30 мая 2016

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2007 г. N 4-В07-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Н. к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о перерасчете назначенной трудовой пенсии по надзорной жалобе Государственного учреждения — Главного управления Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 28 декабря 2004 года, которым исковые требования удовлетворены, определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2005 года и постановление президиума Московского областного суда от 11 октября 2006 года, оставившими решение без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения — Главного управления Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области Ш., П.А.Н., П.Т.А., поддержавших доводы надзорной жалобы, представителя истицы М., возражавшего против доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о перерасчете назначенной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что решением Химкинского городского суда от 19 апреля 2004 года за ней признано право на досрочную трудовую пенсию по старости с 4 апреля 2003 года. Н. обратилась с заявлением к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии с применением для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, стажа на специальных видах работ, и увеличением до 270 месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии для исчисления расчетного пенсионного капитала. Однако расчет пенсии произведен указанным отделением пенсионного фонда без учета пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем размер назначенной пенсии на 4 апреля 2003 года составил 1644 рубля, тогда как с учетом данной нормы должен составлять 2396 рублей 52 копейки.

Ответчик иск не признал.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 28 декабря 2004 года исковые требования удовлетворены. Судом на ГУ — Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области возложена обязанность произвести Н. перерасчет назначенной ей досрочной трудовой пенсии по старости в порядке, установленном Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с применением специального стажа вместо общего и с увеличением до 270 месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии при расчете пенсионного капитала при конвертации ее пенсионных прав, начиная с 4 апреля 2003 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2005 года решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Московского областного суда от 11 октября 2006 года оставлены без изменения решение Химкинского городского суда Московской области от 28 декабря 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2005 года.

В надзорной жалобе Государственного учреждения — Главного управления Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового судебного постановления без передачи дела на новое рассмотрение.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 15 декабря 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 31 января 2007 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

При рассмотрении данного дела существенное нарушение норм материального права допущено судом первой, второй и надзорной инстанций.

Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Судом установлено, что Н. по достижении возраста 45 лет была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой во вредных условиях.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГУ — Главным управлением Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области при осуществлении оценки пенсионных прав истицы в нарушение пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ не была предложена возможность выбора порядка подсчета расчетного пенсионного капитала.

Вместе с тем, учитывая положение абзаца 3 пункта 5 статьи 30 названного Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, согласно которому при определении расчетного пенсионного капитала ожидаемый период выплаты пенсии подлежит увеличению на количество лет, недостающих при назначении досрочной трудовой пенсии до возраста, установленного статьей 7 этого же Закона, суд указал, что увеличение ожидаемого периода выплаты пенсии в целях исчисления расчетного пенсионного капитала при оценке пенсионных прав для лиц, которым назначается пенсия на льготных основаниях, до 270 месяцев следует производить с 1 апреля 2003 года, а не с 1 января 2013 года.

Суды кассационной и надзорной инстанций согласились с выводами и решением суда первой инстанции.

При этом президиум Московского областного суда сослался на то, что срок действия статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ определен с момента вступления в действие указанного Закона, то есть до 1 января 2013 года, а не с 1 января 2013 года, как приведено в надзорной жалобе.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой, второй и надзорной инстанций сделаны при отсутствии нормативного единства абзаца третьего пункта 5 статьи 30 и пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 9 статьи 30 названного Закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года.

В силу абзаца четвертого статьи 2 этого Закона расчетным пенсионным капиталом признается учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, где присутствует такая величина как ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т), который принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В пункте 5 статьи 14 предусмотрено, что Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев). В пункте 1 статьи 32, устанавливающим порядок введения в действие этого Закона, указано, что при определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Поэтому вывод суда надзорной инстанции о том, что не являются равнозначными понятия ожидаемого периода выплаты пенсии в целях исчисления расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсии в целях исчисления ее страховой части, основан на неправильном толковании норм материального права. Так, из вышеприведенных норм следует, что при исчислении расчетного пенсионного капитала должен учитываться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, применяемому при определении страховой части трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, положениями пункта 2 статьи 32 Закона, являющимися специальной нормой, предусмотрено, что лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости определяется исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Таким образом, для застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, до 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определяется на тех же условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 32, что и для застрахованных лиц, которым пенсия назначается на общих основаниях. При этом, начиная только с 1 января 2013 года, для застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, будет применяться особый порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, согласно которому ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 1 год, при этом общее количество лет такого увеличения не должно будет превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на пенсию.

В связи с этим Судебная коллегия находит неправильным вывод президиума Московского областного суда о противоречии пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 довода надзорной жалобы о том, что ожидаемый период выплаты пенсии в целях определения расчетного пенсионного капитала, также как и аналогичный период в целях определения страховой части пенсии, подлежит увеличению на количество лет, недостающих до возраста, установленного статьей 7 указанного Закона. Статья 32 названного Закона предусматривает введение в действие установленного этим Законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. В пункте втором названной статьи для тех лиц, которые указаны в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отдельно предусмотрен вышеизложенный порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Ссылку, содержащуюся в возражениях представителя Н. — М., на то, что отмена вступивших в законную силу судебных постановлений приведет к нарушению принципа определенности, на который неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, нельзя признать состоятельной, поскольку в данном случае названный принцип не нарушается. Судебная коллегия, реализуя свои полномочия и отменяя вступившие в законную силу судебные постановления, устраняет допущенную при рассмотрении дела судебную ошибку.

С учетом изложенного состоявшиеся по делу судебные постановления Судебная коллегия признает незаконными и подлежащими отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Вместе с тем, в силу статьи 1109 Гражданского кодекса РФ суммы пенсии, выплаченные Н., возврату не подлежат.

Руководствуясь статьями 387 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Химкинского городского суда Московской области от 28 декабря 2004 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 марта 2005 года и постановление президиума Московского областного суда от 11 октября 2006 года отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Н. к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о перерасчете назначенной трудовой пенсии отказать.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:>
Всё о конвертация и валоризации пенсионных прав

Подробности Категория: Конвертация и валоризация пенсионных прав

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии — это показатель, который рассчи­тывается на основе данных федерального органа исполнительной власти по ста­тистике и используется для определения страховой и накопительной частей тру­довой пенсии.

Закон о трудовых пенсиях устанавливает два показателя ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости: общий (19 лет, или 228 месяцев, который будет действовать, только начиная с 2014 г.) и сокращенный (14 лет, или 168 меся­цев).

Для его применения законодателем установлен переходный период с 2002 г., который будет длиться до 2013 г.

Ожидаемый период выплаты пенсии по старости (Т) — количество месяцев вы­платы пенсии по старости после достижения пенсионного возраста.

От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страхо­вых взносов на Т.

С 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определен продолжительностью в 12 лет (144 месяца), который ежегодно бу­дет повышаться, пока не достигнет 19 лет.

Предполагается, что женщины в сред­нем будут находиться на пенсии до 67 лет (55 лет +12 лет), мужчины — до 72 лет (60 лет + 12 лет):

С 1 января по 31 декабря 2002

12 лет (144 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2003

12 лет 6 месяцев (150 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2004

13 лет (156 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2005

13 лет 6 месяцев (162 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2006

14 лет (168 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2007

14лет6 месяцев (174 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2008

15 лет (180 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2009

15 лет 6 месяцев (186 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2010

16 лет (192 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2011

17 лет (204 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2012

18 лет (216 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2013

19 лет(228 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2002

12 лет (144 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2003

12 лет 6 месяцев (150 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2004

13 лет (156 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2005

13 лет 6 месяцев (162 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2006

14 лет (168 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2007

14лет6 месяцев (174 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2008

15 лет (180 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2009

15 лет 6 месяцев (186 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2010

16 лет (192 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2011

17 лет (204 месяца)

С 1 января по 31 декабря 2012

18 лет (216 месяцев)

С 1 января по 31 декабря 2013

19 лет(228 месяцев)

Ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позд­нем возрасте.

При назначении страховой части пенсии мужчинам после достиже­ния 60, женщинам — после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый календарный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев).

Следовательно, при Т = 19 лет для мужчин, достигших 61 года, и женщин, до­стигших 56 лет, показатель Т составит 18 лет и т. д. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

Очевидно, что такое правило установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии.

Это дает основание предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее ча­сти.

Данная норма может применяться и в тех случаях, когда по каким-либо при­чинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого страхового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения общеустановленно­го пенсионного возраста.

Ожидаемый период выплат (показатель Т) снижается, если производится пе­рерасчет пенсии, который производится один раз в год работающим пенсионерам.

Перерасчет производится также при полном или частичном отказе пенсионера от получения начисленной ему страховой части пенсии. Не полученные пенсионе­ром суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет, увеличи­вая тем самым его пенсионный капитал.

Для каждого конкретного случая расчет трудовой пенсии по старости произ­водится согласно Закону «О трудовых пенсиях» по определенной методике, но с учетом персональных данных каждого пенсионера.

Как видно из предыдущих формул, при первичном назначении трудовой пенсии по старости учитываются все пенсионные права, как по общему трудовому стажу по состоянию на 1 января 2002 г., так и с учетом уплаченных страховых взносов.

Кроме того, в зависимости от роста цен размер страховой части трудовой пенсии по старости с 2002 г. постоянно индексируется на показатель, определенный По­становлением Правительства РФ.

Эта индексация также учитывается при окон­чательном определении расчетного пенсионного капитала как за счет общего ста­жа, так и за счет уплаченных страховых взносов.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых, определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

Как это делать вы можете познакомиться в разделах «Как сохранить и приумножить деньги» и «Финансовое планирование жизни», а также узнать из моих книг.
Если будут вопросы задавайте, постараюсь на них ответить.

PS1. Если материал «Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию
www.ypensioner.ru

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:

Виды трудовых пенсий и их структура
Виды и условия назначения трудовой пенсии
Документы для назначения трудовой пенсии
Лица, имеющие право на трудовую пенсию
Примеры назначения трудовых пенсий
Условия назначения трудовой пенсии
Виды трудового стажа
Непрерывный трудовой стаж
Общий трудовой стаж
Примеры подсчета трудового стажа
Специальный трудовой стаж
Страховой стаж
Размеры трудовой пенсии по старости
Методика расчета трудовой пенсии по старости
Накопительная часть трудовой пенсии по старости
Страховая часть трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости: Право и Условия назначения
Трудовая пенсия по старости: Принципы формирования
Примеры расчета трудовой пенсии по старости
Размеры трудовой пенсии по инвалидности
Компенсационные выплаты
Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности
Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: Право и условия назначения
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца: Принципы формирования
Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
Пенсии федеральных государственных служащих
Пенсионное обеспечение военнослужащих
Пенсии нетрудоспособных граждан
Пенсии индивидуальных предпринимателей
Досрочные трудовые пенсии
Вся правда о досрочных пенсиях
Выплата и доставка пенсии
Защита пенсионных прав в суде
Как оформить выход на пенсию
Механизм перерасчета пенсий
Наследование пенсионных накоплений
Пенсия при смене места жительства
Удержания из пенсий
Выплаты, назначаемые дополнительно к пенсии
Федеральная и региональная социальная доплата к пенсии
Выплаты по уходу за нетрудоспособными
Компенсационные выплаты вместо социальных услуг
Наследование не выплаченных сумм пенсий
Конвертация и валоризация пенсионных прав

7.2.5. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т)

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии – это показатель, который рассчитывается на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используется для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Закон о трудовых пенсиях устанавливает два показателя ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости: общий (19 лет, или 228 месяцев, который будет действовать, только начиная с 2014 г.) и сокращенный (14 лет, или 168 месяцев). Для его применения законодателем установлен переходный период с 2002 г., который будет длиться до 2013 г.

Ожидаемый период выплаты пенсии по старости (Т) – количество месяцев выплаты пенсии по старости после достижения пенсионного возраста. От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страховых взносов на Т.

С 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определен продолжительностью в 12 лет (144 месяца), который ежегодно будет повышаться, пока не достигнет 19 лет. Предполагается, что женщины в среднем будут находиться на пенсии до 67 лет (55 лет +12 лет), мужчины – до 72 лет (60 лет + 12 лет):

Ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позднем возрасте. При назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый календарный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев).

Следовательно, при Т = 19 лет для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, показатель Т составит 18 лет и т. д. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет. Очевидно, что такое правило установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии. Это дает основание предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее части. Данная норма может применяться и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого страхового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Ожидаемый период выплат (показатель Т) снижается, если производится перерасчет пенсии, который производится один раз в год работающим пенсионерам. Перерасчет производится также при полном или частичном отказе пенсионера от получения начисленной ему страховой части пенсии. Не полученные пенсионером суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет, увеличивая тем самым его пенсионный капитал.

Для каждого конкретного случая расчет трудовой пенсии по старости производится согласно Закону «О трудовых пенсиях» по определенной методике, но с учетом персональных данных каждого пенсионера. Как видно из предыдущих формул, при первичном назначении трудовой пенсии по старости учитываются все пенсионные права, как по общему трудовому стажу по состоянию на 1 января 2002 г., так и с учетом уплаченных страховых взносов.

Кроме того, в зависимости от роста цен размер страховой части трудовой пенсии по старости с 2002 г. постоянно индексируется на показатель, определенный Постановлением Правительства РФ, и эта индексация также учитывается при окончательном определении расчетного пенсионного капитала как за счет общего стажа, так и за счет уплаченных страховых взносов. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, или коэф­фициент дожития (Т), зависящий от года назначения пенсии, который применяется для расчета ее страховой части, использу­ется при полном расчете трудовой пенсии по старости. К 2013 г. законодательством установлен коэффициент дожития 19 лет (228 месяцев), после чего он сохранится на все последующие годы. При этом в переходный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере — 14 лет (168 месяца).

Эта величина не означает, что пенсионеру будет выплачи­ваться пенсия только в течение 19 лет, она применяется исклю­чительно для расчета. Если пенсионер превысит ожидавшийся период получения пенсии, взятый за основу при определении размера пенсии (проживет дольше среднестатистического по­казателя продолжительности жизни на пенсии), то выплата установленной ему пенсии не будет прекращена, а будет про­должена пожизненно, несмотря на полное исчерпание его пен­сионного капитала.

Это возможно только благодаря тому, что в случаях более ранней смерти пенсионера неиспользованный пенсионный капитал не передается его наследникам, а перераспределяется между всеми пенсионерами для обеспечения продолжения вы­платы пенсии тем, кто в силу преклонного возраста исчерпал свой пенсионный капитал. Данный солидарный механизм и со­ставляет суть распределительной пенсионной системы, которая существует в подавляющем большинстве стран мира, в том чис­ле и в Российской Федерации.

Законом установлено: чем дольше будет работать гражданин после достижения общеустановленного пенсионного возраста, тем меньше будет срок дожития, а значит, больше будет размер пенсии.

Ожидаемый период выплаты пенсии (Т)

Год

^2006

Коли­чество

меся­цев

Пенсионный капитал

Пенсионный капитал (ПК) и пенсионные накопления — это и есть новые формы учета обязательств государства по выпла­те пенсии. Теперь ее размер напрямую зависит от учтенных на лицевом счете сумм пенсионного капитала и от пенсионных на­коплений, сформированных за всю трудовую деятельность буду­щего пенсионера.

Величина расчетного пенсионного капитала застрахованно­го лица рассчитывается с помощью расчетного размера пенсии (РП), который определяется следующим образом: из расчетного размера пенсии (РП) вычитается базовая часть (БЧ) в сумме 450 руб., полученная сумма умножается на время дожития (Т):

ПК- (РП – 450 руб.) х Т,

где РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка.

Заработок для лиц, зарегистрированных в системе государственного пенсионного страхования, берется за периоды 2000—2001 гг. по сведениям индивиду­ального (персонифицированного) учета, С момента регистрации в системе государственного пенсионно­го страхования (выдачи пластиковой карточки «Стра ховое свидетельство государственного пенсионного страхования») во внимание принимаются только све­дения персонифицированного учета за эти периоды, а не справки;

450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации на 01.01.2002;

Т — ожидаемый период выплаты пенсии (в месяцах) за­висит от года назначения пенсии. Установлен продолжительностью 19 лет (228 месяцев), но в переход­ный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере (по состоянию на 01.01.2002 составляет 144 месяца). При стаже меньше установ­ленного законом минимального (менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) размер пенсионного капитала будет понижаться пропорционально отработанному стажу.

Значение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости влияет на размер ее страховой части только при учете пенсионных прав, приобретенных в условиях новой пенсион­ной системы, то есть расчетного пенсионного капитала, сформированного после 01.01.2002.

При учете пенсионных прав, приобретенных застрахованны­ми лицами до указанной даты, размер устанавливаемой страховой части трудовой пенсии по старости не зависит от величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Если оценка пенсионных прав застрахованных лиц произ­водится одновременно с назначением им трудовой пенсии но инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (п. 2 ст. 15 Зако­на о трудовых пенсиях), к 180 месяцам. Указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на отношение нормативной продолжительности страхового стажа в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Для лиц, имеющих неполный трудовой стаж, величина пен­сионного капитала определяется исходя из величины расчетно­го пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного трудового стажа и умножает­ся на число месяцев фактического трудового стажа, по следую­щей формуле:

ПК= ПКполн. х СТ / СТполн.,

где ПКполн. — пенсионный капитал при полном стаже;

СТ — фактически имеющийся трудовой стаж в месяцах на 01.01 2002;

СТполн. — полный трудовой стаж в месяцах, установленный за­коном (для женщин — 240 месяцев, для мужчин — 300 месяцев).

Полученная сумма и есть начальный пенсионный капитал, который в рублях вносится на индивидуальный лицевой счет каждого гражданина и в дальнейшем подлежит ежегодной индек­сации в зависимости от роста цен за соответствующий период.

Проиндексированный начальный пенсионный капитал в сумме со страховыми взносами, отчисляемыми в дальнейшем работодателем за работника, начиная с 01.01.2002 по день уста­новления ему пенсии составит накопленный пенсионный капитал.

Далее для расчета страховой части необходимо определить величину расчетного пенсионного капитала, т.е. капитала на день назначения пенсии. Он определяется путем умножения величины расчетного пенсионного капитала на индексы увеличения в соответствии с постановлениями Правительства РФ об индексации. К полученному произведению прибавляется сум­ма страховых взносов, уплаченных работодателем за работника с 01.01.2002 по день назначения ему пенсии.

Сумма страховых взносов, уплаченных работодателем в бюджет Шр ПФР с 01.01,2002 по 31.12.2009, составляет 29 642,86 руб.

ПК ,т.е. пенсионные права, на 01.01.2002 — 143 488 руб.

Определим размер трудовой пенсии по старости в 2010 г. Сначала проиндексируем начальный пенсионный капитал, имеющийся у пенсионера на 01.01.2002 на коэффициент индексации, который составляет 3,678. С учетом всех индексации начальный рас- : четный пенсионный капитал пенсионера составил: 143 488 х 3,678 = : = 527 748,86 руб.

К проиндексированному начальному пенсионному капиталу приба- : вим сумму страховых взносов, уплаченных работодателем за работни- : ка в бюджет ПФР с 01.01.2002 по 31.12.2009: РПК = 527 748,86 руб. + I + 29 642,86 руб. = 557 391,72 руб.

Определим размер страховой части трудовой пенсии, исчисленной из полученной суммы расчетного пенсионного капитала на 31.12.2009: СЧ = 31.12.2009 ПК / Т = 557391,72 руб. / 186 мес. = 2996,73 руб.

Фиксированный базовый размер пенсии на 31.12.2009 —2460 руб.

Размер пенсии составил: 2460 руб. + 2996,73 руб. = 5456,73 руб.

Поскольку с 01 01.2010 проведена переоценка пенсионных прав граждан, полученный размер начального расчетного пенсионного ка- : питала (527 748,86 руб.) подлежит также валоризации, т.е. перерасчету за советский период (см. главу 6 «Переоценка пенсионных прав (валоризация)».

Предположим, что гражданин родился в 1940 г. и в советский период до 01.01.1991 проработал 37 лет. Его расчетный пенсионный : капитал с учетом валоризации составит: 527 748,86 руб. х 0,47= 248 041,96 руб., где 0,47 — 47% прибавки к расчетному пенсионному капиталу (37% за 37 лет работы и 10% за факт работы в СССР), Страховая часть пенсии с учетом суммы валоризации на 01.01.2010 : составила: СЧ = ПК / Т = 248 041,96 руб. / 186 мес. = 1333,56 руб.

Прибавка к пенсии составит: 2996,73 руб. – 1333,56 руб. =1663,17 руб.

Размер пенсии с учетом суммы валоризации в 2010 г. составил:

П = СЧ + Б + В = 2460 руб. + 2996,73 руб. + 1663,17 руб. =7119,90 руб.

Ожидаемый период выплаты пенсии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *