖП к-ых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2)дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруж Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы; 3)гр-не, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

По смыслу учета, пребывание граждан на учете должно осуществляться по общему правилу до тех пор, пока не реализовано право на удовлетворение жилищной потребности. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ЖК оснований снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1)подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2)утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3)их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4)получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5)предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6)выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Малоимущие являются одним из самых незащищенных слоёв населения, поскольку зачастую они не могут позволить себе приобрести достойное жильё. Поэтому государственные и региональные власти оказывают поддержку таким семьям. В данной статье будет рассмотрен вопрос субсидирования приобретения квартиры для этой категории граждан в 2019 году.

Процедура получения субсидии на жильё малоимущим

Чтобы оформить жилищную субсидию не достаточно просто являться малоимущим. Законодательство требует, чтобы кандидаты отвечали таким требованиям, как отсутствие у любого из членов семьи собственного жилья или зарегистрированного договора социального найма либо же такое жильё не отвечает санитарным нормам (площадь на каждого члена семьи составляет менее 18 кв.м). Так же для получения субсидии семья должна проживать в аварийном помещении или иметь тяжелобольного члена семьи.

Для постановки на учёт, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, в территориальный орган власти подаётся пакет документов с соответствующим заявлением. Рассмотрение документов, включая осмотр комиссией жилого помещения, протекает в период не более одного месяца. После этого заявителю выдаётся расписка.

Далее с этой распиской и новым пакетом документов следует обратиться в жилищный фонд по месту фактического проживания. Он так же будет рассматривать заявку и изучать документы на основании, которых его сотрудники выдадут сертификат на субсидию.

Важно! После получения сертификата воспользоваться жилищной программой можно будет в течение одного года.

Далее необходимо действовать в таком порядке:

  1. Открыть банковский счёт для зачисления денежных средств по сертификату;
  2. Выбрать жилое помещение для покупки;
  3. Оформить и зарегистрировать договор купли-продажи жилого помещения;
  4. Предоставить договор купли-продажи в банк для списания денег с сертификата на счёт продавца;
  5. Подписать акт передачи жилья покупателю;
  6. Получить расписку о получении денежных средств от продавца;
  7. Зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности, предъявив договор купли-продажи, акт приемки и расписку.

После этого свидетельство о собственности необходимо предоставить в предоставивший субсидию жилищный фонд.

Причина снятия участников с программы поддержки покупки жилья в 2019 году

Предоставление субсидии подразумевает постановку на очередь, поэтому вопрос того, почему могут снять с этой очереди, волнует многих. Так вот, семью могут снять с очереди, если:

  1. Она сама отказалась от дальнейшего участия в программе;
  2. Она утратила основания для выплаты субсидии;
  3. Переехала в другой регион и воспользовалась программой там;
  4. Получила иные бюджетные средства на покупку квартиры или строительство собственного дома;
  5. Имеет менее двух детей и получила земельный участок под постройку жилого дома;
  6. Предоставила фальсифицированные данные об текущем финансовом положении или скрыла данные о нахождении в собственности жилья.

Причиной для отказа в предоставлении субсидии не может служить временная регистрация в другом регионе, так как граждане имеют право покидать своё жильё в связи с определенными обстоятельствами, такими как работа в другом регионе, повреждение жилья природными катаклизмами. Так же уважительной причиной временного переезда может стать учеба или лечение.

Читайте также статью ⇒ Как получить субсидии и льготы на строительство дома многодетным семьям в 2019.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос N1: Добрый день! Недавно меня поставили на очередь в субсидировании покупки жилья, а несколько дней назад я получил в наследство дом. Могут ли меня снять с очереди на льготное приобретение квартиры?

Ответ: Здравствуйте! В случае, если во время ожидания в очереди заявитель на получение субсидии получил жильё, то его могут снять с очереди на государственное субсидирование. Исключением может являться получение жилья не способного улучшить условия проживания малообеспеченной семьи. То же касается и жилья непригодного для проживания.

Вопрос N2: Добрый день! У меня многодетная семья, которая была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных. Недавно я подала заявку на участие в государственном субсидировании покупки жилья, но после этого изменилась учетная норма жилья и теперь мы не попадаем под категорию нуждающихся. Подскажите, пожалуйста, могут ли нам из-за этого отказать?

Ответ: Если в регионе изменилась учетная норма площади на каждого стена семьи, прижитом семья уже стоит на учёте, то это не должно привести к отказу. Если же Вас ещё не поставили на учёт, то скорее всего Вам откажут.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Что важно знать?

Малоимущим человеком считается тот, у кого доход не превосходит уровень прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе. И потому данный гражданин не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности в полном объёме.

Из этого следует, что вопрос, касающийся уровня дохода, когда человек или даже вся семья вправе оформить статус малоимущих, считается довольно индивидуальным и зависит в первую очередь от области, где эти граждане живут.

Если у человека или его семьи низкий уровень дохода, то они имеют право получить определённый статус, благодаря которому они потом будут получать льготы, касающиеся налоговых сборов, оплаты услуг ЖКХ, а также претендовать на государственное жильё, если данная потребность действительно имеет место быть.

Нужно отметить, что претендент на статус малообеспеченного обязательно должен предоставить документацию о доходе, из которой станет ясно, что ежемесячные поступления гражданина меньше, чем минимальный уровень.

Если лицо, злоупотребляющее наркотиками или алкоголем, будет пытаться получить этот статус, то оно получит отказ.

Как малоимущие могут стать в очередь на жильё?

Процедуру постановки в очередь на жилплощадь в России проводят по стандартной схеме. Этим вариантом могут воспользоваться только льготные категории граждан, поэтому изначально важно получить данный статус.

Малоимущий гражданин может встать в очередь, только если есть официальное подтверждение материального положения и основания для постановки на учёт. В этом случае не достаточно одной справки о доходах.

К этой документации прилагают и удостоверение малоимущей семьи. Распределение денег проводится в стандартном порядке, однако после того, как будет подтверждена возможность участия гражданина и его семьи в программе государственной помощи (жилищной программе для малоимущих семей).

И самый главный пункт в этом алгоритме – это документы. Зависимо от местности проживания, кандидат может рассчитывать, что решение, касающееся постановки на очередь, будет принято за десять-пятнадцать дней.

Чем больше город – тем быстрее будут рассмотрены бумаги. В региональном плане есть возможность отсрочек при большом потоке документов для обработки.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Как получить статус малоимущих для получения жилья

Малоимущая семья – это официальный статус, который присваивается тем семьям, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум по данному региону.

Для получения этого статуса нужно обратиться в отдел социальной защиты по месту постоянной регистрации семьи и подтвердить свои доходы. Для подтверждения необходимо принести все документы и справки, которые подтверждают величину доходов в семье в совокупности. При этом не имеет значения, кто получает эти доходы – супруг / супруга или дети. Имеет значение весь совокупный доход отдельно взятой семьи.

Чтобы семья получила такой статус, необходимо выполнение всего двух условий:

  • получаемый на семью доход невелик по различным причинам;
  • все члены семьи проживают вместе по одному адресу.

Первое условие выполнимо в том случае, если:

  • работают оба супруга;
  • второй супруг не работает по уважительной причине. Например, это мама, которая находится в отпуске по уходу за ребёнком;
  • учитывать нужно любой доход – от стипендии ребёнка – студента, до алиментов на ребёнка от бывшего мужа.

Если трудоспособный член семьи не работает без уважительной причины или ведёт асоциальный образ жизни, то получить такой статус не получится.

Как уже упоминалось, для сравнения берётся величина прожиточного минимума. В каждом регионе эта величина устанавливается на уровне местных властей и каждый квартал индексируется. Поэтому подтверждать свой статус приходится каждые 3 месяца.

Для получения соответствующего статуса и, как следствие, различных льгот, субсидий и компенсаций, необходимо:

  • самостоятельно подсчитать весь общий семейный доход. Учитывать стоит не только выплаты по основному месту работы, но и другие денежные поступления. Например, дивиденды от акций, размещённых в различных компаниях;
  • теперь нужно подсчитать, сколько членов одной семьи проживает по конкретному адресу. Учитывать стоит лишь супругов и их ближайших кровных родственников. Если в семье проживает старенькая бабушка, то её пенсию необходимо учитывать в совокупности;
  • теперь нужно высчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи. Для того чтобы идти подавать документы на получение статуса, необходимо узнать эту величину за последние 3 месяца.

Очередь на жилье малоимущим

В каждом муниципальном образовании существует очередь на жильё. Очередь пополняется даже в том случае, если муниципальное жильё в этой административной единице не строится, и его нет в наличии.

Чтобы встать на очередь, необходимо:

  • получить статус малоимущей семьи. Для этого нужно подать документы в отдел социальной защиты. Никакого специального свидетельства (как, например, при получении статуса многодетной семьи) семья не получает. При этом сведения в единой базе данных по муниципалитету отражаются;
  • посетить администрацию или управу и записаться на приём в жилищный отдел. В небольших городах, сёлах или посёлках, очередью на жильё также занимается отдел социальной защиты или управляющий орган ЖКХ;
  • представить документы, которые подтверждают тот факт, что семья является малоимущей. Сведения есть в базе данных, но лишнее подтверждение не помешает. Поэтому документы о доходах должны быть при себе;
  • написать соответствующее заявление на улучшение жилищных условий;
  • дождаться решения комиссии по приёму данной семьи на учёт;
  • получить свой порядковый номер и жать получения жилья.

Зачастую, с момента постановки на очередь и до момента получения жилья проходит несколько лет. Причина в том, что строительством новых многоквартирных домов занимаются частные застройщики, а им крайне невыгодно отдавать несколько квартир на нужды муниципального образования.

А если муниципальное жильё есть в старом жилом фонде, то оно либо занято, либо находится в аварийном состоянии. Поэтому очередь практически не двигается.

Поэтому государство и регионы разрабатывают специальные программы по предоставлению жилья малоимущим семьям на льготной основе. Как правило, выдаётся денежная субсидия, которая имеет исключительно целевую направленность – покупка жилья. Субсидия предоставляется на безвозмездной основе. Она может составлять до 50% от стоимости жилья в данном муниципальном образовании.

Субсидия на жилье малоимущим

Так как частные застройщики всё меньше строят муниципального жилья, то государство разработало программу по предоставлению малоимущим семьям субсидий. Чтобы получить такую помощь, необходимо получить статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий». В ст. 51 ЖК РФ сказано, что получить его могут семьи, которые:

  • не имеют собственного жилья (ни один из членов семьи не является собственником или нанимателем жилья). Это означает, что в базе данных Росреестра нет свидетельства о собственности или договора социального найма;
  • семья проживает в жилище, которое было признано уполномоченной комиссией как аварийное жильё. То есть оно в ближайшее время должно быть расселено, а, впоследствии, снесено;
  • в одной семье есть тяжело больной человек, которому, согласно нормам Минздрава, должно быть выделено отдельное жилое помещение;
  • в одном изолированном жилом помещении проживают несколько семей. То есть имеет место быть коммунальная квартира, а они запрещены законом;
  • жильё, взятое в найм по соответствующему договору, или собственное жилье не отвечает нормам на 1 человека.

Если присутствуют эти факторы, то семью должны поставить на учёт. Если у властей есть возможность, они должны предоставить семье муниципальное жильё, которое должно соответствовать всем нормам жилого помещения, в том числе и по квадратным метрам на одного человека. Если нет возможности выделения жилья из муниципального фонда, то государство должно выделить семье субсидию.

Для получения выплаты необходимо:

  • встать на учёт, написав соответствующее заявление и предъявив все необходимые документы;
  • дождаться положительного решения комиссии о признании статуса семьи;
  • теперь нужно встать на очередь, поучив свой «номерок»;
  • теперь нужно подавать документы на получение субсидии. Нужно подготовить:
    • паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
    • если в семье есть дети, которым нет 14 лет, то необходимы их свидетельства о рождении;
    • справка о составе семьи;
    • документ, подтверждающий наличие брачных уз;
    • документ из БТИ;
    • дополнительные документы, которые подтверждают право семьи на дополнительное льготное обеспечение. Это может быть пенсионное удостоверение, свидетельство о многодетности и прочее.

Когда уполномоченная комиссия примет положительное решение о выделении субсидии конкретной семье, нужно будет предпринять следующие шаги:

  • специально открыть банковский счёт или дать реквизиты уже открытого ранее счёта. Важно! Никто не даст семье деньги наличными, они будут перечислены на специальный счёт;
  • теперь нужно заняться подбором жилья. Оно должно быть эконом класса и отвечать всем требованиям. Для подбора нужно обратиться в агентство недвижимости и вместе с ними подобрать хороший вариант. Есть такие агентства, которые работают с различными программами господдержки;
  • после того как жильё будет выбрано, его необходимо зарегистрировать по всем правилам, включая подписание договора купли-продажи;
  • затем этот договор нужно передать в банк для того чтобы со счёта продавца была списана определённая сумма;
  • подписание акта приёмки – передачи;
  • нужно обязательно взять с продавца расписку о том, что деньги им получены;
  • теперь необходимо зарегистрировать право.

Рекомендуется работать вместе с опытным юристом. Он подскажет и поможет правильно провести сделку. Когда право будет зарегистрировано, необходимо самостоятельно обратиться в жилищный отдел и снять семью с очереди.

После того как семья получит сертификат на выделение субсидии, она должна воспользоваться им в течение одного года. Если этого не сделать, он будет аннулирован.

Документы на жилье малоимущим

Чтобы встать на очередь на жильё и получить его, необходимо не только подтвердить статус малоимущей семьи, но и статус семьи, которая нуждается в улучшении жилищных условий.

Для получения статуса малоимущих нужно принести в жилищный отдел следующие документы:

  • справку о составе семьи. Если документы подаются через МФЦ, то эта справка оформляется сразу же на месте;
  • документы, подтверждающие доходы. К таковым могут быть отнесены:
    • справка о доходах по форме 2НДЛФ;
    • справка о размере получаемой пенсии;
    • справка о размере получаемой стипендии;
    • справка о размере получаемых алиментов;
    • справка о размере получаемых пособий;
    • декларация по форме 3НДЛФ, если один из членов семьи занимается предпринимательской деятельностью;
    • справка о получаемых дивидендах от размещённых в различных компаниях акций;
    • иные документы, которые могут подтвердить тот или иной вид дохода в данной семье;
  • паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
  • свидетельства о рождении детей, которым ещё не исполнилось 14 лет;
  • свидетельство о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
  • трудовые книжки всех трудоспособных членов семьи или справки из Центра занятости населения, если кто-то из них имеет официальный статус безработного;
  • документ о подтверждении права владения или права на проживание в данном жилище;
  • выписки из ЕГРП в отношении каждого из членов семьи о составе и стоимости налогооблагаемого имущества. Получить эту справку можно в местном отделении Росреестра или распечатать с сайта Госуслуги;
  • если кто-то из членов семьи имеет инвалидность, то необходимо представить справку МСЭ;
  • копию начальной страницы сберегательной книжки или лицевой стороны банковской карточки, на которую будет приходить материальная помощь.

Для постановки на учёт в качестве нуждающихся нужны следующие бумаги:

  • справки из кадастровой, регистрационной палаты, БТИ, которые подтверждают, что у семьи нет собственного или муниципального жилья. Ели же такое жильё имеется, то нужны справки о том, что семья «не помещается» на такой площади;
  • если жильё признано аварийным, то решение специальной комиссии;
  • справка о составе семьи, то есть обо всех, кто имеет постоянную регистрацию на данной жилплощади;
  • если в семье есть официально безработные, то справку из Центра занятости;
  • если дети — школьники или студенты, то справки с места учёбы;
  • если семья живет в общежитие или коммунальной квартире, дополнительно на каждого человека предъявляется санитарный паспорт.

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

  • Семья живёт в жилплощади на основании заключённого договора соцнайма. При этом квадратура помещения не соответствует принятым нормам количества квадратных метров на число всех лиц, проживающих в данной жилплощади. В результате каждый член семьи, достигший совершеннолетнего возраста, сможет подать документы и получить место в очереди на улучшение жилищных условий.
  • Граждане, проживающие в доме, признанном аварийным. В такой ситуации необходимо документальное подтверждение того, что люди действительно проживают в небезопасном помещении. Только после предъявления свидетельства можно будет получить госпомощь на покупку нового жилья, причём – в особом, ускоренном порядке.
  • Люди, живущие с гражданами с тяжёлыми заболеваниями или болезнями, которые несут угрозу для своих сожителей. Им требуется отдельная жилплощадь с достойными условиями, и государство должно помочь получить жильё в экстренном порядке.
  • Граждане, не обладающие недвижимостью, живущие в общежитиях или съёмных помещениях.
  • Сироты и дети, находящиеся на государственном попечении.

Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий

  • недостаточность квадратных метров на каждого члена семьи;
  • отсутствие удобств и несоответствие жилья санитарным нормам и нормам безопасности проживания, например, в аварийном в доме;
  • проживание с больным человеком и возможность заразиться от него;
  • проживание в комнатах, не изолированных друг от друга, граждан, не состоящих в родстве;
  • проживание на постоянной основе в условиях общежития, если человек не на учёбе или сезонной работе;
  • проживание в съёмном жилье на протяжении нескольких лет.
  1. Лица, проживающие в нанимаемом помещении и не имеющие достаточной по норме жилплощади. В их ряду сам квартиросъёмщик и его семья, каждый член которой может быть признанным нуждающимся в расширении жилищных условий.
  2. Проживающие в аварийных домах, и по этой причине не имеющие безопасных условий жизни, которые предусмотрены законодательством.
  3. Граждане, вынужденные жить с людьми, страдающими заразными и иными тяжёлыми заболеваниями. К ним относятся все лица, которые прописаны в квартире и могут подвергнуться заражению.

Квартиры для малоимущих семей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *