Ссылки

  • Специальный докладчик ООН по праву на образование (англ.)
  • Проект «Право на образование» (англ.)
  • «План мероприятий по начальному образованию». Замечание общего порядка № 11 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, 1999
  • «Право на образование». Замечание общего порядка № 13 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, 1999
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, ЮНЕСКО, 1960 и протокол об учреждении комиссии примирения и добрых услуг к данной конвенции, 1962
  • Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование и пояснительная записка, ОБСЕ, 1996
  • Комментарий по вопросам образования в свете Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Совет Европы, 2006
  • Право на образование согласно Европейской социальной хартии, 2006 (англ.)
  • Главная страница
  • »

  • Полезная информация для студентов
  • »

  • Право на образование

Ст. 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.»

Прием в высшие учебные заведения
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
2. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

3. Основные положения по данному вопросу см. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
1) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (не менее чем 4 года);
2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (не менее чем 5 лет);
3) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (не менее чем 6 лет).
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена.

Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
— граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы.
О правовом положении и льготах для студентов ВУЗов см. ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании». О совмещении учебы в ВУЗе с работой см. ст. 17 Закона «О высшем и послевузовском образовании» и главу 26 Трудового кодекса РФ.

Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
а) в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
б) в форме семейного образования,
в) самообразования,
г) экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «Об образовании»..
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Основные положения по данному вопросу см. в статье 10 Закона РФ «Об образовании».

Магистратура

1. Основные требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки сформулированы в письме Минобразования России от 17.07.2000 N 24-52-206/10.

Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественно-научных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины. Содержание научно-исследовательской работы студента определяется индивидуальным планом.
Обучение в магистратуре осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Нормативный срок обучения по магистерским программам III уровня для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.
Обучение в магистратуре по программе третьего уровня осуществляется в соответствии с индивидаульным планом студента под руководством научного руководителя, который должен иметь учебную степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения магистерских программ на стыке направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.
Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. Общее число экзаменов за период времени освоения третьего уровня магистерской программы должно быть не менее шести.

Аспирантура

В аспирантуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях (организациях) может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме четырех лет.

Основные положения по данному вопросу см. в статье 25 Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1″Об образовании», а так же в Федеральном законе от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Докторантура

1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет.
Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами.
Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Открытие докторантуры и прекращение ее деятельности осуществляется и оформляется приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус) после проведения соответствующей экспертизы.
2. Основные положения по данному вопросу см. в ст. 25 Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1″Об образовании», а так же в Федеральном законе от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации, осуществляющих подготовку докторантов, с приложением следующих документов:

  • копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;
  • анкеты;
  • развернутого плана подготовки докторской диссертации;
  • списка опубликованных научных работ, изобретений.

Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.
Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации, рассматривает документы поступающего в докторантуру и на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории, сектора) и решения ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации, издает приказ о зачислении.
Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Зачисленным за счет средств бюджета стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.
Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.
В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.
Для оказания помощи докторанту в проведении диссертационных исследований по месту его подготовки может назначаться приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.
Докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, имеют право на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, на участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научных учреждений, организаций.
Для приобретения научной литературы каждому докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.
Ежегодно ученые советы высших учебных заведений или советы факультетов высших учебных заведений и научно-технические советы научных учреждений, организаций проводят аттестацию докторантов, по результатам которой принимается решение о дальнейшем пребывании их в докторантуре.
Докторант, не выполняющий план работы над диссертацией, отчисляется из докторантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.
Докторант, отчисленный до окончания срока из докторантуры, может быть восстановлен на оставшийся срок приказом руководителя высшего учебного заведения или научного учреждения, организации при наличии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации вакантных мест.
Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации.
Подготовка докторантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях в пределах установленных контрольных цифр, осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
Контрольные цифры приема в докторантуру высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям за счет средств бюджета устанавливают министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Подготовка докторантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами.
Докторантам, зачисленным в счет контрольных цифр приема выплачиваются государственные стипендии.
Докторантам предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.
За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания, и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы.
Докторанты имеют право на оплачиваемую работу при условии выполнения ими плана работы над диссертацией.
Оплата труда научных консультантов докторантов производится из расчета 50 часов в год на одного докторанта.
Руководители высших учебных заведений и научных учреждений, организаций имеют право устанавливать научным консультантам доплату без ограничения ее предельных размеров.

Обучение военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва.
Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

  • бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию
  • на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;
  • внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;
    поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных испытаний;
  • на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — окончившие средние военные образовательные учреждения;
  • на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — с образованием не ниже основного общего образования;
  • на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;
  • на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Такое же право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более.
Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема.
Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.
Военнослужащие, имеющие высшее или среднее гражданское профессиональное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, при прохождении военной службы по этой специальности приравниваются по образованию к военнослужащим, окончившим соответствующие высшие или средние военные образовательные учреждения профессионального образования.
Для получения направления на обучение в гражданском образовательном учреждении кандидат на обучение подает рапорт.
В рапорте указываются:

  • наименование гражданского образовательного учреждения, в которое желает поступить кандидат на обучение;
  • имеющаяся у кандидата на обучение непрерывная продолжительность военной службы по контракту на дату написания рапорта;
  • имеющееся у кандидата на обучение образование (когда и какое образовательное учреждение закончил);
  • получал или не получал ранее направление на обучение.

К рапорту прилагается копия документа об образовании.
Направления на обучение не выдаются кандидатам на обучение:

  • изъявившим желание получить образование того же уровня, которое у них уже имеется;
  • проходящим обучение в военных и гражданских образовательных учреждениях (по любой форме обучения);
  • поступившим ранее в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, если со времени отчисления прошло менее трех лет.

В направлении на обучение указывается срок его действия — до дня истечения срока контракта о прохождении военной службы кандидатом на обучение.
Кандидату на обучение, ранее получавшему направление на обучение, но не использовавшему в течение срока его действия право поступления в гражданское образовательное учреждение, в случае заключения нового контракта о прохождении военной службы выдается новое направление на обучение.
Кандидат на обучение имеет право на замену выданного ему направления на обучение в случае принятия им решения о поступлении в иное гражданское образовательное учреждение. В этом случае ранее выданное направление на обучение подлежит сдаче командиру воинской части, в которой кандидат на обучение проходит военную службу.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается.

Дистанционное образование

1. В дистанционном образовании применяется трехуровневая организационная структура: базовое образовательное учреждение, филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО).

Юридическим лицом является только базовое образовательное учреждение. Филиалы — обособленные структурные подразделения образовательных учреждений, осуществляют обучение по образовательной программе в неполном объеме (текущая и итоговая аттестация не производится, консультирование и руководство разработкой курсовых, дипломных работ и проектов осуществляется частично и др.). ПДО, являясь обособленными подразделениями образовательного учреждения, организационно подчинены одному из филиалов и обслуживаются преподавательским составом филиалов.
Филиалы высшего учебного заведения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения, обособленными структурными подразделениями которого они являются.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат. Прием и все виды аттестации в процессе обучения (включая государственную итоговую аттестацию) осуществляются в порядке, предусмотренном соответствующей формой получения образования.
Обучение с использованием дистанционной технологии должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно-практических работ, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего или высшего профессионального образования и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

Платные образовательные услуги
Репетиторство

1. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам,
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
  • репетиторство,
  • занятия по углубленному изучению предметов,
  • подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
2. Основные положения по данному вопросу см. в ст. ст. 45, 46 Закона РФ «Об образовании».

> Права несовершеннолетних на образование

Право на получение образования

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Формы получения образования могут быть разные. Законодательство предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.

Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и др.

Формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.

В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быт государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а обязанность ознакомить — лежит на администрации школы. Те же действия администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет (большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно — требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения — 18 лет.

Право человека на образование можно охарактеризовать как «право на расширение прав и возможностей». Оно дает человеку более эффективный контроль над ходом своей жизни и, в частности, контроль над политикой и действиями государства в отношении самого человека. Другими словами, реализация права на образование позволяет человеку пользоваться преимуществами других прав.

Осуществление многих гражданских и политических прав, таких как свобода информации, свобода выражения мнений, право избирать и быть избранным, а также многих других, зависит, по крайней мере, от минимального уровня образования. Аналогичным образом, воспользоваться рядом экономических, социальных и культурных прав, таких как право на свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, пользование результатами научно-технического прогресса и доступ к высшему образованию на основе способностей, возможно главным образом только после получения минимального уровня образования.

То же самое справедливо и в отношении права на участие в культурной жизни. Для этнических и языковых меньшинств право на образование является важным средством сохранения и укрепления своей культурной самобытности. Образование может способствовать (хотя и не гарантирует) пониманию, терпимости, уважению и дружбе между народами, этническими или религиозными группами и может помочь созданию универсальной культуры прав человека.

История права на образование.

До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь. Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства. В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества. Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

Во второй половине 19-го века право на образование получает явное признание. Конституция Германской империи 1871 года содержала раздел, озаглавленный «Основные права немецкого народа», аналогичным образом в немецкую Веймарскую конституцию 1919 года был включен раздел «Образование и школьное обучение», в котором прямо признается обязанность государства гарантировать образование на основе системы бесплатного и обязательного школьного обучения.

Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

Содержание права на образование.

Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

  • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
  • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
  • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
  • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
  • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
  • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
  • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
  • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

Обязательства государств в отношении права на образование.

Право на образование предусматривает определенные обязательства со стороны правительства. Государства должны уважать, защищать и осуществлять право на образование.

Обязательство уважать требует от государств воздерживаться от принятия мер, которые прямо или косвенно затрудняют или препятствуют осуществлению права на образование. Государства должны, в частности, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные учебные заведения для обучения своих детей и право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Следует в равной степени уважения относится к обучению мальчиков и девочек, как и представителей всех религиозных, этнических и языковых групп.

Обязательство защищать требует от государств принимать законодательные, административные и иные меры для недопущения посягательств со стороны третьих лиц на осуществление права на образование. Государствам следует обеспечить, чтобы частные школы не допускали дискриминационную практику или не применяли телесные наказания.

Обязательство осуществлять требует от государств принятия соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных, стимулирующих и иных мер содействующих и помогающих отдельным лицам и общинам пользоваться правом на образование. Лучшим примером для иллюстрации данной обязанности является статья 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой новые государства-участники, которые еще не установили обязательное бесплатное начальное образование, обязаны «выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет … принципа обязательного бесплатного всеобщего образования».

Компоненты права на образование.

В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства. Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д. Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

  1. недопущение дискриминации – образование должно быть доступно для всех, особенно для наиболее уязвимых групп населения, де-юре и де-факто без дискриминации по каким бы то ни было признакам;
  2. физическая доступность – образование должно быть в пределах безопасной физической доступности: географическое размещение образовательных учреждений должно производиться с учетом удобства посещения (например, районные школы), внедряться современные технологии (например, программы «дистанционного обучения»);
  3. экономическая доступность – образование должно быть доступным для всех. Этот критерий доступности зависит от дифференциальной формулировки статьи 13 (2) Международного пакта в отношении начального, среднего и высшего образования: тогда как начальное образование должно быть «бесплатным для всех», государства должны стремиться к постепенному введению бесплатного среднего и высшего образования.

Приемлемость – форма и содержание образования, включая учебные планы и методики преподавания, должны быть приемлемыми (например, учитывать культурные особенности и быть надлежащего качества) для учащихся и в соответствующих случаях для родителей. Школы также должны соответствовать стандартам охраны здоровья и безопасности, учителя должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, а дисциплинарная политика не должна умалять «достоинство» ребенка.

Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях. Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

Tags:Права человека

“Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться”.
Сенека

Ответьте себе на вопрос: вы образованны или просто грамотны? В чем разница? Грамотность – это умение читать и писать. Образованный же человек должен уметь рассуждать, чтобы использовать свои знания с максимальной пользой.

Ведутся бесчисленные споры о том, почему так важно для каждой страны повышать уровень грамотности своих граждан. Но достаточно ли этого? Нет, мы должны стремиться быть не просто грамотными, но, в первую очередь, – образованными.

Интересно, что образование делает с нами? Оно делает нас прежде всего людьми, ведь даже роботы уже могут читать и писать.

Мы сформулировали 11 неочевидных (и одну очевидную) причин, почему образование – чрезвычайно важно для нас.

11. Изучение новых языков

Есть много людей, которые стремятся быть двуязычными (о преимуществах билингвизма мы недавно писали в нашем блоге). Однако с образованием вы получаете возможность стать не только билингвом, но и увеличивать количество используемых языков. Чем больше языков вы знаете, тем шире становятся ваши знания о мире. Вы не просто изучаете язык, вы узнаете много нового о месте и культуре, к которым этот язык принадлежит. Каждый язык – отображение определенной культуры.

Важность образования заключается уже в том,
что образование нужно для осознания его необходимости

Сейчас очень модны цитаты и картинки о том, что дипломы созданы лишь для того, чтобы резать ими колбасу и вчерашний троечник легко станет миллионером без особых знаний.

Я, как человек с двумя высшими образованиями, легко докажу, что это не так :).

Для начала, важно помнить, что образование – это не только корочка, которую ты получаешь в институте или школе, но и весь процесс обучения. Это книги, которые ты читаешь, курсовые и диктанты, фильмы и факты. Это то, что дает нам возможность писать слова без ошибок, точно рассказать — где находиться Эйфелева башня и ответить на вопросы простого кроссворда.

Я не видела еще ни одного работодателя, который взял человека лишь за его красивые глаза. Всем хочется, чтобы секретарша, которая подает кофе — закончила ВУЗ, а уборщица, которая выносит мусор из офиса, как минимум, техникум. Никто не хочет брать тебя на работу только потому, что ты талантлив. Всем подавай документальное подтверждение твоим талантам, даже если в аттестате у тебя – сплошные тройки.

Образование очень важно для каждого человека. Без знания языков не улетишь за границу, без знания маркетинга – не «продаешь» свое резюме в отделе кадров, без математики не справишься в супермаркете.

Мы используем наши знания каждый день и даже не замечаем этого. Читаем таблички в аэропортах, судорожно вспоминая то, что говорила МарьИвановна, ловим в текстах зарубежных исполнителей знакомые слова и стараемся подпеть в ритм.

Благодаря учебе ты заводишь знакомства и связи, устраиваешься на работу, вращаешься в обществе, налаживаешь личную жизнь.

Почему образование так важно для всех и каждого? Почему девушка должна иметь диплом о среднем специальном или высшем образовании? Для этого есть ряд причин:

  • Это способ заработка денег. Ни важно, что ты закончила исторический факультет, а работаешь в офисе переводчиком. Тебя взяли за знание языка, но никто бы не взял тебя без диплома ЛЮБОГО ВУЗа.
  • Самостоятельность. Работа в свою очередь дает тебе чувство уверенности, а со временем и самостоятельности. Ты можешь позволить себе купить вещи, поехать отдыхать. Для женщины самостоятельность не менее важна, чем для мужчины. Потому что муж сегодня есть, а завтра – нет. А зарплата всегда при тебе :).
  • Ты не должна ни перед кем отчитываться.
  • Возможность выезда за границу для другой работы. Вряд ли твою кандидатуру рассматривали, будь у тебя в кармане лишь школьный аттестат.
  • Развитие умственных способностей – еще один немаловажный элемент, о котором мы должны помнить.

Бред :). Не каждый из нас родился Стивом Джобсом или Эйнштейном. Большинство людей – ничем не примечательны и не имеют особо выдающихся способностей. Именно поэтому им нужно всегда стремиться к саморазвитию и постоянно повышать свои навыки.

Печален тот факт, что люди, которые мечтают о дипломе, даже не стараются его получить честным путем. Многие студенты платят деньги за сдачу экзаменов, получают дипломы, а потом не могут устроиться на работу просто потому, что им не хватает знаний и навыков.

Существует множество хороших профессий и без необходимости высшего образования. О том, какие сферы сейчас интенсивно развиваются, и куда пойти учиться, я расскажу вам в следующей своей статье!

Право на образование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *