Какие выплаты положены при сокращении работника

  • В штатном расписании должно быть произведено действительное сокращение должностей и сотрудников. Сюда вносится факт увольнения. На основании чего в дальнейшем издается приказ о создании нового расписания с изменой численностью человек.
  • Сотруднику необходимо предоставить выбор из некоторых других вакансий на этом предприятии, которые соответствуют его квалификации.
  • Работодатель обязан известить сотрудников не позднее 2 месяцев о планируемом сокращении. Уведомление должно быть оформлено в письменном виде, сотрудник на нем должен поставить подпись и дату об ознакомлении. Форма донесения информации до работников о сокращении может быть любая: собрание, информационная доска, личная беседа.
  • Для рассмотрения вопроса об увольнении работников должна быть создана специальная комиссия, о чем также выносится специальный приказ. В состав такой комиссии должны входить: руководитель, юрист, представитель профкома.
  • Исходя из судебной практики, в случае возникновения спорных ситуаций, обязанность доказательства законности увольнения сотрудников возложена на руководителя организации.
  • Необходимо взять информацию из справки 2 НДФЛ. Справка запрашивается за последние полные 12 месяцев. В ней отражаются все официальные доходы работника, с которых происходили налоговые и иные отчисления.
  • Далее из данной справки берем итоговую сумму всех начисленных доходов, делим на 12 отработанных месяцев и делим на число отработанных дней.
  • Получившуюся сумму нужно умножить на 30 дней в месяце и 31 день в месяце, в зависимости от количества дней.
  • Рассчитанные итоговые суммы и будут тем пособием, которые должны выплачиваться за первый и второй месяц после увольнения работника.
  • Компенсации при сокращении в 2019 году

    Законами регулируется срок компенсационных выплат для сокращенных граждан. Работодатель обязан в течении 2-х месяцев с момента увольнения перечислять экс-работнику среднемесячную заработную плату. Если человек, по истечению двухмесячного срока, не устроился на работу, срок по компенсационным выплатам для него может продлеваться.
    Для продления срока компенсации необходимо посетить биржу труда по месту жительства и встать на учет (в двухнедельный срок, после разрыва трудовых отношений). Если госслужащий по занятости населения, не найдет работу для человека, из-за отсутствия вакансии, то он может принять решение о продлении выплат пособия. Данные выплаты начисляются за счет прошлого работодателя. В том числе сохраняется среднемесячный заработок минимум на 1 месяц.
    Также наниматель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату за время поиска работы в случае трудоустройства в середине или в конце месяца.

    Компенсационные выплаты при сокращении регулируются статьями 81, 178-180 ТК РФ. Важно отметить, что сбором документов и заполнением трудовой книжки, увольняемого сотрудника, занимается отдел кадров.
    В случае, увольнения трудящегося, по причине сокращения штата, наниматель обязан выплатить следующие виды компенсации:
    выходное пособие;

    Обязательные выплаты при сокращении работника 2019

    Оксану И., курьера, уволили 17 января 2019 года по сокращению штата из ООО «Рим». Ее оклад составлял 10 000 рублей в месяц. В день увольнения ей выплатили зарплату, а также компенсацию за своевременно неиспользованный отпуск и выходное пособие. Чтобы определить размер выходного пособия, расчетный период возьмем с первого января по 31 декабря 2019 года. Заработок Оксаны И. за этот период 120 000 рублей (10 000 рублей в месяц × 12 месяцев). За расчетный период она фактически отработала 247 дней. Средний дневной заработок сотрудницы составил: 120 000 рублей : 247 дней = 485,83 рубля в день. В первом месяце после увольнения (в период с 18 января по 17 февраля 2019 года) было 23 рабочих дня. Исходя из этого, выходное пособие составило: 23 дня × 485,83 рублей = 11 174,09 рубля.

    Каждому работнику полагается дополнительная денежная компенсация. Ее начисляют независимо от иных выплат, которые предусмотрены ст. 178 ТК, при увольнении по причине сокращения (третья часть ст. 180 ТК). Дополнительную компенсацию специалистам исчисляют пропорционально до числа увольнения, указанного в выданном уведомлении. Компенсация положена по закону со следующего дня после фактического увольнения. Расчет выплат при сокращении работника 2019 осуществляется по формуле:

    Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

    До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).

    Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

    В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

    Процедура, предшествующая увольнению

    В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

    Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

    Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

    О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.

    До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

    Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

    Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

    Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

    В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

    Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

    Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

    Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

    Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

    Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

    К сведению

    Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

    Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

    Обратите внимание

    Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

    Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

    Преимущественное право на замещение вакантной должности

    В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

    – квалификацию;

    – уровень профессионального образования;

    – результаты профессиональной служебной деятельности, –

    и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

    Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

    Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.

    Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

    Аттестация служащих

    Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

    Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

    Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

    Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

    – о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    – об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

    Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

    По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

    – служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    – соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    – соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

    – не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

    – подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    – направляется для получения дополнительного профессионального образования;

    – понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

    Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

    Процедура прекращения служебного контракта

    В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

    Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

    В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

    Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

    Обратите внимание

    Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

    Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

    К сведению

    В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

    Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

    Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

    1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
    2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
    3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
    4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
    5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

    Процедура сокращения госслужащих

    Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

    Действия нанимателя при сокращении госслужащих
    Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.
    Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:
    Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
    Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.
    Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

    Предупреждение об увольнении
    Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).
    Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.
    Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана. (ст.38 Закона №79-ФЗ).
    Согласно закону «О государственной гражданской службе» госслужащий о предстоящем увольнении предупреждается за два месяца (в отличие от ТК в котором указано не менее чем за два месяца). Уведомление не может быть бессрочным, т.е. например, уведомили что по истечении двух месяцев будет уволен, а уволили например через три месяца. Считается, что при этом нарушаются права работника, который должен знать дату увольнения для трудоустройства и не может находиться в постоянном ожидании сокращения.
    В случае если работник в период предупреждение заболеет или находится в отпуске, днем увольнения должен являться следующий день по выходу из отпуска или больничного (Такой вывод напрашивается исходя из положений ст.81 ТК). В уведомлении конкретной даты не стоит. Написано что по истечении двух месяцев контракт будет прекращен.
    Часть 2 ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможности произвольного продления работодателем срока предупреждения работника о предстоящем увольнении. Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 13-О-О
    Порядок и сроки предложения вакансий госслужащему
    Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.(Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 года № 822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы).
    Необходимо также помнить ,что практика Мосгорсуда неоднозначна по предложению вакантных должностей государственному служащему при его ывольнении в связм сокращением .В результате чего, будет правильнее предложить государственному служащему все имеющиеся вакантные должности.в т.ч. и нежеоплачиваемые согласно его квалификации. files/uvedomlenie-ob-uvolnenii-po-sokraweniju-shtatov.docx
    Право преимущественного оставления на государсвенной службе
    Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, результаты профессиональной служебной деятельности и большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности (ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).
    Если производительность труда и квалификация равны, предпочтение в оставлении на работе отдается (ч. 2 ст. 179 ТК РФ)
    1. Семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источников средств к существованию).
    2. Лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.
    3. Работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание.
    4. Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества.
    5. Работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
    Варианты продолжения трудовых отношений
    Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:
    -если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
    -при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.
    — случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

    files/predlozhenie-vakantnoj-dolzhnosti-pri-uvolnenii-gossluzhawego-po-sokraweniju-shtatov.docx

    Порядок выдачи трудовой книжки при увольнении государственного служащего
    Обязанность произвести расчет со служащим в последний день его работы установлена и ТК РФ, и Законом N 79-ФЗ. Следуне отметить, что их положения несколько различаются в части выдачи трудовой книжки и других документов.В Законе N 79-ФЗ выдача трудовой книжки, документов, связанных со службой, и проведение расчета предусмотрены только в случае расторжения служебного контракта по инициативе служащего. Кроме того, что выдача трудовой книжки осуществляется по письменному заявлению служащего, порядок ее выдачи Законом N 79-ФЗ не регламентирован. Согласно Трудовому кодексу, Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также ст. 73 Закона N 79-ФЗ при выдаче трудовой книжки применяются нормы трудового законодательства и в случае расторжения служебного контракта по любому основанию в последний день представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. Остальные документы, связанные с гражданской службой, выдаются по письменному заявлению служащего.
    Выплата денежного содержания при увольнении
    Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается .
    Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.
    Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

    Также необходимо помнить,что если увольнение государственного служащего по его инициативе происходит без отработки ( 2 месяца), то при увольнении ему выплачивается компенсация 6-ти месячного денежного содержания.
    Порядок расчета компенсации

    Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).
    Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:
    из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
    из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий
    Иные выплаты
    При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

    • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
    • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
    • Материальную помощь;
    • Единовременную выплату к отпуску.

    УВОЛЬНЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

    Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы, допускающие увольнение с госслужбы беременной женщины.

    Речь идет о п. 4 ч. 1 ст. 33, подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 и ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Поводом к рассмотрению данного вопроса стала жалоба Л. Пугиевой, которая была уволена с должности начальника отдела кадров и госнаград Администрации главы Республики Ингушетия за прогул. Мотивом увольнения явилось то, что госслужащая не сообщила руководству о причине неявки на работу. Заявительница утверждала, что в это время находилась на больничном по уходу за сыном-инвалидом, а также сообщила о своей беременности. Однако её требования о восстановлении на работе были отклонены, в том числе, судами кассационной и надзорной инстанций. Суды исходили из того, что нормы федерального закона о госслужбе не предусматривают подобной гарантии для беременных, а нормы Трудового кодекса РФ на них в данном случае не распространяются.

    КС РФ указал, что норма части первой статьи 261 ТК РФ, запрещающая увольнять беременных женщин по инициативе работодателя, относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии при расторжении трудового договора. Таким образом, женщине предоставляются льготы в период всей беременности и гарантируется сохранение рабочего места. Аналогичная защита предоставляется беременным при прохождении муниципальной службы и службы в органах прокуратуры. Между тем, закон о госслужбе допускает увольнение беременной в зависимости от срока беременности, что противоречит конституционному принципу равенства и справедливости.

    Поэтому оспариваемые нормы, допускающие увольнение с госслужбы беременной женщины, не находящейся в отпуске по беременности и родам, не соответствуют Конституции РФ.

    УВОЛЬНЕНИЕ ЖЕНЩИН-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ ВО ВРЕМЯ ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 3-х ЛЕТ
    Прямого ответа на поставленный вопрос ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» не содержит.
    Статья 31 указанного закона содержит общие положения относительно сокращения должностей гражданской службы.
    В статье 37 ФЗ «О государственной службе в РФ» установлен запрет на освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы в период пребывания гражданского служащего в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам.
    В то же время статьей 73 ФЗ «О государственной службе в РФ» предусмотрено следующее: к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим законом, применяются нормы трудового права.
    Статья 11 Трудового кодекса РФ в свою очередь содержит указание на распространение норм трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на государственных и муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе.
    В силу указанного гарантии, установленные статьей 261 Трудового кодекса РФ, а именно запрет на расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, распространяются и на государственных гражданских служащих.

    В качестве примера из судебной практики по данному вопросу можно привести определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, в котором указывается, что судом первой инстанции не учтено, что Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует особенности труда государственных служащих, не предусматривая при этом особенности труда женщин — государственных служащих. Между тем, государственные гарантии женщинам, в том числе женщинам — государственным служащим закреплены в ТК РФ (статья 11, глава 41 ТК РФ), поэтому на эту категорию работников распространяется норма статьи 261 ТК РФ, запрещающая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет (Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 февраля 2011 года).

    НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!

    Статья 73 ФЗ «О государственной службе в РФ» предусмотривает следующее: к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим законом, применяются нормы трудового права.

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ НА РАБОТЕ

    Решение о восстановлении в прежней должности на государственной гражданской службе подлежит немедленному исполнению.Поэтому с подписанным судебным решением работник должен прийти на работу на следующий день после принятия судебного решения.В противном случае он будет уволен за прогул.

    Звоните по телефону 89269298152 или заполните онлайн заявку. Заявка рассматривается в течение 15-30 минут.
    Консультации по телефону ежедневно с 9 до 22 час. Бесплатно!!
    Вниманию жителей других регионов России: Консультации по электронной почте. Составление исковых заявлений апелляцилонных и кассационных жалоб в течение 2-х дней после перечисления аванса.

    Минфин анонсировал сокращения госслужащих в России

    Российские власти объявили об очередном сокращении государственных служащих. Оно начнется с 2020 года. Как заявила 19 марта на коллегии Казначейства первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, это позволит сделать зарплаты госслужащих конкурентоспособными.

    «Мы не можем на эту большую, разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда», — отметила она.

    В принципе решения о повышении зарплат госслужащих до «конкурентного уровня» приняты, однако на них потребуется «много денег», пояснила Нестеренко. Так, постоянная часть зарплаты должна составлять 60% от фонда оплаты труда, плавающая — оставшиеся 40%, сейчас же «пирамида перевернута».

    По ее словам, в 2020 году будут сокращены 5% сотрудников территориальных органов власти, в 2021 году — еще 10%. Численность госслужащих центрального аппарата уменьшится на 10%, добавила Нестеренко.

    О необходимости сокращать аппарат чиновников в правительстве говорят давно. В частности, о том, что штат чиновников нужно резать, глава правительства Дмитрий Медведев заявлял еще в 2014 году, а до этого в 2010 году. Однако, очевидно, что попытки серьезно сократить аппарат оказались не слишком удачными. Так, по данным статистики Минфина, численность госслужащих в 2017 году составляла 1,2 млн человек. Но в ней, например, не учитываются гражданские служащие силовых ведомств и спецслужб и сотрудники федеральных бюджетных и казенных учреждений. При этом, по данным Минфина, по итогам 2017 года госслужащих стало больше на 0,4% (примерно 5,2 тыс. человек).

    Активно ратует за изменение системы госуправления председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

    В частности, выступая на заседании Совета по развитию цифровой экономики в 2018 году, он заявил, что в России к 2024 году можно сократить треть чиновников. «Мы видим, что на треть можно сократить за шесть лет чиновников за счет цифровизации», — отметил Кудрин.

    По его словам, нагрузка контрольно-надзорной деятельности на проверяемых должна снизиться вдвое.

    «Цифровизация неизбежно приведет к снижению числа чиновников, к изменению и сокращению контрольных функций государства», — говорил Кудрин.

    То, что правительство ждет в ближайшее время могут переформатировать, подтверждали в начале 2019 года и опрошенные «Газетой.Ru» источники.

    «Нынешняя структура не на 100% эффективна, и было давно понятно, что реформа неизбежна», — заявлял недавно один из источников «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.

    «Основная цель реформы по оптимизации аппарата чиновников — это повышение уровня оплаты труда госслужащих до конкурентной планки в сравнении с другими ведущими профессиями, куда молодые и перспективные кадры идут охотнее. Сокращение численности госслужащих и централизация обязанностей с последующим ростом зарплатных ожиданий в перспективе должны повысить и статус такого рабочего места и качество выполненной работы», — комментирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

    По словам главы комитета Госдумы по труду, социальной защите и делам ветеранов Ярослава Нилова, предлагаемая сейчас реформа нужная и может поспособствовать экономии бюджетных средств.

    При этом сокращения не должны быть обусловлены только повышением заработной платы. По его словам, нужно смотреть при сокращениях на потребности аппарата. Иногда бывают случаи, когда одного из двух сотрудников сокращают, повышают оставшемуся зарплату, а потом возвращают и вторую должность, признает Нилов.%

    Гендиректор сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Ветерков между тем отмечает, что активного сокращения количества вакансий госслужащих сервис пока не наблюдает. Впрочем, по его словам, на протяжении последних нескольких лет видно изменение структуры госслужащих с эпизодическими выходами на рынок кандидатов из разных министерств, департаментов. Однако, по его словам, очень часто реструктуризации происходят таким образом, что высвобожденные сотрудники уходят во вновь созданные подразделения. То есть сокращения в одних местах совпадают с набором в других.

    В целом же, по словам Ветеркова, на рынке труда достаточно большое количество вакансий в других сегментах, поэтому при желании сменить госслужбу на работу в других отраслях высвобожденные сотрудники смогут достаточно быстро.

    Сокращение на госслужбе

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *