Вправе ли генеральный подрядчик расходы, связанные с оплатой простоя организации-субподрядчика (по вине заказчика), учесть в целях налогообложения прибыли, если в договоре с заказчиком пункт об оплате простоя отсутствует? Объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дарья Брижанева и Сергей Родюшкин.

Организация (генеральный подрядчик, выполняет строительно-монтажные работы) по договору с субподрядчиком обязана оплатить его фактические затраты по простою бригад и техники из-за смещения сроков поставки давальческих материалов со стороны заказчика. Эти расходы подтверждаются подписанными сторонами актами и расчетами по оценке стоимости простоя (людей и техники). В договоре с субподрядчиком также оговорено условие об оплате простоя в связи с неблагоприятными метеоусловиями (не по вине генподрядчика). На стоимость простоя субподрядчик выставляет счет-фактуру. Однако в договоре организации с заказчиком пункт об оплате простоя отсутствует и внесение в договор дополнительных условий об этом не планируется. Может ли организация учесть расходы по оплате простоя при расчете налога на прибыль?

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

В отношении ситуации, когда договором подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком не предусмотрена компенсация простоя подрядчика и субподрядчиков по вине заказчика, отметим следующее.

Согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

В силу абзаца второго п. 5 ст. 709 ГК РФ подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Указанная норма, на наш взгляд, справедлива для случая, когда выполнение работ по договору подряда осуществляется подрядчиком через привлечение третьих лиц.

В рассматриваемой ситуации, исходя из условий заключенного договора с субподрядчиком, оплата стоимости простоев является договорным обязательством и подлежит исполнению в силу ст. 309 ГК РФ.

Таким образом, отсутствие в договоре с заказчиком обязательства последнего на оплату простоя и тем самым отсутствие покрытия издержек генерального подрядчика в части простоя не освобождает генерального заказчика от исполнения обязательств по договору с заказчиком (хотя и позволяет требовать увеличения цены по договору при существенности дополнительных издержек).

Иными словами, указанные издержки генерального подрядчика связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Факт их признания заказчиком, по нашему мнению, не может оказывать влияние на их признание в учете подрядчика, а скажется только на финансовом результате последнего.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы в виде оплаты простоя в ст. 270 НК РФ не поименованы. В силу необходимости исполнения генподрядчиком обязательств в рамках договора подряда с заказчиком полагаем указанные затраты генерального подрядчика экономически обоснованными. Согласно приведенным в рассматриваемой ситуации условиям, данные затраты документально подтверждены.

Следовательно, генеральный подрядчик вправе учесть в целях налогообложения расходы, связанные с оплатой простоя организации-субподрядчика, по вине заказчика, даже если в договоре с заказчиком пункт об оплате простоя отсутствует.

Так как компенсации за простои субподрядчика связаны с оплатой приобретенных генеральным подрядчиком работ, то полагаем, что они подлежат включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Разъяснения официальных органов по рассматриваемому вопросу не обнаружены, однако арбитражная практика свидетельствует о негативном отношении налоговых органов к данному виду расходов. По мнению налоговых органов, затраты по оплате простоев подрядчиков по вине заказчика в целях налогообложения не соответствуют основным принципам, критериям признания расходов, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: не обусловлены получением доходов и не удовлетворяют принципу рациональности, то есть разумности.

В то же время суды поддерживают в налоговых спорах налогоплательщиков.

Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 28.02.2011 N Ф09-263/09-С3 по делу N А47-8535/2008 признал правомерным включение оплаты простоя подрядной организации в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Выводы суда основываются на том, что условиями договора подряда с учетом дополнительного соглашения предусмотрено включение компенсации издержек подрядчика по причине простоя по метеоусловиям в состав общей стоимости работ и участвует в формировании стоимости готовой продукции.

В связи с этим денежные средства, перечисленные заказчиком в счет компенсации за простои по метеоусловиям, связаны с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), следовательно, подлежат включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

К подобному выводу пришли судьи в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 N 09АП-23343/2009.

В постановлении ФАС Московского округа от 27.05.2011 N Ф05-3158/11 по делу N А40-11927/2010 суд признал правомерным включение затрат по оплате простоя подрядчика по вине заказчика в состав внереализационных расходов при налогообложении прибыли. Суд полагает, что инспекцией не приняты во внимание положения определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.

При этом суд ссылается на тот факт, что оплата стоимости простоев является договорным обязательством и подлежит исполнению в силу ст. 309 ГК РФ.

Таким образом, указанные затраты понесены обществом в соответствии с условиями договоров и непосредственно связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Однако в данном случае суд отнес понесенные расходы к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: потери от простоев по внутрипроизводственным причинам (пп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ); не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам (пп. 4 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, исходя из судебной практики мы не исключаем, что рассматриваемые затраты могут привести к возникновению разногласий с налоговым органом по вопросу правомерности их учета в расходах в целях налогообложения прибыли.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Специалисты!
Ответте мне пожалуйста на один вопрос!
Генподрядчик нам (подрядчикам) выставляет претензию на очень кругленькую сумму , указывая на срывы сроков выполнения работ.
Срывы сроков выполнения работ с нашей стороны происходители от недостаточного и несвоевременного финансирования строительных работ…
Есть ст. 718 ГК Содействие заказчика
1. Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
2. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
В договоре про простой ни чего не написано.
А про содействие заказчика разве что «По запросу Подрядчика оказывать ему в пределах имеющихся у Заказчика возможностей необходимое содействие в выполнении Подрядчиком своих обязанностей по Договору»
Я понимаю вопрос глупый, но все же, несвоевременная оплата работ является простоем?
Может есть Судебная практика?
Спасибо

Содержание

Что такое простой

Все, что касается рабочего времени и периодов отдыха, изложено в главах 15-19 ТК РФ. К сожалению, четкого определения простоя нет ни в одной из них. Кратко о том, что такое простой, и как нужно вести себя в случае его возникновения упомянуто в ст. 72.2 ТК. Скупое уточнение, гласящее, что это временное приостановление производства по различным причинам, чаще всего, объективного и непреодолимого характера, не дает возможности однозначно отнести этот период ни к рабочему времени, ни ко времени отдыха.

Размер оплаты времени простоя сильно зависит от доказательства вины за его возникновение. Именно поэтому почти все работодатели стремятся если не свалить ответственность на работника, то хотя бы доказать, что от руководства ничего не зависело. Но судебная практика в этом отношении неумолима. К вине работодателя они относят и экономические, и технические, и организационные причины сбоя в производстве. Обстоятельствами, независящими от воли сторон, чаще всего, признаются лишь форс-мажор в виде катастроф, бедствий или военных действий, наличие которых подтверждено документами из торгово-промышленной палаты.

Отсутствие полной загруженности производства вследствие экономического кризиса суды тоже вменяют в вину управляющему органу компании.

Косвенно кодекс определяет форму ответственности директора за возникший вследствие недостаточно активного и добросовестного исполнения обязанностей управленца простой. Так статья 195 ТК позволяет общему собранию участников привлечь нерадивого руководителя в дисциплинарной ответственности, и даже уволить на этом основании.

Оформление

Ухудшение внешних экономических факторов, разрушительное влияние стихии или технологические неполадки, приводящие к невозможности продолжать работу в прежнем режиме, сами по себе приносят убытки. В этом случае руководство сможет снизить затраты, если правильно оформит время вынужденного простоя по вине работодателя:

  • Получив уведомление, в любой форме, об условиях, остановивших работу, нужно как можно быстрее принять решение об объявлении простоя.
  • Выявить виноватых (работник, сам работодатель или форс-мажор);
  • Определить сроки, если это невозможно, то приостановка объявляется бессрочной;
  • Решить вопрос о присутствии работников, которых коснулся простой, на производстве;
  • Издать приказ, в нем нужно перечислить все выше указанные подробности, а также, желательно, разъяснить форму и размер оплаты (он зависит от причин и виновных);
  • Под подпись ознакомить с ним весь коллектив или ту его часть, которая осталась без работы.
  • Предложить пострадавшим сотрудникам перевестись на вакантные должности с сохранением средней зарплаты на весь период простоя.
  • Перевести некоторых работников на вакантные должности, не ниже прежней квалификации, без их согласия, но на срок не более месяца, ст. 72.2 ТК.
  • В трехдневный срок известить службу занятости, п. 2 ст. 25 Закона 1032-1 ФЗ. Сделать это нужно, если работу остановило полностью все предприятие, опоздание может стоить штрафа до 5000 рублей, ст. 19.7 КоАП.
  • Внести отметки о простое в табель рабочего времени, форма Т-13. Код учета выбирается в зависимости от обстоятельств: вина работодателя обозначается аббревиатурой РП или числовым кодом 31 .
  • Если невозможность трудиться касается не всех сотрудников, то это нужно фиксировать в актах произвольной формы, а затем отражать это в табели.

Чем быстрее и внимательнее работодатель оформит все документы, тем больше средств компания сэкономит на зарплате. Если же работники не уведомлены, а оплата им начисляется в урезанном размере, то обращение в инспекцию труда – самое малое, что может грозить предприятию. Также незаконно требовать от сотрудников выполнять свои обязанности во время простоя, даже когда они находятся на рабочем месте весь день.

Наибольший ущерб от простоя наносится именно предприятию, независимо от наличия вины работодателя.

Работодатель не хочет оформлять простой

Вероятность того, что руководство откажется принять меры по оформлению простоя, весьма мала. Ведь от приостановки производства в большей степени страдает именно предприятие. Другой вопрос, что нечистые на руку начальники могут попытаться убедить работников уйти в неоплачиваемый отпуск на время экономических трудностей.

Бывает, что эту политику проводит в жизнь наемный руководитель компании, пытаясь скрыть результаты недальновидных решений в управлении предприятием. Коллектив может защитить себя, написав обращение к учредителям с просьбой привлечь главу предприятия к дисциплинарной ответственности за допущение вынужденного простоя по вине работодателя, ТК РФ 195 статья. Передать его можно лично главе собрания участников или акционеров, либо прибегнуть к посредничеству профсоюза.

Самоуправство начальства, при бездействии органа управления коммерческой организации, может быть пресечено госорганами по надзору в сфере трудового законодательства: инспекцией по труду, прокуратурой и даже судом. Нужно только помнить, что государственные структуры потребуют доказательств того, что работники находятся на рабочем месте и не могут полноценно трудиться именно по вине работодателя. Очень поможет в вопросе защиты собственных прав составление коллективной жалобы.

Во время простоя по вине работодателя работник вправе рассчитывать на 2/3 оклада, минимально, ст. 157 ТК.

Как написать заявление

Когда простой возникает в результате воздействия глобальных причин (экономических потрясений, бедствий и т.п), начальство не нуждается в дополнительном извещении. Но случаются ситуации, когда руководство просто не может узнать о неприятностях, пока ему не доложат подчиненные. Это необходимо сделать, если поломка носит локальный характер, произошла авария на отдельной территории, отсутствуют сырье или материалы для работы, обесточено оборудование или все производство в целом. Так же потребуется уведомление, если простой начался по вине сотрудника.

Заявление о вынужденном простое по вине работодателя не имеет законодательно установленной формы, поэтому составляется произвольно. Однако правильнее, все-таки, озаглавить такой документ «Докладная». Какое бы название не было выбрано, внутри нужно расписать несколько очень важных моментов:

  • на чье имя составляется документ с указанием должности, ФИО и названия предприятия;
  • описание произошедшего;
  • время первой остановки работ;
  • причины и предполагаемые виновники;
  • обязательное наличие подписи работника, а также даты и часа передачи бумаги непосредственному начальству.

Ознакомиться с примером заявления можно у нас на сайте ()

Справедливости ради, нужно сказать, что ТК РФ не обязывает сотрудников заявлять о начале простоя письменно. Составить бумагу, лучше это сделать в двух экземплярах, будет правильнее и спокойнее для работника. Тем актуальнее такие действия, если продолжение работы невозможно, поскольку создает опасность для жизни и здоровья. Ведь ст. 214 ТК просто обязывает всех сотрудников сообщать об этом вышестоящему руководству.

Переданное начальству под роспись уведомление поможет трудящемуся в дальнейшем доказать свою невиновность, а также подтвердить факт своевременного обращения к работодателю.

Продолжение работы в условиях опасных для здоровья самого сотрудника или других членов коллектива, без сообщения об этом начальству или после него, противозаконно, ст. 214 ТК.

Как оплачивается

Определенность в вопрос о том, как оплачивается вынужденный простой по вине работодателя, вносит ст. 157 ТК. Величина выплат и факт их осуществления сильно зависит от обстоятельств:

Обстоятельства, повлекшие начало простоя. Способ оплаты.
Перерыв в работе начался в связи с недальновидностью работодателя (экономической, организационной и т.д.) 2/3 средней зарплаты.
Сбой произошел в связи с форс-мажорным обстоятельствами (авария, любая форма стихийного бедствия, последствия вредительских действий третьих лиц) 2/3 «голого» оклада
Работа остановлена в связи с виновными действиями сотрудника Не оплачивается вовсе.

Первые два пункта, при беглом рассмотрении, очень похожи, но совсем не одинаковы. Для тех, кто получает зарплату, состоящую исключительно из тарифной ставки, действительно, нет разницы, по чьей вине возникла проблема. Что бы ни предшествовало началу простоя, работники коллектива получат ту же величину выплат.

Другой вопрос, предприятия, регулярно выплачивающие премии, надбавки, доплаты по итогам работы. В данном случае работодатель будет заинтересован в том, чтобы убедить сотрудников в собственной невиновности и влиянии обстоятельств непреодолимой силы. Ведь именно это позволить выплатить две трети от тарифной ставки, а она может быть очень небольшой, по сравнению с итоговым размером начисления в зарплатной ведомости.

Трудовой кодекс устанавливает единый подход к расчету средней зарплаты во всех случаях, которые упоминаются в этом документе (ст. 139 ТК). К примеру, простой возник в августе 2017 года. Оклад равен 10000 рублей, ежемесячная премия 50% от оклада. Для простоты расчетов можно предположить, что сумма начислений не менялась в течение 12 предшествовавших месяцев, тогда оплата 10 дней простоя составит:

(10 000+5 000)*12/12/29,3*10 дней*2/3 = 3412,97 рублей — оплата вынужденного простоя по вине работодателя;

10 000/12/12/29,3*10 дней*2/3 = 2275,31 рублей – размер выплат, если приостановка работы произошла по независящим причинам.

Как видно, соблазн сэкономить на выплатах для работодателя весьма велик, поэтому руководство будет всячески настаивать на том, что не имело возможности повлиять на обстоятельства. Если у работников, на фоне финансовых потерь, возникли обоснованные сомнения в честности работодателя, оценить серьезность причин поможет Инспекция по труду или суд.

Чем занимается работник

Некоторые работники склонны упрощать ситуацию в случае возникновения непредвиденного перерыва в работе. Чем бы ни был вызван простой и сколько бы он не длился (полдня или полгода), присутствовать на месте ежедневно, в установленные трудовым договором часы, сотрудник обязан. И хотя кодекс прямо об этом не говорит, но и в период законного отдыха эти часы не вносит (ст. 107 ТК). В этой ситуации следует сделать вывод: что не разрешено, то запрещено.

Справедливости ради, стоит сказать, что работодатель может упомянуть об обязанности присутствия на рабочих точка в приказе. Там он имеет право как принудить находиться на месте, так и позволить оставаться все это время дома. Не станет разрешением пропускать работу и тот факт, что в приказе не будет указано о необходимости присутствовать на территории предприятия. В случае самовольного оставления рабочего места или пропуска дней в следствие необоснованных выводов, работнику не стоит удивляться, что он станет кандидатом на увольнение за прогул, ст. 81 ТК.

Необходимость присутствовать на производстве во время вынужденного простоя по вине работодателя может быть продиктована:

  • вероятностью возникновения нештатных ситуаций, тогда находящийся на месте коллектив сможет быстрее устранить все негативные последствия или вовсе их не допустить;
  • возможность того, что причины простоя исчезнут внезапно (например, подключат подачу электричества), а значит и время начала возобновление работы спрогнозировать нельзя;
  • работодатель просто не склонен платить сотрудникам среднюю за их отсутствие на работе.

Все сотрудники, даже если у них нет возможности выполнять свои трудовые функции, должны оставаться на территории предприятия или его структурного подразделения, покинуть рабочее место они смогут только при условии закрепления такого послабления в приказе о простое или колдоговоре.

Увольнение во время простоя: особенности, компенсации

Вынужденный простой по вине работодателя, длящийся довольно продолжительный период, неизменно подтолкнет членов коллектива к поиску новой работы. Если его итоги окажутся положительными, то встанет вопрос о том, как правильно расстаться со «старым» работодателем. В данном случае наиболее вероятно два варианта: собственное желание (ст. 80 ТК) и соглашение сторон (ст. 78 ТК).

Чаще всего, руководство предприятия, попавшего в сложные экономические обстоятельства, с пониманием относится к попыткам сотрудников сменить место трудоустройства. Особенно легко соглашается на это работодатель, который не предполагает скорого окончания простоя или вообще предвидит возможность ликвидации компании. Тогда стороны подписывают соглашение об увольнении и оформляют сотрудника одним днем.

Нередки также случаи, когда начальство препятствует и не дает расчета без периода уведомления, ст. 80 ТК. С моральной точки зрения, этот поступок может быть осуждаем, но вот закон полностью на стороне работодателя. Если сотрудник сам решил уйти, то он обязан предупредить об этом за 14 дней, факт простоя не может сократить этот срок. Проблема может возникнуть, если вынужденный простой по вине работодателя объявлен для всех сотрудников, а приказ о нем позволяет работникам не являться на рабочие точки. Тогда сложится ситуация, в которой подать заявление просто некому. Выйти из положения можно несколькими способами:

  • отправить письмо по почте на юридический адрес компании и на все известные адреса;
  • ознакомиться со своим трудовым договором на предмет указания в нем электронного адреса работодателя, и отправить заявление на него;
  • найти способ встретиться с руководителем или кадровым уполномоченным в непроизводственной обстановке и убедить кого-то из них взять документ.

В любом случае, отсчет двух недель начнется лишь со следующего дня от даты получения письма работодателем или его представителем. Отрезвить «зарвавшегося» руководителя, препятствующего законному увольнению, поможет инспектор Гоструда. Уж его-то послание руководство точно прочитает и отреагирует.

Вне зависимости от оснований увольнения, список выплат при расчете одинаков:

  • Оставшаяся зарплата.
  • Компенсация дней отпуска.
  • Задолженность по перерасходу подотчетных сумм.
  • Остальные компенсационные суммы, если их предполагает колдоговор.

Простой – пренеприятнейшее событие как для работника, так и для работодателя. Ведь, даже при остановленном производстве, последний вынужден нести финансовые потери, в частности, на оплату 2/3 зарплаты коллективу. Взаимное понимание и стремление как можно быстрее вернуться в рабочий ритм, поможет сократить трудный период и снизить его негативное влияние на трудовые отношения. А главный положительный эффект окажет приложение к возобновлению работы максимума усилий обеих сторон.

Зиновьева Наталья Игоревна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с трудовыми спорами. Защита в суде, подготовка претензий и других нормативных документов в регулирующие органы.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Акт простоя автомобиля

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В процессе исполнения договора перевозки возможна задержка транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку, по вине грузоотправителя или грузополучателя. Иначе говоря, простой.

За простой транспортных средств виновная сторона уплачивают штраф за каждый полный час задержки. Размер штрафа обычно устанавливается договором. Если договором размер штрафа не определен, его величина составляет (ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Если договором перевозки отдельно предусмотрен штраф за непредъявление для перевозок грузов, то штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от от указанного штрафа (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). А как составить акт о вынужденном простое автомобиля для дальнейшего предъявления претензии?

Составляем акт простоя машины

Устав автомобильного транспорта предусматривает, что основанием для начисления штрафа за простой транспортных средств являются отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Иными словами, составление дополнительных документов, подтверждающих факт простоя не требуется.

Тем не менее, в порядке, установленном договором перевозки, или самим перевозчиком (если в договоре нет на это указание), может предусматриваться составление акта простоя транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку.

Такой акт составляется в произвольной форме. Если договором предусмотрена специальная форма, использовать необходимо утвержденный сторонами бланк.

В акте приводятся сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе по конкретному договору перевозки, а также обстоятельства, при которых простой возник. В акте может быть указана стоимость, подлежащая взысканию с грузоотправителя или грузополучателя. Акт подписывается уполномоченными лицами от перевозчика, грузоотправителя (грузополучателя).

Приведем для акта простоя транспортных средств образец его заполнения.

Акт простоя по вине заказчика

При проведении различного рода работ нередко случаются простои. Если это произошло по вине заказчика, необходимо составить соответствующий акт. ФАЙЛЫСкачать пустой бланк акта простоя по вине заказчика .docСкачать образец акта простоя по вине заказчика .doc Что понимается под термином «простой работы» В понятие простоя включается приостановка работ на какой-либо промежуток времени.
Простой может быть как запланированным (с целью, например, сохранить производство и оптимизировать затраты) и тогда он является контролируемым и продолжается строго определенный срок, или же незапланированным и непредвиденным (вследствие, к примеру, неисполнения одной из сторон своих обязательств) – в этом случае длительность простоя определить невозможно. Чем может быть вызван простой и его последствия К простою могут привести самые разные обстоятельства.
В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1). Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.
Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

Как рассчитать простоя грузового транспорта по вине заказчика образец

Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это: а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;е) просрочка доставки груза;ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку. В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта.

ИнфоТакже посмотрите и пример — с его учетом вам без особых проблем удастся сделать собственный документ. Перед тем, как дать полное представление о конкретном акте, приведем информацию, которая имеет отношение ко всем подобного рода бумагам.

  1. Во-первых, если в компании имеется образец документа, установленный в ее учетной политике, акт нужно создавать по его типу. Но если такого образца нет, это не беда – можно составлять акт в свободном виде, с точки зрения закона нарушением это не станет.
  2. Во-вторых, акт разрешается писать вручную или набирать на компьютере.

При этом, если используется второй вариант, документ после формирования следует обязательно распечатать – это нужно для того, чтобы члены комиссии и прочие присутствующие при составлении акта лица могли заверить его при помощи своих подписей. Без их личных автографов бланк не обретет законной силы.

Из этой статьи вы узнаете, как решить все вопросы, связанные с простоем грузового транспорта. Даны полезные советы.

Простой автомобилей с грузом – это крайне негативное явление, которое, увы, случается довольно часто.

Как правило, простой автотранспорта происходит по вине заказчика перевозки. Он должен обязательно сообщить об этом перевозчику (транспортной компании) и водителю. Причины могут быть разными: нет грузчиков, погрузочно-разгрузочных механизмов, не сформирован еще груз, не получена оплата от покупателя и т.д.

Но эти причины не должны особо волновать перевозчика. Если он доставил груз в оговоренные сроки, его обязаны разгрузить. В противном случае за сверхнормативный простой заказчик должен заплатить. Но тут нужно учитывать несколько важных моментов.

Как понять, с какого времени начинается простой?

Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.

Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.

Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.

Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).

Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.

Договор подряда — типовая форма

________________________________ (наименование предприятия, учреждения, организации, Ф.И.О. физического лица) именуем ___ в дальнейшем “Заказчик”, в лице ___________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании

________, с одной стороны, и _________ (наименование предприятия, учреждения, организации, Ф.И.О. физического лица)

именуем ____ в дальнейшем “Подрядчик”, в лице _________________, (должность, Ф.И.О.) действующего на основании

________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Какие ошибки делают чаще всего в преамбуле договора

1. Предмет договора

Подрядчик обязуется за свой риск выполнить по заданию Заказчика с использованием своих материалов или материалов Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить следующую работу:______________________

Какие ошибки делают чаще всего в предмете договора

2. Цена договора

2.1. Цена договора составляет _________________________________________________.

2.2. Цена договора включает в себя _____________________________________________.

2.3. Указанная в п. 2.1 цена является предварительной. Окончательная цена договора определяется по проектно-сметной документации, представляемой Подрядчиком. Цена договора может быть изменена вследствие инфляции с обоюдного одобрения сторон. Оплата затрат, связанных с повышением цены договора, осуществляется Заказчиком в порядке, предусмотренном п. 3 настоящего договора.

3. Условия оплаты

3.1. Оплата по настоящему договору производится ______ (единовременно, поэтапно с авансовым платежом и т.п.)

3.2. Форма оплаты _______________________ (платежное требование, платежное поручение, чек, аккредитив и т.п.)

3.3. Окончательный расчет по договору производится Заказчиком не позднее 30 дней после полного окончания работ, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков.

Какие ошибки делают чаще всего при формулировании порядка расчетов

4. Сроки исполнения

4.1. Подрядчик выполнит работы, предусмотренные разделом 1 настоящего договора, в сроки, установленныекалендарным планом работ (приложение).

Заказчик оплатит выполненные Подрядчиком работы в следующие сроки: _______________________________.

4.3. Срок действия договора: начало _____________________; окончание ______________________________.

5. Обязательства сторон

5.1. Подрядчик обязан:

5.1.1. Своими силами и средствами выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные календарным планом работ, и сдать работы Заказчику в состоянии, соответствующем проектной документации ________________________.

5.1.2. Поставить на объект необходимые материалы, конструкции, комплектующие изделия согласно проекту и осуществить их приемку, разгрузку, складирование и хранение.

5.1.3. Информировать Заказчика о заключении договоров субподряда со специализированными организациями, привлекаемыми для выполнения работ по настоящему договору, и обеспечивать контроль за ходом выполняемых ими работ.

5.1.4. Обеспечивать выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности и охране объекта.

5.1.5. Осуществить страхование объекта.

5.2. Заказчик обязан:

5.2.1. Передать Подрядчику объект в объеме и в сроки, установленные календарным планом работ.

5.2.2. Оплатить Подрядчику работу, предусмотренную разделом 1 настоящего договора, в размерах и в сроки, установленные договором.

Акт простоя по вине заказчика образец бланк

Принять объект в течение двух недель с даты получения письменного уведомления Подрядчика.

6. Ответственность сторон

6.1. За нарушение сторонами сроков исполнения обязательств по договору виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ______________ % цены договора за каждый день просрочки.

6.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон иных обязательств по настоящему договору виновная сторона возмещает другой стороне убытки, включая упущенную выгоду.

6.3. Уплата неустойки не освобождает стороны от исполнения обязательств или устранения нарушений.

7. Действие непреодолимой силы

7.1. Ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за задержку, недопоставку или невыполнение обязательств по настоящему договору, обусловленных обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии,блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия.

7.2. Свидетельство, выданное соответствующей торговой палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы.

7.3. Сторона, которая не исполняет своего обязательства, должна дать извещение другой стороне о препятствии и его влиянии на исполнение обязательств по договору.

7.4. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении 3 (трех) последовательных месяцев и не обнаруживают признаков прекращения, настоящий договор может быть расторгнут Заказчиком и Подрядчиком путем направления уведомления другой стороне.

8. Порядок разрешения споров

8.1. Все разногласия и споры, возникающие между сторонами по настоящему договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.

8.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в арбитражном суде в установленномзаконодательством порядке.

9. Порядок изменения и дополнения договора

9.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими сторонами.

9.2. Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению сторон либо по основаниям, предусмотреннымдействующим на территории Российской Федерации гражданским законодательством, с возмещением понесенных убытков.

9.3. Заказчик вправе расторгнуть договор в следующих случаях:

– задержка Подрядчиком хода работ по его вине, когда срок их окончания, установленный в договоре, увеличивается более чем на один месяц;

– снижение качества работ, предусмотренных проектом, в результате нарушения Подрядчиком условий договора.

9.4. Подрядчик вправе расторгнуть договор в следующих случаях:

– при остановке Заказчиком выполнения строительно-монтажных работ по причине, не зависящей от Подрядчика, на срок, превышающий один месяц;

– при уменьшении стоимости работ более чем на ___________ % в связи с внесением Заказчиком изменений в проектную документацию;

– при утрате Заказчиком возможности дальнейшего финансирования строительства.

9.5. При расторжении договора по совместному решению Заказчика и Подрядчика незавершенное строительство передается Заказчику, который оплачивает Подрядчику стоимость выполненных работ в объеме, определяемом ими совместно.

9.6. Сторона, решившая расторгнуть договор, направляет письменное уведомление другой стороне.

10. Прочие условия

10.1. Срок гарантии нормальной работы объектов и входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов и работ устанавливается продолжительностью 12 месяцев с момента подписания сторонами акта о приемке объекта, за исключением случаев преднамеренного повреждения его со стороны третьих лиц.

10.2. Срок гарантии на кровлю объекта устанавливается продолжительностью 24 месяца.

10.3. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся недостатки, которые не позволят продолжить нормальную эксплуатацию объекта до их устранения, то гарантийный срок продлевается на период устранения недостатков. Устранение недостатков осуществляется Подрядчиком за свой счет.

10.4. Наличие недостатков и сроки их устранения фиксируются двусторонним актом Подрядчика и Заказчика.

10.5. Если Подрядчик в течение срока, указанного в акте обнаруженных недостатков, не устранит недостатки в выполненных работах, включая оборудование, то Заказчик вправе устранить недостатки силами другого исполнителя с оплатой затрат Подрядчиком.

10.6. При отказе Подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных недостатков для их подтверждения Заказчик назначает квалификационную экспертизу, которая составит соответствующий акт по фиксированию недостатков и их характера, что не исключает право сторон обратиться в арбитражный суд по данному вопросу.

10.7. Подрядчик не имеет права продать или передать проектную документацию на строительство объекта или отдельной его части никакой третьей стороне без письменного разрешения Заказчика.

10.8. Ущерб, нанесенный в результате строительства объекта третьему лицу по вине Подрядчика, компенсируется подрядчиком, а по вине Заказчика – Заказчиком. Подрядчик во всех случаях принимает срочные меры по ликвидации нанесенного ущерба, даже тогда, когда соответствующие затраты несет Заказчик.

10.9. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

10.10. Другие условия по усмотрению сторон _______________________________________________________

10.11. К договору прилагается календарный план работ (приложение).

11. Юридические адреса и платежные реквизиты сторон

От Заказчика:
Генеральный директор
_________________ Фамилия И.О.
м.п.
От Подрядчика:
Генеральный директор
_________________ Фамилия И.О.
м.п.

Полезные ссылки по теме «Образец договора подряда»

  1. Договор о реализации туристского продукта

  2. Особенности договора аренды банковской ячейки

  3. Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров

  4. Ошибки в договоре и их последствия

  5. Как составить акт приемки выполненных работ

  6. Как правильно составить акт приема-передачи товара, оборудования и другого имущества

  7. Как правильно составить акт приемки оказанных услуг

  8. Договор оказания услуг

  9. Договор оказания юридических услуг

  10. Договор оказания консультационных услуг

  11. Договор оказания услуг по обучению (образовательных услуг)

  12. Договор на создание (разработку) сайта

  13. Договор аутстаффинга

  14. Договор займа

  15. Договор купли-продажи

  16. Договор купли-продажи автомобиля

  17. Договор подряда

  18. Договор поставки товаров оптовой организации

  19. Типовая форма договора о проведении технического осмотра

  20. Что такое договор

  21. Как составить договор

  22. Заключение договора

  23. Оферта

  24. Акцепт

  25. Предмет договора

  26. Существенные условия договора

  27. Изменение и расторжение договора

  28. Особенности кредитного договора

  29. Проверка «юридической чистоты» квартиры

  30. Что должен содержать договор

  31. Особенности договора подряда жилья

  32. Особенности кредитного договора

  33. Налоговые риски договора

  34. Проверка контрагентов на добросовестность

  35. Положение о закупках

Tags: договор, договор подряда, образец договора подряда, типовая форма договор подряда

Простой транспортных средств

При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.

Причины таких простоев различны.

В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.

Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).

Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки

Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.

Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.

Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).

Cправочно

Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.

Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.

Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:

• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);

• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).

Ошибки, допускаемые при оформлении простоев

Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.

Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.

Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.

Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.

Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.

Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.

Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.

Пример 1

Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.

Пример 2

Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.

Проанализируем приведенные тексты.

В чем ошибка перевозчика?

Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Как делать правильно?

В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.

Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.

Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.

Обратите внимание!

Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.

Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.

При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.

Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).

Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора

Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?

Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.

Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.

Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.

Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.

Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее.

Познакомиться поближе

Штраф необходимо начислить из расчета стоимости конкретной перевозки. Например, заявка была на перевозку груза из пункта А в пункт Б. Срок доставки 2 дня. Если срок доставки не указан, то он устанавливается из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки (п. 63 Правил перевозки грузов). По данной заявке заказчик должен заплатить 100000 рублей. Был допущен простой в 70 часов. Сумма штрафа составляет (100000 / 2) * 1% * 70 = 35000 рублей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как взыскать с клиента (грузоотправителя, грузополучателя) штраф за простой, отказ от пользования транспортным средством, непредъявление груза для перевозки

<…>

«Экспедиторы (перевозчики) в ходе исполнения договора нередко сталкиваются с ситуацией, когда клиент (грузоотправитель, грузополучатель) нарушает свои обязательства или вовсе отказывается от исполнения договора (например, под предлогом того, что ему предоставили непригодное транспортное средство). Это влечет за собой убытки для экспедитора (перевозчика).

Действующее законодательство предлагает эффективный способ воздействия на клиента (грузоотправителя, грузополучателя) – установление штрафных санкций. Однако для того чтобы реализовать свое право на взыскание штрафа, экспедиторы (перевозчики) должны соблюдать определенные требования.

Как взыскать штраф с грузоотправителя по договору перевозки

Грузоотправитель за непредъявление груза либо неиспользование транспортных средств несет ответственность, которая установлена:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) (см. Ответственность грузоотправителя по договору перевозки автомобильным транспортом);
  • соглашением сторон.

Если в договоре стороны не установили дополнительной ответственности грузоотправителя, то в соответствии с законом перевозчик может взыскать штраф лишь за следующие нарушения:

  • непредъявление груза для перевозки – с грузоотправителя (ч. 4 и 5 ст. 10, ч. 1 ст. 35 УАТ);
  • неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо искажение сведений о свойствах груза – с грузоотправителя (ч. 3 ст. 35 УАТ);
  • задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку (ч. 4 и 5 ст. 35 УАТ) – с грузоотправителя (при погрузке) или грузополучателя (при выгрузке).

Взыскание штрафа за непредъявление груза для перевозки

Чтобы взыскать с грузоотправителя штраф за непредъявление груза для перевозки, перевозчику нужно зафиксировать факт непредъявления. Для этого нужно составить соответствующий акт (подп. «г» п. 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272; далее – ППГАТ) и сделать отметку о его составлении в транспортной накладной, путевом листе и сопроводительной ведомости (при ее наличии). В отметке перевозчик должен кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления и размер штрафа.

Если стороны не составят акт и не проставят указанные отметки, то суд откажет во взыскании штрафа, так как будут отсутствовать надлежащие доказательства невыполнения грузоотправителем своих обязательств (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2010 г. по делу № А33-16499/2009).

Акт нужно составить в присутствии грузоотправителя или его представителя, причем грузоотправитель должен подписать этот акт. Это важно, потому что по общему правилу односторонние акты не подтверждают обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности грузоотправителя. Исключением являются случаи, когда он уклоняется от составления акта.

Перевозчик должен составить акт в день, когда груз должен был быть предъявлен к перевозке. Если этого сделать невозможно, то – в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Акт о непредъявлении груза для перевозки должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • точное описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • подписи участвующих в составлении акта уполномоченных лиц.

Непредъявлением груза можно считать в том числе ситуации, когда грузоотправитель необоснованно отказывается использовать поданные транспортные средства. При этом нужно доказать, что предоставленные транспортные средства были пригодны для перевозки соответствующего груза. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, перевозчик должен предоставить те транспортные средства, которые были согласованы в договоре, заявке, заказе, заказ-наряде.

Взыскание штрафа за неуказание особых отметок или необходимых мер предосторожности либо искажение сведений о свойствах груза

По сути это ответственность грузоотправителя за неправильное заполнение перевозочных документов. Таким образом, по части 3 статьи 35 УАТ можно взыскать штраф и за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности, если грузоотправитель неправильно указал наименования или свойства груза.

Взыскание штрафа за задержку (простой) транспортных средств

Простоем автомобиля следует считать не только его фактическую задержку под погрузкой (разгрузкой), но и его задержку на территории грузоотправителя или в пути следования. При этом вина грузоотправителя (грузополучателя) должна быть подтверждена документально.

Размер штрафа зависит от условия договора о сроке для погрузки (выгрузки) груза. При превышении этого срока перевозчик может начислить штраф за задержку (простой) транспортного средства. Основанием для этого будут отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств, которые должен проставить грузоотправитель (грузополучатель).

Если грузоотправитель (грузополучатель) отказывается проставить такие отметки или не согласен с временем прибытия и (или) убытия транспортных средств, перевозчику необходимо составить соответствующий акт (подп. «ж» п. 79 ППГАТ). При этом нужно следовать указанным выше правилам.

Однако отправитель (получатель) груза освобождается от ответственности, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • временного ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по не зависящим от грузоотправителя (грузополучателя) причинам;
  • иных не зависящих от грузоотправителя (грузополучателя) причин.

Это установлено пунктом 2 статьи 794 Гражданского кодекса РФ и статьей 36 УАТ.

Следует также иметь в виду, что для исков к грузоотправителю Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязательного претензионного порядка. Однако Арбитражный процессуальный кодекс РФ требует соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, которые возникают из гражданских правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Для договора перевозки не сделано исключения.

При этом срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ)».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Простой по вине заказчика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *