Содержание

Государственное образовательное учреждение Ректор университета д. э.н., профессор

высшего профессионального образования _________________

«Поволжский государственный «______» ___________________ г.

университет сервиса (ПВГУС)»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

____________________ №______

г. Тольятти

специалиста по мониторингу

отдела мониторинга, практической подготовки

и трудоустройства Управления по работе со студентами

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На должность специалиста по мониторингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.2. Назначение на должность специалиста по мониторингу и освобождение от нее производится приказом ректора университета по представлению начальника отдела мониторинга, практической подготовки и трудоустройства студентов.

1.3. Специалист по мониторингу обеспечивает взаимодействие университета с предприятиями, организациями и учреждениями города, Центром занятости, кадровыми агентствами и городскими молодежными организациями по вопросам исследования ситуации на рынке труда.

1.4. Специалист по мониторингу должен знать:

1.4.1. Законодательные и нормативно-правовые акты, методические материалы по вопросам работы со студентами.

1.4.2. Трудовое законодательство.

1.4.3. Порядок оформления и ведения банка данных вакансий по специальностям университета.

1.4.4. Порядок составления отчетности по результатам трудоустройства выпускников университета.

1.4.5. Владение специальными знаниями маркетинговых исследований, IT-технологиями.

1.4.6. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

1.4.7. Основы психологии и социологии.

1.4.8. Правила внутреннего трудового распорядка.

1.4.9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. Специалист по мониторингу в своей деятельности руководствуется:

1.5.1. Положением об отделе мониторинга, практической подготовки и трудоустройства студентов управления по работе со студентами;

1.5.2. Настоящей должностной инструкцией.

1.6. Специалист по мониторингу подчиняется начальнику отдела мониторинга, практической подготовки и трудоустройства студентов управления по работе со студентами.

1.7. На время отсутствия специалиста по мониторингу (отпуск, командировка и пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное начальником отдела мониторинга, практической подготовки и трудоустройства студентов управления по работе со студентами, которое несет ответственность за надлежащее их исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Специалист по мониторингу осуществляет:

2.1.1. Формирование среди руководителей региона имиджа Вуза, как учреждения, способного оказать реальную кадровую поддержку производству, социальной сфере и способного вносить существенный вклад в экономическое развитие региона.

2.1.2. Сбор, систематизация и анализ всей информации по рынку труда и распределению выпускников университета, создание информационно-поисковой базы выпускников, включающей данные по заявкам работодателей на потребление труда выпускников.

2.1.3. Прогнозирование тенденций спроса на дефицитные специальности в сфере сервиса и проведение анализа потребностей предприятий и организаций в специалистах, качества подготовки выпускников на основании требований работодателей для выработки рекомендаций по открытию новых специальностей и качественного устройства выпускников университета.

2.1.4. Проведение работы со студентами в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством информирования о тенденциях спроса на специалистов, организации профильных научных исследований.

2.1.5. Анализ требований работодателей в отношении качества и уровня подготовки специалистов.

2.1.6. Содействие выпускающим кафедрам в проведении презентаций специальностей для предприятий, занимающихся кадровой политикой, а также участие в проведении презентаций предприятий.

2.1.7. Приглашение руководителей предприятий и организаций на заседания профильных кафедр, конференции, семинары, ярмарки вакансий, защиты выпускных квалификационных работ.

2.1.8. Создание в электронном виде профессионального, психологического, социального портрета выпускника для наиболее полного и качественного удовлетворения заявки работодателя.

2.1.9. Постоянное взаимодействие с предприятиями и организациями города, Центром занятости, кадровыми агентствами и городскими молодежными организациями.

2.1.10. Два раза в год (по состоянию на 1 сентября и по состоянию на 1 января) делать запрос в Центр занятости города о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда города и о нетрудоустроенных выпускниках университета.

2.2. Совместная работа с институтами, факультетами и структурными подразделениями университета в проведении мониторинга интеллектуального потенциала студентов:

2.2.1. Формирование банка данных студентов и выпускников университета;

2.2.2. Сбор и обобщение сведений с институтов и факультетов об успеваемости студентов и выпускников;

2.2.3. Поддержание связи с потребителями выпускников, с целью улучшения качества подготовки специалистов;

2.3. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

2.4. Заключает соглашение о неразглашении персональных данных, что является допуском к работе с персональными данными на материальных носителях. В своей работе руководствуется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, документами Министерств и ведомств, а также Уставом университета, документами СМК, положением «Об обработке персональных данных в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса», иными внутренними локальными актами, регламентирующими деятельность университета и федеральными нормативными актами в сфере защиты персональных данных, приказами, инструкциями и другими актами, в том числе настоящим Положением.

3. ПРАВА

Специалист по мониторингу имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства университета, касающимися его деятельности.

3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения.

3.3. Запрашивать лично или по поручению начальника отдела мониторинга, практической подготовки и трудоустройства студентов управления по работе со студентами у директоров институтов, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей подразделений и специалистов всех структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.4. Привлекать директоров институтов, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей и специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него согласно должностной инструкции.

3.5. Докладывать начальнику отдела мониторинга, практической подготовки и трудоустройства студентов управления по работе со студентами обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Специалист по мониторингу несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба, – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Начальник отдела мониторинга,

практической подготовки и трудоустройства

Ведущий юрисконсульт университета

Понятие внутреннего контроля

Одной из основных функций бухгалтерского учёта является его защитная функция, заключающаяся в обеспечении охраны интересов собственника путём создания базы для осуществления финансового контроля. Однако реализация защитной функции требует наличия средств по осуществлению контроля. В первую очередь, это — внутренний контроль.

Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций. При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.

При разработке эффективной системы внутреннего контроля администрация предприятия ставит следующие цели:

  • обеспечение бизнеса надёжной информацией,
  • обеспечение сохранности активов,
  • обеспечение защиты информации,
  • обеспечение эффективности хозяйственной деятельности,
  • обеспечение соответствия учёта принятой учётной политике,
  • обеспечение соблюдения правил составления и представления бухгалтерской финансовой отчётности.

Внутренний контроль на предприятии состоит из трёх элементов:

  • контрольная среда,
  • учётная система,
  • контрольные процедуры.

Контрольная среда

Контрольная среда — это позиция, осведомлённость и практические действия собственников и руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Элементы контрольной среды:

  • Стиль и основные принципы управления предприятием.
  • Организационная структура предприятия.
  • Кадровая политика.
  • Распределение ответственности и полномочий.
  • Внутренний управленческий учёт и подготовка отчётности для внутренних целей.
  • Подготовка бухгалтерской отчётности для внешних пользователей.

Стиль работы руководства предприятия

  • Руководство предприятия должно создать атмосферу всеобъемлющего контроля.
  • Добросовестное и честное отношение к делу должно воспитываться у работников на основе соответствующего примера и оценки со стороны руководства.
  • Руководители предприятия должны разрабатывать фирменные «кодексы чести».
  • Руководители предприятия должны демонстрировать профессиональную компетентность.

Организационная структура

  • Чёткая система власти и подчинённости («единоначалие»). Каждый работник должен знать, кому он подчинён и кому он может ставить задачи.
  • Однозначная регламентация ответственности сотрудников. Каждый работник должен понимать, за что он несёт ответственность и по каким критериям оцениваются результаты его деятельности.
  • Надлежащая система внутренней отчётности с целью точного учёта затраченных средств и полученных результатов. Каждый работник должен знать, когда, кому и по каким вопросам он должен представлять отчёт.
  • Анализ информационных потоков.

Кадровая политика

Кадровая политика осуществляется администрацией с целью формирования коллектива из необходимого числа сотрудников, обладающих:

  • честностью,
  • лояльностью,
  • квалификацией,
  • опытом,
  • потенциалом.

Элементы кадровой политики:

  • Источники новых кадров.
  • Требования и критерии при наборе кадров.
  • Оценка кандидатов при приёме на работу.
  • Адаптация нового сотрудника.
  • Установление испытательного срока.
  • Управление персоналом.
  • Консультирование.
  • Обучение и переподготовка кадров.
  • Оценка деятельности персонала.
  • Дисциплинарная система (система поощрений и взысканий).
  • Продвижение по службе.
  • Организация увольнения сотрудников.

Распределение ответственности и полномочий

Распределение ответственности и полномочий должно гарантировать правильное ведение хозяйственных операций и обеспечивать осуществление превентивной защитной функции бухгалтерского учёта. Для этого разрабатываются должностные инструкции. Для каждого сотрудника должностная инструкция определяет:

  • Кому подчинён работник.
  • Кем руководит работник.
  • Какую работу выполняет.
  • Какие решения полномочен принимать.
  • За что отвечает и каким образом несёт ответственность.
  • Какие документы исполняет и подписывает.
  • Чьи обязанности выполняет временно (при необходимости).

Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования, следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Например, с точки зрения управления активами между различными сотрудниками должны быть разделены следующие функции:

  • непосредственный доступ к активам,
  • разрешение на совершение операций с активами,
  • осуществление хозяйственных операций,
  • отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.

Внутренний управленческий учёт

Цель управленческого учёта состоит в обеспечении информацией внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. В управленческом учёте основное внимание обращается на центры ответственности — структурные подразделения, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он реально может оказывать воздействие. Основным оценочным показателем обычно принимают прибыль, при этом руководствуются следующими правилами:

  • рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всего предприятия,
  • прибыль каждого подразделения должна быть подсчитана объективно, независимо от прибыли всего предприятия,
  • результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.

Обеспечение соблюдения правил составления и представления внешней бухгалтерской отчётности

На предприятии должны быть установлены жёсткие сроки подготовки внешней бухгалтерской отчётности (в том числе налоговой). Она не должна составляться в последний день установленного срока её представления. Должно оставаться время на проверку этой отчётности, её утверждение и подписание руководством. Сроки представления бухгалтерской отчётности внешним пользователям устанавливаются учётной политикой предприятия.

Внутренний контроль системы бухгалтерского учёта

Элементы системы бухгалтерского учёта

  • Учётная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учёта.
  • Организационная структура бухгалтерии.
  • Распределение обязанностей между бухгалтерами.
  • Организация бухгалтерского документооборота, то есть подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции.
  • Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах учёта и методы обобщения данных (форма бухгалтерского учёта).
  • Порядок подготовки бухгалтерской отчётности на основании данных регистров учёта.
  • Программное обеспечение, применяемое для ведения учёта и подготовки отчётности.
  • Внимание к критическим областям учёта, где риск возникновения ошибок особенно велик.

Эффективная система бухгалтерского учёта должна обеспечивать :

  • отражение в учёте всех без исключения фактов хозяйственной деятельности,
  • однозначную идентификацию хозяйственных операций в первичных документах таким образом, чтобы не было расхождений в их толковании,
  • правильность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении,
  • отнесение фактов хозяйственной деятельности к тем периодам, в которые они имели место; определение точного времени совершения хозяйственных операций.
  • своевременное, правильное и оперативное формирование внешней и внутренней отчётности.

Организация документооборота

Одним из основных методов бухгалтерского учёта, обеспечивающим, в частности, реализацию его защитной функции, является «документация». Таким образом, неотъемлемое условие успешной работы любой бухгалтерии — правильная организация документооборота.

Основные требования к бухгалтерскому учётному документу:

  • должен быть составлен по определённой форме, регламентированной соответствующим нормативным актом,
  • должен содержать все предусмотренные реквизиты,
  • должен быть составлен своевременно (для первичных документов — в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после её окончания),
  • заполнение его должно обеспечивать полную сохранность информации в течение времени, установленного для хранения документа (требование к качеству бумаги, краски и т. п.).

Исправления в бухгалтерских учётных документах обязательно оговариваются и подписываются всеми теми же лицами, которые подписали документ. В ряде кассовых и банковских документов исправления (даже и оговорённые) не допускаются.

Для каждого типа документа в организации составляется и нормативно утверждается график документооборота, устанавливающий соответствие конкретных стадий цикла :

  • с ответственными лицами,
  • с установленными сроками обработки.

График документооборота, таким образом, должен быть увязан:

  • с должностными обязанностями сотрудников,
  • с учётной политикой предприятия.

Жизненный цикл документа :

  1. Составление документа. либо Поступление документа в организацию.
  2. Сортировка документов.
  3. Проверка правильности оформления документа.
  4. Визирование документа должностными лицами.
  5. Утверждение документа.
  6. Регистрация документа.
  7. Исполнение документа.
  8. Формирование бухгалтерской записи (при необходимости).
  9. Текущее хранение документа.
  10. Передача документа в архив организации. либо Уничтожение документа.
  11. Передача в государственный архив (при необходимости).

Процедуры внутреннего контроля

Внутренний бухгалтерский контроль

Внутренний бухгалтерский контроль — контроль, осуществляемый бухгалтерскими службами в процессе обработки и принятия к учёту хозяйственной информации.

Средства внутреннего бухгалтерского контроля:

  • Проверка первичных учётных документов при принятии к учёту.
  • Документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей.
  • Распределение обязанностей между различными лицами:
    • по подготовке первичного учётного документа.
    • по санкционированию хозяйственной операции,
    • по разноске операции по счетам учёта.
  • Контроль за взаимосвязанными операциями (например, перечисление средств и получение товара).
  • Проверка полноты бухгалтерских записей при внесении их в компьютер.
  • Регулярная сверка счетов с составлением пробного баланса.
  • Регулярная сверка взаиморасчётов с дебиторами и кредиторами.
  • Сверка данных учёта:
    • с выписками из счетов в банках,
    • с остатками, выведенными по кассовой книге.
  • Осуществление контроля за соблюдением смет расходов.
  • Обеспечение сохранности и конфиденциальности информации:
    • контроль доступа к терминалам (автоматизированным рабочим местам) — пароли, ключи; каждый терминал имеет свой разрешённый круг доступа,
    • создание резервных копий банков данных, подлежащих автоматическому изменению,
    • дублируемое электропитание на случай сбоев в сети.
  • Предотвращение злоупотреблений в результате тайного сговора работников:
    • разделение обязанностей,
    • ротация обязанностей,
    • предоставление регулярных ежегодных отпусков всем сотрудникам в соответствии с графиком.

Внутренний управленческий контроль

Под внутренним управленческим контролем подразумевают контроль, осуществляемый в ходе деятельности органов управления предприятием. Управленческий контроль проводится по направлениям стратегии развития хозяйствующего субъекта:

  • Снабженческо-сбытовая политика (поддержание сбытовой сети, реклама, послепродажное обслуживание).
  • Инновационная политика (минимизация издержек производства, создание новых видов продукции, повышение конкурентоспособности).
  • Ценовая политика (достижение наиболее выгодных объёмов продаж и максимального уровня прибыли).
  • Финансовая политика (планирование денежных потоков, привлечение внешних финансовых ресурсов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью).
  • Инвестиционная политика (рациональное использование накоплений — внутреннее или внешнее).
  • Кадровая политика (привлечение, отбор и высвобождение работников, повышение их квалификации, система стимулирования труда).

Средства внутреннего управленческого контроля:

  • Создание эффективной системы внутренней отчётности.
  • Определение периодичности и сроков представления внутренней отчётности.
  • Регулярные консультации о ценности и достаточности представляемой управленческой информации.

Служба внутреннего контроля

Задачи службы внутреннего контроля

По решению и в интересах органов управления в организации могут создаваться специализированные подразделения внутреннего контроля. Такое подразделение (служба внутреннего контроля) может подчиняться:

  • руководителю предприятия,
  • собственнику предприятия — ревизионная комиссия.

Для ряда предприятий создание ревизионной комиссии, контролирующей работу аппарата управления и отчитывающейся перед собственником на ежегодном общем собрании, регламентировано законодательством:

  • общества с ограниченной ответственностью,
  • акционерные общества,
  • потребительские кооперативы,
  • некоммерческие объединения граждан (товарищества собственников жилья, дачно-строительные кооперативы и т. п.),
  • негосударственные пенсионные фонды.

Основные задачи, возлагаемые на службу внутреннего контроля (СВК) :

  • Обеспечение выполнения работниками требований законодательства.
  • Документальное определение и соблюдение процедур и полномочий при принятии решений.
  • Обеспечение сохранности активов.
  • Обеспечение эффективного управления рисками хозяйственной деятельности. ()
  • Взаимодействие с внешними аудиторами и органами государственного контроля.

Полномочия службы внутреннего контроля

Обязанности, возлагаемые на СВК

  • Обеспечение текущего анализа финансового положения.
  • Проведение регулярных проверок структурных подразделений.
  • Информирование руководства о всех выявленных случаях нарушений нормативных актов всех уровней (включая локальные).
  • Информирование руководства о вновь выявленных рисках.
  • Документирование проверок и оформление заключений по ним.
  • Разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков.
  • Осуществление контроля за выполнением этих рекомендаций.

Права работников СВК

(определяются Положением о внутренним контроле или уставом СВК)

  • Получать от работников проверяемых подразделений необходимые документы.
  • Требовать личного объяснения работника по поставленным вопросам, входящим в компетенцию СВК.
  • Снимать копии с документов и файлов.
  • Определять соответствие деятельности работников требованиям нормативных актов.
  • Выдавать временные предписания о прекращении и недопущении действий, имеющих состав нарушения.
  • Привлекать в целях внутреннего контроля работников других подразделений.

Принципы функционирования службы внутреннего контроля

  • Принцип ответственности — каждый контролёр (субъект контроля) несёт экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за надлежащее выполнение контрольных функций.
  • Принцип сбалансированности — субъекту контроля нельзя поручать выполнение контрольных функций, не обеспечив соответствующими организационными (приказами, инструкциями) и техническими (программами, счётными устройствами) средствами.
  • Принцип своевременности сообщения о выявленных отклонениях лицам, непосредственно принимающим решения.
  • Принцип интеграции — СВК является частью системы управления и должна методами контроля способствовать оптимизации её деятельности.
  • Принцип соответствия — степень сложности СВК организации должна соответствовать сложности бизнеса.
  • Принцип постоянства — все объекты контроля должны подлежать постоянному наблюдению, мероприятия контроля должны осуществляться последовательно и регулярно.
  • Принцип комплексности — при проведении контроля должны рассматриваться полностью все аспекты деятельности проверяемого подразделения или работника.
  • Принцип распределения обязанностей — выполнение требований по формированию контрольной среды.
  • Принцип подконтрольности каждого субъекта — выполнение контрольных функций одним субъектом контроля подконтрольно на предмет качества другому субъекту контроля (внутреннего либо внешнего).
  • Принцип ущемления интересов — необходимо с помощью нормативных актов создавать условия, при которых любые деструктивные отклонения ставят в экономически невыгодное положение структурное подразделение или конкретного работника.
  • Принцип недопущения сосредоточения прав контроля в руках одного лица.
  • Принцип заинтересованности руководства организации в наиболее эффективном функционировании СВК.
  • Принцип неснижения эффективности работы контролируемых подразделений во время осуществления мероприятий контроля.
  • Принцип целесообразности — исключение излишних контрольных процедур с учётом уровня существенности выявляемых нарушений (стоимость мероприятий контроля не должна оказаться больше, чем ущерб от последствий нарушения).
  • Принцип расстановки приоритетов в соответствии с рисками. Тотальный контроль за стандартными текущими операциями нерационален, он только отвлекает силы специалистов от решения проблем, серьёзно влияющих на финансовое положение организации.
  • Принцип единичной ответственности — недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, что приведёт к безответственности, затрате излишних сил и средств.
  • Принцип замещения — временное или окончательное выбытие отдельных контролёров не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их совершение. необходимо добиваться, чтобы каждый контролёр владел рядом смежных функций .

Внутренний контроль и управление рисками

Контроль за основными видами рисков предпринимательской деятельности организуется службой внутреннего контроля на трёх уровнях.

На индивидуальном уровне

На индивидуальном уровне (уровне работника) актуальны следующие виды рисков:

  • риск хищения ценностей,
  • риск сделок, наносящих ущерб,
  • риск привлечения организации в коммерческие взаимоотношения с теневой экономикой.

Меры контроля за указанными рисками:

  1. Предварительный контроль
    • контроль наличия чётких критериев квалификационных и личностных характеристик работников, полномочных принимать финансовые решения,
    • контроль содержания трудовых договоров,
    • контроль наличия и содержания должностных инструкций.
  2. Текущий контроль
    • контроль объёмов ресурсов, выдаваемых, оплачиваемых или привлекаемых одним лицом,
    • контроль объёмов хозяйственных операций и сделок, превышающих по сумме определённый лимит.
  3. Последующий контроль
    • контроль правильности ведения работником первичной документации,
    • контроль проведения в полном объёме установленных процедур сверки, согласования и визирования платёжных документов,
    • контроль процедуры формирования на базе первичных документов учётных и отчётных данных.

На микроуровне

На микроуровне (уровне предприятия) актуальны следующие виды рисков:

  • риск неплатёжеспособности (снижения капитала),
  • рыночный риск (риск потери дохода),
  • риск потери ликвидности,
  • правовой риск,
  • риск потери репутации,

Меры контроля за указанными рисками:

  1. Предварительный контроль
    • контроль наличия качественных ограничений рисков на каждом уровне принятия решений,
    • контроль наличия в каждом подразделении документально установленных полномочий и ответственности,
    • контроль наличия в организации плана оперативных действий на случай временного кассового дефицита.
  2. Текущий контроль
    • контроль достоверности представляемой руководству информации о текущем состоянии показателей рынка,
    • контроль соблюдения подразделениями и должностными лицами обязательств, принятых организацией.
    • контроль практической реализации принципа коллегиальности решений (если такая коллегиальность предусмотрена уставом),
    • контроль соблюдения юридической правомерности и экономической целесообразности заключаемых сделок,
    • контроль соответствия данных финансовой отчётности регистрам синтетического и аналитического бухгалтерского учёта.
  3. Последующий контроль — анализ работы по управлению рисками.

На макроуровне

На макроуровне (уровне внешних событий) актуальны следующие виды рисков:

  • риск снижения доходности рынка,
  • риск изменения тенденций экономического развития,
  • риск неблагоприятной государственной экономической политики,
  • риск неблагоприятных условий предпринимательства,

Меры контроля за указанными рисками:

  1. Предварительный контроль
    • контроль информированности руководства о предложениях аналитических служб по текущей ситуации,
    • контроль информированности руководства о прогнозах развития ситуации на соответствующем сегменте рынка.
  2. Текущий контроль
    • контроль функционирования системы обеспечения конкурентоспособности по качеству и стоимости предлагаемых товаров (работ, услуг),
    • контроль реагирования функциональных подразделений на действия конкурентов, а также на изменения конъюнктуры рынка.
  3. Последующий контроль — сравнение соответствия выводов и рекомендаций аналитических служб реальному развитию ситуации .

Ограничения эффективности системы внутреннего контроля

Система внутреннего контроля, как бы хорошо она не была организована, не может безусловно предотвращать любые негативные тенденции в силу влияния ряда ограничений, присущих любой системе контроля:

  • Возможность ошибки.
  • Возможность злоупотребления, в том числе сговора между контролируемыми и контролирующими лицами.
  • Ненадлежащее вмешательство руководства в работу системы внутреннего контроля. (например, в компьютерную программу встроено средство защиты, блокирующее введение суммы, превышающей определённую величину, и требующее специального подтверждения верности операции. Бухгалтер не понимает назначения блокировки, воспринимая её как сбой программы, приглашает программиста, который снимает блокировку).
  • Отсутствие адекватной реакции на информацию, представляемую системой внутреннего контроля. (например, в компьютерной программе предусмотрена функция подготовки специального отчёта об операциях, превышающих определённую сумму, или о необычных операциях; но руководство не интересуется этим вопросом или вообще не знает о такой возможности).

Типичные ошибки в организации внутреннего контроля:

  • Контроль «по случаю» — не постоянный и всеобъемлющий, а приуроченный к каким-либо событиям или (в худшем случае) по итогам уже возникшей критической ситуации.
  • Тотальный контроль — руководитель, решивший контролировать всё и вся, не повышает ответственность сотрудников, а освобождает от неё.
  • Скрытый контроль — неблагоприятное воздействие на морально-психологическую атмосферу в коллективе, задушение инициативы. (Позор, чувство вины — не то, на чём можно строить нормальные отношения в коллективе; скрытый контроль вызывает чувство досады, и это его единственный ощутимый результат).
  • Контроль любимого участка — чаще того, в делах которого руководитель чувствует себя специалистом.
  • Контроль-проформа — видимость контроля по причине безусловной презумпции добросовестности сотрудников.
  • Контроль-недоверие — оценка успешности контроля по количеству выявленных нарушений.
  • Контроль без обратной связи — придерживание результатов контроля для различных целей (например, при разговоре о повышении заработной платы).
  • Поверхностный контроль (например, контроль прихода и ухода с работы вместо контроля её результатов).

Примечания

  1. «Internal Control — Integrated Framework». Committee of Sponsoring Organizations (COSO).
  2. Малолетко А.Н. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 93 — 97. — 312 с. — ISBN 5-85971-433-5.
  3. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 91. — 346 с. — ISBN 978-5-16-003022-7.
  4. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. — Москва: Финстатинформ, 2001. — 239 с. — ISBN 5-7866-0138-2.
  5. Дубоносов Е.С., Петрухин А.А. Судебная бухгалтерия: Курс лекций. — Москва: Книжный мир, 2005. — С. 43 — 44. — 197 с. — ISBN 5-8041-0192-7.
  6. Бухгалтерское дело / Р.Б.Шахбанов. — Москва: Магистр, 2010. — С. 178 — 188. — 383 с. — ISBN 978-5-9776-0128-3.
  7. М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 60 — 81. — 640 с. — ISBN 978-5-85971-641-8.
  8. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — Москва: Экономика, 2007. — С. 16 — 19. — 442 с. — ISBN 978-5-282-02725-9.
  9. Фомичёв А.Н. Риск-менеджмент. — Москва: Дашков и К, 2009. — С. 226 — 238. — 374 с.
  10. Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля (недоступная ссылка) (2005). Дата обращения 16 сентября 2011. Архивировано 25 марта 2012 года.
  11. И. М. Малышевская. “Внутренний контроль в банке: проблемы и парадоксы”. Неизвестный параметр |source= (справка) (недоступная ссылка)

> См. также

  • Методы финансового контроля
  • Внутренний аудит
  • Комитет организаций — спонсоров Комиссии Тредвея (COSO)

Должностная инструкция руководителя службы внутреннего контроля банка

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя службы внутреннего контроля Банка

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Руководителя службы внутреннего контроля «______________» (далее — «Банк»).

1.2. Руководитель службы внутреннего контроля назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом единоличного исполнительного органа Банка.

1.3. Руководитель службы внутреннего контроля действует под непосредственным контролем Совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа Банка.

1.4. На должность Руководителя службы внутреннего контроля назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и опыт руководства структурным подразделением Банка, связанным с совершением банковских операций и других сделок, не менее ____ лет.

1.5. Руководитель службы внутреннего контроля осуществляет внутренний контроль и содействие органам управления Банка в обеспечении его эффективного функционирования.

1.6. Руководитель службы внутреннего контроля осуществляет контроль за эффективностью принятых подразделениями и органами управления Банка по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков.

1.7. Руководитель службы внутреннего контроля обязан проводить проверки по всем направлениям деятельности Банка. Объектом проверок является любое подразделение и служащий Банка.

1.8. На время отсутствия Руководителя службы внутреннего контроля (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) его права и обязанности переходят к Заместителю руководителя службы внутреннего контроля, о чем объявляется приказом по Банку.

1.9. Руководитель службы внутреннего контроля должен владеть достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Руководитель службы внутреннего контроля осуществляет следующие обязанности:

2.1. Информирует о выявляемых при проведении проверок нарушениях (недостатках) по вопросам, определяемым Банком, Совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения Банка, в котором проводилась проверка.

2.2. Информирует органы управления Банка обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего контроля своих функций.

2.3. Контролирует:

— проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля;

— полноту применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);

— проверку надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;

— проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности;

— проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;

— проверку применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Банка.

2.4. Дает оценку экономической целесообразности и эффективности совершаемых Банком операций.

2.5. Проверяет соответствие внутренних документов Банка нормативным правовым актам.

2.6. Проверяет процессы и процедуры внутреннего контроля.

2.7. Оценивает работу службы управления персоналом Банка.

2.8. Руководит работниками службы внутреннего контроля Банка.

_____________________________________________________________

3. ПРАВА

Руководитель службы контроля имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в их функциональные обязанности.

3.2. Контролировать своевременное выполнение заданий и отдельных поручений подчиненными ему работниками.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. По собственной инициативе докладывать Совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению, а также раскрывать эту информацию единоличному и коллегиальному исполнительному органу Банка.

3.5. Взаимодействовать с соответствующими руководителями структурных подразделений Банка (его подразделений) для оперативного решения вопросов и определять порядок такого взаимодействия.

3.6. Участвовать в разработке внутренних документов Банка.

3.7. Готовить предложения о поощрении работников службы внутреннего контроля, отличившихся в решении вопросов, входящих в их компетенцию.

3.8. Готовить предложения о наказании работников службы внутреннего контроля за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Руководитель службы внутреннего контроля несет ответственность за:

4.1. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему работников по вопросам их деятельности.

4.2. Неинформирование или несвоевременное информирование по вопросам, определяемым Банком, Совета директоров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.

4.3. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.4. Необеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками, находящимися в подчинении Руководителя службы внутреннего контроля.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Руководителя службы внутреннего контроля определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Банке.

6. ПРАВО ПОДПИСИ

6.1. Руководитель службы внутреннего контроля не имеет права подписывать от имени Банка платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми Банк принимает банковские риски, либо визировать такие документы.

С инструкцией ознакомлен ___________________/________________/ (подпись)

48 Общие положения

48.1 Настоящая должностная инструкция является основным нормативно-организационным документом, устанавливающим функции, права и обязанности, ответственность Начальника отдела, регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений XXX.

48.2 Настоящая должностная инструкция является документом прямого действия, вступает в силу со дня утверждения и является обязательной для исполнения работником с момента ознакомления под роспись.

48.3 Переименование, ликвидация должности Начальника отдела, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности осуществляются по приказу Генерального директора XXX.

48.4 Начальник отдела непосредственно подчиняется:

— Начальнику отдела, на которого возложены функции координации деятельностью ОВК своего региона,

— Начальнику контрольно – аналитического отдела ГП.

48.5 У Начальника отдела подчиненных нет.

48.6 Начальник отдела, на которого возложены функции координации деятельности ОВК своего региона, в своем подчинении имеет Начальников отделов филиалов своего региона.

1.7 Начальник отдела может замещать Начальника отдела, на которого возложены функции координации деятельности ОВК региона на время его отсутствия.

49 Цели и должностные обязанности

49.1 Деятельность Начальника отдела направлена на достижение следующих целей:

49.1.1 Организация работы по выявлению рисков в различных областях деятельности филиала, а также во всех филиалах региона, находящихся в зоне его ответственности, минимизация системных, значимых, существенных и повторяющихся рисков.

49.1.2 Осуществление внутреннего контроля деятельности филиала.

49.1.3 Организация мероприятий по управлению рисками во всех филиалах региона, находящихся в зоне его ответственности.

49.2 Для достижения установленных целей Начальник отдела исполняет следующие обязанности:

49.2.1 Организует процесс планирования и отчетности по своей деятельности.

49.2.2 Согласует планы текущих проверок с начальниками ФКП ГП, Директором филиала.

49.2.3 Осуществляет постоянные, независимые контрольные процедуры в соответствии с планом.

49.2.4 Разрабатывает предложения по минимизации рисков в различных областях деятельности филиала: системных, значимых, существенных и повторяющихся рисков.

49.2.5 Ведет мониторинг устранения выявленных отклонений во всех филиалах региона, находящихся в зоне его ответственности.

49.2.6 Разрабатывает предложения по минимизации рисков в виде внутренней нормативной и распорядительной документации филиала, взаимодействует для этого с подразделениями Компании.

49.2.7 Сопровождает разработанные предложения до момента утверждения, контролирует выполнение утвержденных изменений для снижения уровня рисков до приемлемого объема.

49.2.8 Участвует в комиссиях, проводящих комплексные проверки филиалов.

49.2.9 Проводит выездные инспекционные проверки филиалов региона, находящихся в зоне его ответственности.

49.2.10Оказывает методическую и иную помощь руководству и сотрудникам филиалов региона, находящихся в зоне его ответственности, в пределах своей компетенции.

49.2.11Предоставляет отчеты руководству в соответствии с нормативными документами.

49.2.12Обеспечивает доведение отчетов о деятельности ОВК до Директора филиала (кроме секретной части).

49.2.13Информирует Начальника УВК, Начальника ОВА и Начальников ФКП ГП о значимых отклонениях, в т. ч. не устраняющихся в филиале.

50 Показатели оценки деятельности

Деятельность Начальника отдела оценивается на основе следующих показателей:

50.1 Выявление рисков в деятельности филиалов по всем направлениям деятельности, выявление отклонений от стандартов в филиалах.

50.2 Подготовка предложений для менеджмента компании (ДФ, ДРУ, Функциональному руководителю филиала и ГП) по минимизации системных, значимых, существенных и повторяющихся рисков в различных областях деятельности филиала и системы в целом.

50.3 Наличие реализованных предложений по минимизации рисков.

50.4 Оперативность и качество выполнения поручений Начальника отдела, на которого возложены функции координации деятельностью ОВК региона, Начальника КАО, Начальника УВК и директора филиала, Начальников ФКП ГП по их функциональным областям (доп. заданиям)

50.5 Количество и качество проведенных контрольных мероприятий в филиале.

51 Общекорпоративные нормы

Деятельность Начальника отдела регулируется общекорпоративными нормами, отраженными в следующих документах:

51.1 Правила внутреннего трудового распорядка;

51.12Настоящая должностная инструкция.

52 Права

Начальник отдела имеет следующие права, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей:

52.1 Получать любую информацию, требующуюся для выполнения своих задач, от менеджмента и сотрудников филиала и XXX.

52.2 Иметь согласованный прямой доступ ко всем электронным и бумажным информационным источникам филиала и ГП, в рамках выполнения возложенных задач.

52.3 Получать, по согласованию с Начальником КАО, от сторонних организаций юридические, финансовые и другие профессиональные консультации на договорной основе.

53 Ответственность

Начальник отдела несет персональную ответственность перед Генеральным директором XXX за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей в достижении установленных целей, а также ненадлежащее использование предоставленных ему прав:

— в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, внутренними нормативными документами, трудовым договором работник несет дисциплинарную ответственность;

— в соответствии с договором о полной индивидуальной материальной ответственности работник несет материальную ответственность.

54 Требования к работнику при приеме на работу

Общие обязательные требования

Образование

Высшее

Опыт работы

Не менее 1 года по специальности

Профессиональные навыки

Профессиональное владение ПК, знание основ общего менеджмента, опыт работы с документацией по направлению «внутренний контроль»

Специальные требования

Знание специального ПО, технических систем

Excel, Word, Power Point, Internet Explorer, Outlook, 1С.

Знание нормативной документации

Знание федерального законодательства

Владение методиками

Владение методиками проведения проверки по всем видам функционального контроля

55 Словарь специальных терминов и сокращений

Термин, сокращение

Определение термина, сокращения

ГП

Головное предприятие XXX

Компания

ОВК

Отдел внутреннего контроля

УВК

Управление внутреннего контроля

КАО

Контрольно-аналитический отдел

ДФ

Директор филиала

ДРУ

Директор регионального управления

ОВА

Отдел внутреннего аудита

ФКП

Функциональное контрольное подразделение

Инструкция полностью отражает содержание и специфику деятельности данного должностного лица.

56 Лист ознакомления

С должностной инструкцией ознакомлен и принимаю на себя обязательства по выполнению установленных в ней норм деятельности. Копию должностной инструкции получил.

Специалист по контролю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *