«Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. n 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный) (Слобцов И.А., Кузнецова О.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ,
от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ,
от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ,
от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,
от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Целью комментируемого Закона является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации принадлежащих им прав и свобод.
Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан. Однако понятие «социальная защита» не должно умалять возможностей инвалидов проявлять свою индивидуальность в различных сферах общественной жизни, в том числе в учебе, в работе, в искусстве, культуре и спорте.
Комментируемый Закон является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Приоритетное значение в системе законодательных актов имеют нормы Конституции РФ, а также нормы и принципы международного права и международные договоры РФ, которые определяют основные направления российской политики в отношении инвалидов. Общие нормы и принципы раскрываются в комментируемом Законе посредством определения конкретных мер, таких как обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, медицинскими услугами, предоставление льготы по оплате коммунальных услуг, выплата пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца и т.п.
Основная нагрузка в части обеспечения финансирования мероприятий, направленных на предоставление инвалидам социальной защиты от государства, ложится в первую очередь на федеральный бюджет. Региональные бюджеты несут бремя оплаты только таких социальных мероприятий, которые, во-первых, отнесены федеральным законодательством к расходным обязательствам субъектов РФ, а во-вторых, повышают уровень социальных гарантий в регионе по сравнению с гарантиями, предоставляемыми на федеральном уровне.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья дает общее понятие инвалида и устанавливает основания определения группы инвалидности. Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
По определению Конвенции о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; подписана Российской Федерацией 27 сентября 2008 г.) инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и отношенческими и средовыми барьерами. Она мешает полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Так, например, гипертоническая болезнь, даже стойкая, не является поводом к установлению инвалидности; если же гипертония привела к осложнению в виде инсульта и параличу конечностей, человеку оформляется инвалидность.
Законом определены несколько видов ограничений жизнедеятельности: во-первых, нарушение функций самообслуживания, во-вторых, нарушение функций передвижения и, в-третьих, нарушение контроля за своим поведением, а также нарушение ориентации, общения, обучения, а также способности к трудовой деятельности.
Понятие «инвалид» конкретизируется во многих федеральных законах — н-р, в Законе РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», в Федеральном законе от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в некоторых других.
2. Исторически в России понятия «инвалидность» и «инвалид» связывались с понятиями нетрудоспособности и болезни.
Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Зачастую методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности как основного показателя инвалидности.
В настоящее время некоторые из пережитков прошлого остались, во внимание принимается только социальный аспект: в определении указывается на необходимость социальной защиты инвалида, но ничего не говорится о необходимости многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.
В целом инвалидность должна рассматриваться как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, которая включает в себя несколько аспектов: правовой, социальный, психологический, общественно-идеологический, экономический, анатомо-функциональный.
3. В нормах международного права термин «инвалид» трактуется несколько иначе, нежели в российском праве.
В частности, Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года) признает инвалидом «лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей».
Инвалидность означает значительное число различных функциональных ограничений. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными.
В комментируемом Законе указанные особенности никак не отражены.
4. Группа инвалидности или категория «ребенок-инвалид» устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» и будут рассмотрены в комментарии к ст. 7.
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Комментарий к статье 2
1. Комментируемая статья имеет декларативный характер: в ней дается понятие социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Оба названных понятия представляют собой систему мер, имеющих конечной целью обеспечение прав и законных интересов инвалидов.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержка инвалидов — это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам. Отсюда можно сделать вывод, что понятия «социальная поддержка» и «социальная защита» соотносятся как часть и целое.
При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида. Например, для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы необходим длительный период адаптации к условиям современного общества. При этом для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы трудоспособного возраста требуется создание рабочих мест.
В целом реализация названных мер должна создавать условия для сокращения численности инвалидов и их возвращения к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Экономическими мерами социальной защиты инвалидов являются:
— создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;
— развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;
— оснащение оборудованием реабилитационных организаций;
— оснащение объектов социальной инфраструктуры для обеспечения к ним беспрепятственного доступа инвалидов;
— поддержка предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест и многие другие.
В качестве правовых мер социальной защиты инвалидов можно назвать:
— совершенствование законодательства о правах инвалидов, в частности расширение номенклатуры предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;
— консультирование инвалидов по правовым вопросам;
— освещение проблем инвалидов и правовых путей их решения в СМИ;
— установление дополнительных льгот для инвалидов при обращении в правоохранительные органы, в частности освобождение от уплаты госпошлины за рассмотрение дела в суде.
Меры социальной поддержки в первую очередь включают в себя финансирование социальных выплат, в частности государственных и трудовых пенсий по инвалидности, компенсаций инвалидам и членам их семей, в том числе по оплате коммунальных платежей, и т.п.
Меры социальной поддержки инвалидов, принимаемые на региональном и муниципальном уровне, могут иметь различный характер.
Пример. Инвалидам города Рязани могут безвозмездно передаваться земельные участки для проведения сезонных сельскохозяйственных работ . При этом обеспечение земельными участками производится на основании заявления инвалида либо его уполномоченного представителя, которое подается в отдел по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки населения администрации города Рязани.
———————————
См.: приложение N 5 к Постановлению главы администрации города Рязани от 28 мая 2008 года N 2823.
В качестве другой меры социальной поддержки инвалидов I группы и инвалидов II группы III степени ограничения трудоспособности, а также инвалидов ВОВ города Рязани предусматривается возможность размещения на муниципальном имуществе на безвозмездной основе временного сооружения ВС-2 .
———————————
См.: приложение N 7 к Постановлению главы администрации города Рязани от 28 мая 2008 года N 2823.
Право на размещение временного сооружения ВС-2, как дополнительная мера социальной поддержки, предоставляется на основании заявления гражданина либо его уполномоченного представителя, подаваемого на имя заместителя главы администрации по муниципальной собственности в отдел по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки населения администрации города Рязани. В заявлении указывается причина обращения, обоснование необходимости в постоянном использовании транспортного средства.
Заявление рассматривается в течение 5 дней, и подготовленные документы предоставляются в комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Рязани. Заявителю не приходится заниматься сбором многочисленных документов и хождением по инстанциям.
Пример. В городе Касимов Рязанской области действует комиссия по изучению социально-бытовых условий жизни и оказанию необходимой помощи ветеранам, инвалидам и одиноко проживающим пенсионерам . Комиссия образуется с целью улучшения социальной поддержки и повышения жизненного уровня граждан, а также принятия своевременных мер по конкретным обращениям ветеранов.
———————————
См.: Постановление главы МО — городской округ город Касимов от 26 ноября 2007 года N 1766 «Об урегулировании работы Комиссии по изучению социально-бытовых условий жизни и содействию в оказании необходимой помощи ветеранам, инвалидам и одиноко проживающим пенсионерам».
Комиссия уполномочена изучать социально-бытовые условия жизни, состояние медицинского, лекарственного обслуживания и организации отдыха инвалидов; регистрировать письменные заявления на оказание помощи; формировать списки граждан, нуждающихся в оказании помощи; содействовать в оказании необходимой помощи инвалидам.
Пример. Инвалидам Саратовской области, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, с 1 января 2009 года в качестве меры социальной поддержки предоставляется снижение на 50 процентов оплаты жилого помещения . Указанная мера социальной поддержки предоставляется организациями, оказывающими соответствующие услуги по содержанию многоквартирных жилых домов, на основании документов, подтверждающих право инвалида на социальную поддержку.
———————————
См.: Закон Саратовской области от 2 июля 2008 года N 152-ЗСО «О социальной поддержке инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области».
Финансирование расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Пример. В городе Обнинске Калужской области создана комиссия по рассмотрению обращений неработающих пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в оказании адресной социальной помощи. Комиссия действует на основании Постановления администрации города Обнинска от 6 сентября 2007 г. N 1273-п.
Комиссия рассматривает заявления граждан и готовит списки кандидатур получателей адресной социальной помощи, исходя из выделенных лимитов; представляет для регистрации в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Обнинску заявления с приложенными к ним оформленными документами пенсионеров, обратившихся за адресной социальной помощью (в частности, по вопросам оказания единовременной материальной помощи; газификации домовладений неработающих пенсионеров и т.п.).
Все предусмотренные Законом меры социальной поддержки и защиты инвалидов связаны одной целью и направлены на комплексное решение проблемы инвалидности.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция)

24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.11.2011 N 299-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 30.11.2011 N 355-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 20.07.2012 N 124-ФЗ, от 30.12.2012 N 296-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 168-ФЗ, от 02.07.2013 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 312-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 399-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 19.12.2016 N 461-ФЗ, от 07.03.2017 N 30-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 07.06.2017 N 116-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.10.2017 N 307-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 29.12.2017 N 477-ФЗ, от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
    • Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
    • Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности
    • Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
    • Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов
    • Статья 5.1. Федеральный реестр инвалидов
    • Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
    • Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
    • Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
    • Статья 8.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы
  • Глава III. Реабилитация и абилитация инвалидов
    • Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
    • Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
    • Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида
    • Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов
    • Статья 12. Утратила силу
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
    • Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
    • Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
    • Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
    • Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг
    • Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем
    • Статья 18. Утратила силу
    • Статья 19. Образование инвалидов
    • Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
    • Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
    • Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
    • Статья 23. Условия труда инвалидов
    • Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
    • Статья 25, статья 26. Утратили силу
    • Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
    • Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
    • Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
    • Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
    • Статья 29, статья 30. Утратили силу
    • Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам
    • Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
    • Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
    • Статья 34. Утратила силу
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Открыть полный текст документа

Законодательные разъяснения, что такое соцзащита

Правовое регулирование социальной защиты инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека. В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление.

В РФ действуют следующие нормативы, регулирующие положение людей с инвалидностью:

  • Обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции РФ.
  • ФЗ №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению.
  • Нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в ФЗ 419.
  • Раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в ТК.
  • Пенсионное обеспечение прописано в ФЗ №166 и №173.

Человек, который по своему состоянию здоровья оформил статус инвалида на основании перечисленных нормативов, наряду с равными правами в отношении других граждан, имеет ряд привилегий от государства, которые направлены на преодоление барьера в жизни особенных людей и адаптации их к социуму.


Закон предполагает, что соцзащита инвалидов — это сбалансированный комплекс мер, предпринимаемых государством, во исполнение обязательств перед гражданами

Все принятые акты являются обязательными для реализации всеми субъектами РФ.

Виды социальной защиты инвалидов

В области медицины

На основании закона РФ об охране здоровья, люди с ограниченными возможностями независимо от возраста, имеют право на получение медицинской помощи различного характера. К такой помощи относится:

  • Получение лекарственных препаратов, выписанных лечащим врачом, бесплатно. Выдача лекарств происходит в аптеках, которые предварительно выиграли тендер на право обеспечения граждан льготными медикаментами. Для получения необходимо нужно иметь спецбланк заказа, подписанный главврачом больницы, где наблюдается нездоровый человек. Если организация не имеет выписанного препарата, то оформляется запрос на его доставку, и в течение двух суток лекарство должно быть предоставлено. Перечень бесплатных препаратов установлен Правительством. В 2019 году в него входит порядка 646 препаратов.
  • Возможность на реализацию мер по абилитации, согласно разработанной ИПРА.
  • Обеспечение техсредствами, согласно существующему реестру на их получение в местных органах соцзащиты. В зависимости от регионального положения такие средства могут выдаваться бесплатно или на льготных условиях.
  • Больных, имеющих проблемы с конечностями, наделяют протезно-ортопедическими изделиями, выдача которых происходит согласно периодичности и установленной очерёдности.
  • Нетрудоспособные лица могут рассчитывать на получение бесплатной медпомощи в поликлиниках государственной формы. Также на оказание услуг неполноценным людям без взимания платы ориентированы лечебные учреждения муниципального здравоохранения.
  • Государство предлагает ограниченным в передвижениях людям на уход за ними на дому. Обычно это касается пожилых граждан, которые одиноки и имеют оформленную недееспособность.
  • В случае неспособности самостоятельно обслуживать свои жизненные потребности возможно содержание таких людей спецучреждениях медицинского характера.
  • Оздоровление в профильном санатории. Реализовать эту привилегию можно путём подачи всех необходимых бумаг в местное отделение соцзащиты и записавшись в очередь на путёвки. Особенный человек имеет право на одноразовую бесплатную путёвку. Выбор санатория остаётся за госструктурой, но должен соответствовать направлению заболевания неполноценного лица;
  • С 2005 года от получения бесплатных лекарств и санаторных путёвок нездоровому человеку можно отказаться и заменить их ЕДВ. Это одна из формы монетизации государственной льготы. ЕДВ получают вместе с пенсионным снабжением, и эта выплата подлежит ежегодной индексации.

Социальное обслуживание

Этой мерой соцзащиты могут воспользоваться те граждане, которые не имеют возможности обеспечивать свои потребности самостоятельно. Согласно Закону «О социальном обслуживании граждан РФ» к мероприятиям соцобслуживания следует отнести:

  • Помощь соцработника, которая оказывается на дому. Перечень предоставляемых услуг закреплён в Положении об обслуживании недееспособных граждан.
  • Юридическая и психологическая помощь, которая предлагает консультации по возникшим вопросам.
  • Уход за нездоровым человеком во время нахождения его в спецпансионате или профильном интернате.
  • В России действует госпрограмма «Доступная среда», разработанная на период с 2011 по 2025 год. В рамках этой программы выполняется адаптация инфраструктуры и усовершенствуется сфера услуг.

Пенсия и налоги

Нетрудоспособным людям всех групп и детям с нарушением развития здоровья положена социальная пенсия, которая зависит от категории официально определённой категории недееспособности и характера причинения ущерба здоровью.

Средний размер пенсионного обеспечения недееспособного лица I группы после ежегодной индексации 2019 года составляет 13 500 рублей. Повышение этой суммы может осуществиться в следующем году после подсчёта индекса роста цен в стране.


Ещё лица с I группой инвалидности и дети-инвалиды могут рассчитывать на пособие по уходу за ними

Предоставлено такое пособие может быть трудоспособному лицу, которое не имеет никакого дохода посредством обращения в местное управление по защите населения, с соответствующими документами. Размер такого пособия составляет – 1500 рублей, а для неработающих попечителей малолетних инвалидов – 5500 рублей.

Опекуны детей-инвалидов имеют право на следующие льготы:

  • налоговый вычет в сумме 3000 рублей по НДФЛ;
  • четыре дня дополнительных выходных ежемесячно;
  • сокращение на пять лет пенсионного возраста.

Недееспособные люди 1 и 2 группы инвалидности имеют налоговые преференции. Согласно НК они освобождены от уплаты имущественного налога и имеют скидки по начислению земельного налога и транспортного сбора. В Республике Казахстан нездоровые лица этих категорий полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Нотариальные услуги также оформляются со снижением оплаты на 50%. Все существующие вычеты за неполноценными особами этих категорий сохраняются.

В случае возникновения тяжб, в которых инициатором разбирательства является инвалид, то пошлина с него не взимается, при условии цены иска менее миллиона рублей.

Жильё и коммунальные услуги

Государство может предоставить жилище людям с ограничениями по здоровью всех групп. Для обеспечения жильём важно своевременно встать на квартирный учет.

Выделение жилплощади осуществляется неполноценному лицу и членам их семей, существует два реальных способа обеспечения их жильём:

  • Предоставляется жилище по соглашению о соцнайме.
  • Оформляется субсидия на приобретения жилплощади из бюджетных федеральных средств. Субсидия выдаётся, как сертификат и может использоваться только по целевому назначению.

Для нетрудоспособного населения существуют и другие льготы жилищного характера. К ним относятся:

  • выделение земучастка для строительства ИЖС вне существующей очерёдности и без проведения торгов;
  • скидка на оплату услуг ЖКХ всем категориям, в том числе и инвалидам 3 группы. Льгота начисляется индивидуально человеку с ущербом здоровья, члены семьи оплачивают коммуналку в полном объёме.


Обеспечение всех нуждающихся дополнительной жилплощадью в разных регионах страны является проблематичной и медленно решаемой из-за недостаточного госфинансирования

Транспортные льготы

Один раз в год нетрудоспособный человек имеет право на оформление бесплатных железнодорожных билетов. А также льготный проезд на дальнее следование по авиабилетам и жд билетам к месту курортного оздоровления и обратно. Для их получения, следует оформить талон в отделении ФСС по принадлежности. Проезд оплачивается не только нездоровому человеку, а и сопровождающему его лицу, при условии не перехода недееспособного лица на ЕДВ.

В отношении городского транспорта и автобусов пригородного назначения, каждый регион разрабатывает и внедряет понятие «соцбилет». Выглядит он, как именной документ, который покупается по фиксированной стоимости. При наличии такого соцбилета у человека возникает право проезда на всех видах городского транспорта без оплаты.

В случае наличия у ограниченного по здоровью лица автомобиля, он может рассчитывать на льготные места на парковке без оплаты. Для этого необходимо обозначить свою машину, как льготную, посредством вывешивания на стекло соответствующего спецзнака и иметь при себе подтверждающие документы.

Учёба и работа

На государственном уровне поддерживается воспитание детей-инвалидов, их обучение и трудоустройство взрослых людей с инвалидностью.

Малолетние инвалиды могут посещать обычные детсады и школы, если это поддерживается врачом, который наблюдает ребёнка. По этому вопросу в 2016 году в закон «Об образовании» включены новые главы об инклюзии. В случае невозможности посещения обычных заведений, существуют коррекционные воспитательные и учебные учреждения и формы семейного образования.

Для поступления в колледж или ВУЗ, достаточно пройти вступительный тест и набрать проходной балл. При соблюдении этих условий зачисление подростка-инвалида идёт вне конкурса.

Трудоустроенные инвалиды нормативно правовое регулирование своей рабочей деятельности осуществляют с соблюдением дополнительных гарантий. Статья 21 фз предусматривает квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. На предприятиях со списочным составом более 100 человек государство закрепило от 2 до 4% мест за инвалидами. При этом работодатель обязан обустроить рабочее место особенного человека согласно с предписанием его ИПРА.

Максимальная длительность рабочей недели для инвалидов I и II категории не более 37 часов. Ежегодный гарантированный отпуск не менее 30 дней. Отпуск без содержания зарплаты может быть продлён до 60 дней и предоставлен по первому требованию нездорового человека. Привлечение к сверхурочной работе, ночным сменам и в праздничные дни законно только с письменного согласия инвалида. Под сокращение штата человек с ограниченными возможностями не попадает.

Инвалидность – это не проблема только индивидуального человека, но и показатель какие правовые основы существуют в стране в плане социального обеспечения населения. Ведь от многого зависит адаптация и мягкое преодоление барьеров между самодостаточными людьми и незащищёнными гражданами. Страна, имеющая широкий спектр соцуслуг и привилегий для особенных людей, считается высокоразвитой и цивилизованной.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., с 1 января 2017 г. и с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

О соцзащите инвалидов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *