Содержание

Из-за чего возбуждают уголовное дело? Какие основания необходимы?

Статья 140 УПК носит название «Поводы, основания для возбуждения уголовного дела», перечисляет список оснований возбуждения уголовного производства и начала преследования.

Поводами для возбуждения дела служат следующие:

  1. Заявление о преступлении. Сделано в устной или в письменной форме заявление с указанием заявителя. В ст. 141 УПК прямо указывается, что анонимное заявление не может выступать в качестве повода для возбуждения дела.
  2. Явка с повинной. Добровольное заявление лица о совершенном им общественно опасном противоправном деянии, оформленное установленным образом (или письменное заявление с указанием заявителя, или протокол, составленный со слов заявителя и подписанным им). Явка с повинной — основание, которое может служить для смягчения наказания.
  3. Сообщение о совершенном или же о готовящемся преступлении, которое было получено из иных источников. В таком случае составляется рапорт.
  4. Постановление прокурора о направлении определенных материалов в орган предварительного расследования. Такое действие требуется в целях разрешения вопроса о преследовании.

Как долго рассматривают сообщение о преступлении? Какие сроки рассмотрения и принятия решения?

  1. Вы приходите в полицию со своим заявлением о совершенном общественно опасном и противоправном деянии (в отношении вас или в отношении другого лица, вашего имущества/прав/законных интересов или же в отношении имущества/прав/законных интересов третьих лиц.
  2. Вы пишете заявление. Также ваши слова могут заноситься в протокол, после чего вы его подписываете. Вам разъясняются все права и обязанности, правовые последствия деяния и риск уголовной ответственности по ст. 406 УК за ложный донос.
  3. Вам выдают документ (талон), подтверждающий факт принятия сообщения, дату, время. Также указывается должностное лицо, которое будет заниматься вашим делом.
  4. По факту заявления осуществляется проверка. В срок не позже 3 суток следователь/руководитель органа дознания должен принять решение (срок может быть продлен до 10 дней или же до 30 дней с санкции соответствующего органа). Обычно «затягиваются» сроки возбуждения дела по экономическим и налоговым преступлениям. Это связано с тем, что нужно получить документы от налоговых или других органов, чтобы подтвердить общественно опасное деяние.
  5. Через 3 суток (10 дней или 30 суток для исключительных случаев) принимается решение:
    • о возбуждении дела;
    • об отказе в возбуждении дела;
    • о передаче дела по соответствующей подследственности.

    Передача дела другому органу возможна, к примеру, когда преступление совершено на границе другого района; также это возможно тогда, когда это дело относится к частному обвинению (умышленное причинение легкого вреда и другие).

  6. Вы получаете извещение о решении. Если уголовное дело возбуждено, заявителя предупреждают об этом.
  7. Начинается предварительное следствие/дознание.

Именно с момента возбуждения дела (не раньше!) у нас появляется такое лицо, как подозреваемый.

Каковы сроки следствия по уголовным делам?

«Отправной точкой» для возбуждения дела и начала следствия/дознания является постановление о возбуждении уголовного дела.

По делам частного и частно-публичного обвинения требуется заявление потерпевшего или его законных представителей.

Это отдельная категория дел, которая включает:

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью по ч.1 ст. 115 УК;
  • ст. 116.1 УК за нанесение побоев субъектом, подвергнутым административному наказанию;
  • ч.1 ст. 128.1 за клевету.

Общий срок осуществления предварительного следствия составляет 2 месяца С МОМЕНТА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА (ст. 162 УПК).

Но в этой же статье указывается, что срок:

  1. Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.
  2. Может продлеваться на сроки и до 12-ти месяцев, если расследование представляет особую сложность.
  3. Может продлеваться и на больший срок Председателем Следственного комитета Российской Федерации, а равно с тем и руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, их заместителями.

Все следственные действия, которые производятся в ходе предварительного расследования, должны фиксироваться в протоколе.

Как только на этапе предварительного расследования принимают постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, субъект переходит в другую категорию. Из ПОДОЗРЕВАЕМОГО он «трансформируется» в ОБВИНЯЕМОГО.

До этого подозреваемый находился в СИЗО или на свободе, сейчас его вызывают и предъявляют обвинение. Теоретически это происходит в 2-хмесячный срок с момента возбуждения дела.

Глава 23. «Привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения» УПК РФ. Что это такое и как происходит?

Схема выглядит примерно следующим образом:

  1. Раньше уже было возбуждено дело, по этому делу идет предварительное следствие, собираются доказательства.
  2. Вынесено постановление о о привлечении лица в качестве обвиняемого. В документе обязательно указывают дату, место составления; ФИО должностного лица; ФИО, дату рождения и данные обвиняемого; описание преступления с описанием всех важных обстоятельств; статью, часть и пункт, по которым предусматривается наказание в соответствии с УК РФ; решение о привлечении данного субъекта уже в качестве обвиняемого.
  3. В течение 3-х суток обвиняемого должны известить о вынесении постановления через администрацию СИЗО или вывозом на допрос.
  4. В присутствии защитника вам указывают на существо предъявленного обвинения и на права. После этого вы и ваш защитник расписываетесь на постановлении. На документе указывают дату и время предъявления обвинения. Вы можете отказаться подписывать постановление (в таком случае обязательно делается специальная пометка).
  5. Вам и вашему защитнику вручают копии постановления. Также копия постановления направляется прокурору.
  6. Сразу после предъявления обвинения проводят допрос в соответствии со ст. 173 УПК РФ. В ходе допроса также составляется протокол. Если вы отказываетесь от допроса, то делается соответствующая пометка.
  7. Дальше начинается сбор доказательств, подтверждающих обвинение (допросы, вызовы свидетелей, очные ставки, осмотр места преступления, экспертиза и другие).
  8. При наличии всех доказательств составляется обвинительное заключение. Следственные действия на этом заканчиваются. Начинается совершенно другой этап.

Каковы сроки ознакомления с материалами уголовного дела? Когда должны познакомить со всеми материалами дела?

УПК предусматривает несколько важных для уголовного процесса документов:

  1. Постановление о возбуждении уголовного дела. На этой стадии появляется подозреваемый, но обвинения нет, нужно собирать доказательства.
  2. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Здесь вам просто вручают постановление, разъясняют права и обязанности, потом проводят допрос. Следственным органам нужно доказать, что преступление действительно совершили именно вы.
  3. Обвинительное заключение. Главный документ, после принятия которого вас должны познакомить с материалами дела (+ все это запротоколировать). Обвинительное заключение состоит из общей (описательной) и резолютивной частей. К документу прилагают список лиц, которых необходимо будет вызвать на судебное заседание; также добавляют справки/документы о вещественных доказательствах, о наличии гражданского иска, о принятых мерах обеспечения гражданского иска, о возможной конфискации того или иного имущества, о судебных издержках, другие.

В ч.3 ст. 217 УПК РФ прямо указывается, что обвиняемый, а также его защитник не могут ограничиваться в том времени, которое требуется им для ознакомления с материалами.

Это значит, что срок ознакомления с уголовным делом практически не ограничен. Здесь появляется «лазейка» для тех, кто находится в СИЗО.

Если будут приняты поправки «день за полтора», то в результате затянувшегося пребывания в СИЗО преступник «скостит» срок отбывания уголовного наказания.

Особенности ознакомления обвиняемого, а также его защитника с материалами дела в соответствии со ст. 217 УПК РФ

  1. Все материалы уголовного дела должны быть подшитыми и пронумерованными.
  2. Для ознакомления обвиняемому должны предъявить вещественные доказательства. Если вещественные доказательства невозможно предоставить, обвиняемому/его защитнику должны вручить соответствующий протокол.
  3. Дополнительно (если есть сформулированная в соответствующей форме просьба обвиняемого или его защитника) следователь предоставляет «нарытые» фотографии, видеозаписи, аудиозаписи, киносъемки, другие приложения к протоколам проведенных следственных действий.
  4. Если обвиняемых несколько (группа лиц, организованная группа), то следователь определяет последовательность ознакомления с делом для каждого. Поскольку в теории срок ознакомления не ограничивается, то «групповые» преступления затягиваются на долгих срок.
  5. Если дело состоит из нескольких томов, тогда обвиняемый или его защитник имеют право повторно (несколько раз) обращаться к любому из томов, выписывать оттуда любые сведения, делать ксерокопии и пометки для себя.
  6. По ходатайству обвиняемого/защитника следователь дает им возможность знакомиться с материалами дела раздельно.

Сроки ознакомления с материалами уголовного дела в теории не ограничиваются. Но если защитник и обвиняемый явно затягивают с их рассмотрением, то подается жалоба в суд. Суд устанавливает конкретный срок для ознакомления.

7 важных пунктов, о которых вы узнаете из статьи

  1. Теперь понятно, какие сроки возбуждения уголовного дела: 3 суток с момента поступления заявления. Если требуется дополнительная проверка, то срок может увеличиваться до 10 или даже 30 суток. Сроки возбуждения уголовного дела строго фиксированы.
  2. Основанием для возбуждения дела и начала предварительного следствия является постановление о возбуждении уголовного дела. А по делам частного и частно-публичного обвинения обязательно заявление потерпевшего (или же его законного представителя).
  3. Сроки следствия по уголовным делам – 2 месяца. Но могут продлеваться до 3-х или до 12 месяцев.
  4. Предварительное следствие начинается с момента вынесения поступления о возбуждении уголовного дела, а заканчивается вынесением обвинительного заключения/постановлением о прекращении уголовного дела (чаще всего).
  5. Обвиняемый имеет полное право на ознакомление с материалами дела только после предъявления обвинительного заключения.
  6. Сроки ознакомления жестко не регламентируются, но могут быть установлены при искусственном затягивании сто стороны обвиняемого или его защитника. Материалы предоставляются подшитыми и пронумерованными, дополнительно могут предоставляться вещественные доказательства, видеозаписи и другие.
  7. После ознакомления с материалами обвиняемый подписывает протокол. Перед подписанием процессуального документа он (или его защитник) имеет право заявлять ходатайства.

Каждое заявление о противоправном деянии должно быть принято и рассмотрено компетентными в данном вопросе органами в срок, установленный действующим законодательством. Порядок рассмотрения содержит в себе ст 144 УПК РФ. Она будет детально рассмотрена в этой статье.

О чем гласит статья 144 УПК?

В статье 144 УПК РФ детально описан порядок рассмотрения сообщения о преступлении, совершенном или готовящемся, а именно:

  • сроки возбуждения производства;
  • сроки вынесения постановления о начале уголовного производства;
  • порядок действий должностного лица, которому поручено проверить полученное сообщение.

Описанный в статье порядок является обязательным. Его нарушение влечет за собой возможность признания, принятого должностным лицом решения неправомерным. Порядок обжалования решения должностного лица также содержится в рассматриваемой статье.

Основные положения

144 статья состоит из 9 частей. Характеристика первой части включает в себя пункты:

  1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять каждое сообщение о готовящемся или совершенном противоправном действии. Если в сообщении говорится о преступлении, которое относится к их подследственности, то они также обязаны принять решение по заявлению в течение установленного настоящим кодексом срока.
  2. По существующим правилам сроки возбуждения уголовного дела или отказа равны 72 часам с момента поступления сообщения.
  3. Осуществляя проверку полученного сообщения, должностные лица имеют право брать объяснения, получать образцы различных материалов для исследования, истребовать документы и предметы, предположительно способные выступать в качестве вещественных доказательств, изымать их в соответствии с порядком, предусмотренным УПК, назначать экспертизы, принимать непосредственное участие в их проведении, получать заключения экспертов, выполнять осмотр мест, бумаг, вещей, трупов, а также требовать проведение проверок.
  4. Помимо прочего, органы следствия и дознания имеют право привлекать к участию перечисленных действий различных специалистов и служащих МВД разного уровня.

Принимающим участие в производстве указанных действий, выполняемых при проверке сообщения о преступлении лицам, должны быть детально разъяснены их права и обязанности, которые предусмотрены настоящим кодексом. Обязанность соблюдения этих прав, в части проводимых процессуальных действий, возложена на должностное лицо, отвечающее за проверку сообщения о готовящемся или совершенном противоправном действии.

В частности, это касается прав, затрагивающих интересы лиц, привлеченных к проведению проверки. Лицо вправе не давать показания против себя и близких родственников, пользоваться услугами защитника, подавать жалобы на действие или бездействие следователей и дознавателей.

В ряде случаев лицо, принимающее участие в проверке сообщения, может предупреждаться о недопустимости разглашения полученной им в ходе проведения процессуальных действий информации. При наличии необходимости безопасность участника проверки сообщения о противоправном действии может быть обеспечена в соответствии со статьей 166 настоящего кодекса.

Полученные в ходе проведения проверки данные могут быть использованы как материалы доказательной базы, при условии соблюдения 75 и 89 статей УПК. Если дело будет возбуждено, то потерпевшая сторона и защитник вправе потребовать проведения повторных изысканий касательно указанных доказательств. Подобное ходатайство не может быть отклонено.

Описание других частей статьи 144:

  • Проверка сообщения о противоправном действии, распространенного СМИ, производится по поручению прокурора. Редакция СМИ обязана передать в распоряжение следственного органа все имеющиеся материала, которые подтверждают сообщение. Передаче также подлежат данные субъекта, предоставившего СМИ указанную информацию. Исключением являются случаи, когда лицо поставило условие о передачи данных в анонимном порядке.
  • Мотивированное ходатайство следственного органа или дознавателя является основанием продления сроков вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или отказе в выполнении сего процессуального действия на 10 суток. Если имеется необходимость проведения проверок, экспертиз, ревизий, а также оперативно-розыскных мероприятий, то сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела могут быть продлены до 30 суток.
  • Заявившее лицо получает на руки документ о принятии сообщения. В этом документе содержатся данные о лице, принявшем заявление, а также дата и время.
  • Отказ в приеме заявления может быть обжалован путем обращения в прокуратуру или суд. Порядок обжалования регламентирован статьями 124 и 125 УПК РФ.
  • Заявления по делам частного обвинения рассматриваются судом в соответствии с положениями 318 статьи УПК РФ.
  • При поступлении сообщения о противоправных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК, следователь перенаправляет полученную информацию в налоговый орган, который в свою очередь проводит камеральную проверку и оповещает следствие о ее результатах.

  • Результат рассмотрения материалов, направленных следственным органом в порядке, предусмотренном 7 частью данной статьи, должен быть сообщен в течение 15 суток. Налоговый орган может дать ответ 3 видов: имеет место нарушение налогового законодательства, в отношении лица ведется проверка, признаки преступления отсутствуют.
  • Уголовные дела по статьям 198-199.1 при наличии достаточных оснований возбуждаются после получения ответа из налогового органа, но не позже чем через 30 дней с момента поступления заявления.

Сообщение о преступлении УПК РФ поясняет отправной точкой в уголовном процессе, а его проверка (ст. 144 УПК РФ), это уже второй этап разбирательства, на котором принимается решение о возбуждении дела и начале преследования.

В каких случаях применимы положения ст. 144?

Положения рассматриваемой статьи УПК применимы во всех случаях, когда имело место получение повода к возбуждению дела, то есть:

  • имеется явка с повинной;
  • подано устное или письменное заявление о совершенном или готовящемся противоправном действии;
  • прокурор выделил материалы для проведения проверки;
  • представитель юстиции получил данные о преступлении из иных источников.

По закону проверка анонимных устных и письменных заявлений не осуществляется, так как такие сообщения не могут стать поводом. На практике все обстоит иначе. Если имело место получение анонимного сообщения о совершении тяжкого преступления, то оно, как правило, проверяется.

При этом анонимное заявление может стать поводом к возбуждению дела по факту сообщения заведомо ложной информации. В этом случае заявление выступает в качестве вещественного доказательства, и должностное лицо должно принять меры, направленные на сохранение различных улик, например, если речь идет о письменном сообщении, то на нем могли сохраниться отпечатки пальцев и иные следы.

Комментарии к статье

Наиболее существенные комментарии к рассматриваемой статье таковы:

  • Рассматриваемая статья регламентирует предварительную проверку сообщения о противоправном действии, относящегося к делам частного, частно-публичного и публичного обвинения.
  • Обязанность принимать, регистрировать и проверять сообщения, возложена на органы уголовного преследования, а именно дознание и следствие, а также руководителей этих структур. В то же время принять сообщение в ряде случаев имеет право любой сотрудник МВД, находящийся при исполнении.
  • Заявление должно быть принято независимо от вида противоправного действия, степени его тяжести, времени и места совершения. Если при проведении проверки выяснится, что противоправное действие не подследственно конкретному органу, то все материалы должны быть перенаправлены должностным лицам или структурам МВД, имеющим соответствующую компетенцию.
  • Любое сообщение о преступлении регистрируется соответствующим образом. Как правило, регистрация заключается в постановлении специального штампа с указанием регистрационного номера и даты поступления. Заявителю выдается талон.
  • Проверка заявления осуществляется с учетом правил, перечисленных в 87 статье УПК. Следователь или дознаватель не имеет права проводить проверку без регистрации сообщения.
  • Проверка должна быть завершена в течение 72 часов. По ее завершению должностное лицо может принять несколько решений: возбудить дело, отказать в возбуждении, перенаправить материалы дела в орган, имеющий соответствующую подследственность. В последнем случае срок исчисления 72 часов начинается заново.
  • Факт распространения СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела. Данное сообщение должно быть обнаружено представителем органа преследования и оформлено рапортом. Именно он считается поводом к возбуждению. Поводом может стать и постановление прокурора, обнаружившего подобную публикацию в СМИ.

Сроки предварительно проверки могут быть увеличены, если имеются мотивированные обоснования того, что за 72 часа невозможно провести все требуемые действия.

  • Продление срока до 30 суток допустимо лишь в случае наличия данных, которые подтверждают необходимость проведения проверок, ревизий и различных исследований. Необоснованное продление срока приводит к подмене стадии возбуждения дела и предварительного расследования, что недопустимо. Если сроки проверки истекли, но признаки преступления не выявлены, то дело должно быть возбуждено на основании наличия вероятных данных. Несвоевременно принятое решение по вопросу возбуждения дела приводит к сокрытию преступного действия от учета.
  • Следователь или дознаватель имеет право отказаться от принятия дела к своему производству лишь в случае, если речь идет о частном обвинении.
  • Заявления подаются в суд, но это не значит, что заявитель не имеет права обратиться в полицию. Дело в том, что заявитель или его представитель могут неверно определить квалификацию преступления. В свою очередь следователь или дознаватель не принимает дело к своему производству, а направляет в органы мирового судейства.

Наличие огромного количества информации в ст. 144 является причиной того, что к ней регулярно появляются новые комментарии. В частности, на этом сказывается редакция самой статьи и смежных норм.

Юридическая практика

Положения рассматриваемой статьи применимы ко всем случаям. Таким образом существует масса примеров применения данной нормы на практике. Вот лишь некоторые из них:

  1. 15.03.2017 следователь Н. зарегистрировал заявление о совершении хищения с крупного склада бытовой техники. Суть дела заключалась в том, что имелись следы проникновения в него и вывоза товара. Представители потерпевшей стороны не смогли точно сказать: было ли что-то похищено без проведения ревизии или нет. Таким образом срок принятия решения был продлен до 10 суток.
  2. 19.04.2017 дознаватель И. принял заявление, в котором сообщалось о нанесении гражданину М. телесных повреждений в результате драки. После проведения проверки было установлено, что повреждения имеют легкую степень тяжести. Таким образом дело относится к сектору частных обвинений.
  3. 08.11.2017 в одной из газет было сообщено об умышленном поджоге строения, расположенного на дачном участке. Сотрудник полиции К. составил рапорт, который стал основанием для проведения проверки и последующего возбуждения дела.

Чаще всего поводом становится заявление. Такие сообщения проверяются максимально тщательно.

Какие решения могут быть приняты?

Существует несколько возможных вариантов:

  • возбуждается дело;
  • формируется отказ в возбуждении по причине отсутствия признаков противоправного действия;
  • заявление и наработанные материалы перенаправляются в орган с соответствующей подследственностью;
  • продляется срок принятия решения по заявлению сроком от 3 до 30 дней.

Согласно статистике, наиболее распространенным является первый вариант.

Почему решение по сообщению должно быть принято в кратчайшие сроки?

Законодатель не зря установил срок 72 часа. Если его продлять, то преступник успеет «замести следы» или совершит запланированное.

Практика продления сроков проверки не приветствуется. Регулярное продление сроков может стать предметом интереса контролирующих органов к представителю органов уголовного преследования.

Сроки стадии возбуждения уголовного дела

Одним из наиболее существенных уголовно-процессуальных условий стадии возбуждения уголовного дела, как уже отмечалось, является своевременность принятия решений на данном этапе. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принимать решения по сообщениям о преступлениях в срок не более трех суток со дня их получения.

Часть 3 этой же статьи позволяет прокурору, начальнику следственного отдела или начальнику органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить указанный срок до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя либо дознавателя продлить этот срок до 30 суток. Дальнейшее продление сроков проверки сообщения о преступлении законом не предусмотрено. Однако ст. 146 УПК предусматривает, что, получив материалы проверки сообщения о преступлении для дачи согласия на возбуждение уголовного дела, прокурор, в свою очередь, вправе возвратить материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток. Таким образом, максимальные временные рамки, предусмотренные действующим уголовно-процессуальным законом для стадии возбуждения уголовного дела, с учетом всех указанных обстоятельств не могут превышать 35 суток. По нашему мнению, это объясняется в первую очередь необходимостью максимально приблизить начало расследования к моменту совершения преступления, что позволяет пресечь продолжение преступной деятельности, предупредить совершение нового преступления, организовать раскрытие преступления по «горячим следам» и тем самым приблизить момент вынесения приговора в отношении виновного. Это, в свою очередь, оказывает большое воспитательное воздействие не только на совершившего преступление, но и на других лиц. Всесторонний анализ теории и практики убедительно свидетельствует о том, что чем меньше времени проходит с момента совершения преступлений до начала расследования, тем больше существует возможностей для раскрытия преступлений, тем эффективнее выполняются задачи судопроизводства273. Однако анализ практики свидетельствует и о том, что нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законом сроков проверки сообщений о преступлениях, к сожалению, стали достаточно распространенным явлением. Исследования, проведенные отдельными процессуалистами, указывают на то, что 78,9% изученных ими заявлений и сообщений о преступлениях рассматривались в сроки до десяти и более суток, хотя по большинству из них решение могло быть принято незамедлительно1. Кроме этого, в отдельных подразделениях органов внутренних дел сложилась порочная практика продления десятисуточного срока проверки, что является грубейшим нарушением действующего уголовно-процессуального законодательства274 275. Вместе с тем было бы неверным объяснять нарушение сроков разрешения сообщений о преступлениях только недобросовестностью и некомпетентностью должностных лиц, осуществляющих эту деятельность. Полагаем, причин гораздо больше. Прежде всего этому способствует неудачная редакция ст. 144 УПК. Во-первых, в ней не оговорено, какие обстоятельства влияют на изменение срока проверки сообщений о преступлениях и позволяют рассматривать первичные материалы о преступлениях в срок до десяти суток. Во-вторых, отсутствует четкое указание на момент, с которого необходимо исчислять вышеназванные сроки. Анализ приведенной нормы в сочетании с требованием максимального приближения начала расследования к моменту совершения преступления позволяет, на наш взгляд, прийти к выводу о том, что трехсуточный срок рассмотрения сообщений (заявлений) о преступлениях применим в тех случаях, когда уже в них самих содержится достаточно информации, указывающей на признаки преступления и отсутствие оснований, исключающих производство по уголовному делу. Из сказанного вполне логично следует, что десятисуточный срок рассмотрения сообщений (заявлений) о преступлениях предусмотрен для сбора дополнительного материала (информации) в тех случаях, когда для этого необходимо осуществить ряд процессуальных действий и мероприятий, требующих значительного времени. 356 Что касается момента, с которого начинается исчисление сроков стадии возбуждения уголовного дела, то практика пошла по совершенно правильному пути, исчисляя данные сроки с момента поступления в компетентный государственный орган или к должностному лицу соответствующего повода к возбуждению уголовного дела. Следующая причина нарушения сроков данной стадии состоит в практической нереальности проверить некоторые сообщения (заявления) о преступлениях в предусмотренные законом сроки. Это касается первичных материалов о преступлениях в сфере экономической деятельности (требующих предварительного проведения ревизий и документальных проверок), о причинении вреда здоровью (требующих предварительного определения степени тяжести такого вреда). Существуют и иные обстоятельства, не позволяющие принять правильное и обоснованное решение, не нарушая сроков стадии возбуждения уголовного дела, например, при передаче сообщения о преступлении по подследственности. В соответствии с законом первичные материалы о преступлениях могут быть переданы по подследственности, в частности, из органа дознания следователю. Однако в действующем уголовно-процессуальном законе отсутствует четкая регламентация момента, с которого в данном случае следует исчислять срок принятия решения по сообщению о преступлении. Сама формулировка ч. 1 ст. 144 УПК может быть истолкована таким образом, что срок принятия следователем решения надлежит исчислять со дня получения им сообщения от органа дознания. В некоторых органах практика идет именно по такому пути. Ссылаясь на различные ведомственные акты1, полученные материалы повторно регистрируются и сроки их рассмотрения исчисляются с данного момента без учета уже затраченного времени. В результате происходит превышение сроков, предусмотренных законом для принятия решений на стадии возбуждения уголовного дела. Не совсем однозначной видится и ситуация с производством дополнительной проверки сообщений о преступлениях, предусмотренной ч. 4 ст. 146 УПК. В частности, из содержания нормы не ясно, сколько раз прокурор может возвращать материалы для дополнительной проверки. Из буквального толкования указанной нормы следует, что каких-либо ограничений для прокурора по этому Перечень этих актов см. в § 5 настоящей главы учебника. вопросу нет. Однако неоднократное возвращение материалов на 357 дополнительную проверку, безусловно, приведет к затягиванию принятия решения на данной стадии уголовного процесса, что может негативно сказаться на процессе доказывания в целом (исключение раскрытия преступления по горячим следам, утрата следов преступления и т.п.). Правильной представляется позиция законодателя, предоставившего отдельным субъектам уголовного судопроизводства (капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителям геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главам дипломатических представительств или консульских учреждений РФ) возбуждать уголовные дела без согласования с прокурором, лишь уведомляя последнего о начатом расследовании, когда для этого появится возможность (ч. 4 ст. 146 УПК). Анализ ст. 146 УПК, содержащей указанное положение, свидетельствует о том, что законодатель исходил из отсутствия в указанных случаях реальной возможности согласования этого вопроса с прокурором в предусмотренные законом сроки. Соглашаясь с этим, совершенно непонятно, почему в аналогичных случаях такое право не предоставлено иным должностным лицам, полномочным осуществлять проверку сообщений о преступлениях (командирам воинских частей и соединений, дознавателям, следователям и т.п.). Непродуманность этого вопроса привела к тому, что на практике в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и других труднодоступных районах, в условиях бездорожья, отсутствия постоянного транспортного сообщения между населенными пунктами и т.п. это является неразрешимой проблемой, побуждающей правоохранительные органы искать не совсем правильные пути ее решения (согласования вопроса о возбуждении уголовного дела с прокурором по телефону с последующим получением согласия «задним числом», иная фальсификация сроков и т.п.) Все перечисленные обстоятельства, безусловно, усложняют порядок принятия решений на первоначальной стадии уголовного процесса, что, в свою очередь, также приводит к нарушению предусмотренных законом сроков на стадии возбуждения уголовного дела. Сказанное свидетельствует об острой необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства применительно к первоначальной стадии уголовного судопроизводства. 358 И хотя законодатель за короткое время существования Уголовно-процессуального кодекса РФ неоднократно предпринимал серьезные попытки его корректировки, указанные проблемы стадии возбуждения уголовного дела по непонятным причинам остались без его внимания.

Махинации в финансовой сфере вредят не только обществу, но экономике страны. Уголовный Кодекс рассматривает дела по нанесению материальных убытков государству.

В уголовном праве очень важным аспектом является срок давности по экономическим преступлениям. Это играет важную роль в назначении ответственности за совершенные преступления и освобождения от нее.

Противоправные нарушения в экономической сфере также имеют свои сроки давности, как и за другие преступные деяния.

Экономические преступления

В вопросах нанесения убытков государству экономические преступления считаются одними из самых опасных.

Они попадают под определение, когда совершенное деяние относится к посягательствам на финансовую систему страны из корыстных побуждений, с использованием управленческих прав, полномочий и финансовых операций.

Как и другие правонарушения, экономические преступления имеют различную степень тяжести и зависят от рода деятельности субъекта, их совершившего.

Экономическое преступление законодательство рассматривает как нанесение государству убытка, совершенное с целью незаконного обогащения физическим или должностным лицом.

Здесь возможны махинации во время распределения, обмена или реализации товара. Конечным мотивом правонарушителя становится разрушение работы организации для личной выгоды и незаконного обогащения.

Юристами это трактуется как социально опасное преступление, за которое следует назначать строгое наказание.

К злостным нарушениям также относят умышленное уклонение от финансовых обязательств. Правоохранительные структуры при выявлении финансовых нарушений руководствуются умыслом виновника и посягательством на интересы страны или социальный порядок.

Отличительными чертами совершенного действия становится корыстный мотив преступника и размер нанесенного ущерба.

Фигурантами дела в экономических махинациях становятся должностные и физические лица. Обвинения выдвигаются индивидуальным предпринимателям, директорам предприятий и даже представителям власти, то есть лицам, которые напрямую распоряжались финансами и наносили своими действиями экономический ущерб государству умышленно.

Классификация

Классификация экономических преступлений в 2019 году:

  1. По сфере действия субъекта. Сюда относятся преступления:
  • в кредитно-расчетной области;
  • налоговые махинации;
  • в области внешней экономики и тратой бюджетных средств;
  • преступления против собственности (кражи и мошенничество);
  • служебные преступления и злоупотребление полномочиями.
  • Деление нарушений в области экономики по категориям. Преступления бывают тяжкие и особо тяжкие, средней и небольшой тяжести. Это важно для разделения совершенного действия и разграничивается наказанием, предусмотренным в Уголовном кодексе.
  • Имеется в виду, что каждая категория наносит ущерб экономическому состоянию государства. Объединяющим фактором этих деяний становится доказанный ущерб, причиненный умышленно.

    Также данная квалификация преступлений обладает специфическими чертами при привлечении к уголовной ответственности.

    Сроки давности

    Срок давности в уголовном праве предполагает, что субъект, совершивший преступление, по истечении определенного срока времени не может привлекаться к ответственности. Это необходимо для борьбы с преступностью и для осуществления правосудия.

    Этот период исчисляется с момента совершения правонарушения, его длительность зависит от тяжести преступления. Очень важно как можно быстрее и своевременно расследовать преступные деяния и задерживать лиц, посягнувших на безопасность общества.

    Какой срок давности по экономическим преступлениям? Действия, совершенные в экономической сфере, не отличаются от других в вопросах назначения наказания и его прекращения.

    В ст. 78 УК РФ указаны периоды времени, через которые подозреваемое лицо уже не может быть привлечено к ответственности. Однако все зависит от характера опасности для общества и степени тяжести совершенного деяния.

    Так, например, установлен срок давности экономических преступлений в России за преступления:

    • небольшой тяжести 2 года;
    • средней тяжести – 6 лет;
    • для тяжких деяний – 10 лет;
    • для особо тяжких – 15 лет.

    Такие сроки говорят о том, что на протяжении данного периода следствие имеет право собирать доказательную базу для передачи дела в суд. По истечении этого срока, уголовное разбирательство за давностью лет не инициируется.

    Срок давности по уголовным делам экономического характера может быть приостановлен, если субъект скрывается от следствия или суда. Если этот период прервался, то восстановиться он может в случае задержания или явки с повинной.

    Исковая давность

    Сроков давности в правовой системе много, из них самым часто встречающимся видом считается исковой. Для гражданского права его значение особенно важно, так как он защищает интересы граждан в материальном вопросе.

    Так как действия в экономической сфере связаны с финансами, то это может подразумевать нанесение материального ущерба. В результате нарушаются чьи-то интересы и права, чтобы их защитить и восстановить, ввели срок исковой давности по экономическим преступлениям.

    Так как финансовые махинации наносят потерпевшей стороне материальные убытки, то не исключается подача иска в суд о возмещении вреда. В этом помогает гражданское законодательство, которое устанавливает исковую давность, общую для большинства дел.

    Налоговая сфера

    Есть ли срок давности в налоговой сфере? Налоговая инспекция выделяет давность:

    • минимальная (2 месяца);
    • сокращенная (до 1 года);
    • общая (3 года).

    Исковая давность едина для всех преступлений в экономической сфере и составляет 3 года. Начинается она с момента нарушения прав, но существует вероятность приостановки и продления данного периода.

    Общий срок, когда можно подать иск, составляет 15 лет, после окончания этого времени заявления с требованием компенсации убытков суд однозначно будет отклонять.

    Обратиться с иском в суд, чтобы привлечь организацию к ответственности, налоговые сотрудники могут после того, как:

    • проведут проверку;
    • составят акт;
    • отправят уведомление налогоплательщику.

    Преступлениями в налоговой сфере называют неуплату налогов юридическим или физическим лицом. Если образуется задолженность, то инспекция может прислать иск не сразу, а только через несколько лет.

    Вина в этом случае будет лежать не на налоговых сотрудниках, которые не напомнили вовремя гражданину, что он не оплатил задолженность.

    Организации или гражданину придется отвечать перед судом за все пропущенные года, не только погашая сумму задолженности, но и оплачивая штрафы и пени. Вот тут-то срок давности может сыграть на руку неплательщику.

    Так как этот срок составляет 3 года, то, после внесения последнего платежа, нарушитель может получить уведомление из налоговой через 5 лет, но в расчет будут браться только последние 3 года.

    Для индивидуального предпринимателя система налогообложения устроена немного проще, чем для юридического лица. Освобождение от уплаты пени и штрафов также происходит по упрощенной схеме.

    ИП может не оплачивать образовавшийся долг, если:

    • его признали банкротом;
    • прошло больше 5 лет с образования задолженности;
    • долг меньше суммы, установленной для возбуждения уголовного дела;
    • должник умер.

    УПК РФ Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения
     

    4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

    В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства. Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно.

    Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

    Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

    • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
    • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
    • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
    • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
    • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
    • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
    • Начало досудебного следствия.

    Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

    Сроки ведения следствия

    Моментом для открытия дела и проведения расследования становится распоряжение о возбуждении уголовного делопроизводства. По категории дел частного и частно-публичного обвинения необходимо письменное заявление пострадавшего или его легального представителя. Стандартный срок выполнения мер предварительного следствия равен 2 месяцам с дня начала ведения дела, об этом гласит ст. 162 УПК РФ.

    Эта статья также прописывает, что срок может быть пролонгирован:

    • до 3 месяцев в случае вынесенного руководителем следственного ведомства решения;
    • до 12 месяцев при возникновении особых трудностей в процессе расследования;
    • на больший срок при наличии существенных оснований председателем следственного органа РФ, начальниками следственных ведомств и их заместителями.

    Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе. В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого. До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье. Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства.

    Алгоритм действий следующий:

    • после возбуждения дела проводится предварительно следствие и сбор доказательной базы;
    • вынесение постановления о присвоении статуса обвиняемого гражданину, в постановлении обязательно проставляется дата и место формирования документа, данные ответственного лица и обвиняемого, прописывается описание преступного деяния со всеми существенными обстоятельствами, указывается статья УК РФ, по которой прописана соответствующая мера наказания, также должен быть прописан пункт о рассмотрении субъекта в качестве обвиняемого;
    • на протяжении 3 дней обвиняемый должен быть уведомлен о вынесении распоряжения администрацией изолятора или вызовом для проведения допроса;
    • в присутствии адвоката обвиняемому выдвигаются обвинения и зачитываются его права, после чего и адвокат, и обвиняемый ставят свои подписи на постановлении, если гражданин отказывается ставить подпись, об этом ставится соответствующая отметка;
    • обвиняемому и его адвокату передается копия документа, также она пересылается прокурору, затем выполняется допрос обвиняемого по ст. 173 УПК РФ, в ходе которого оформляется протокол, при отказе от допроса фиксируется пометка;
    • затем проводится сбор доказательной базы, служащей подтверждением обвинения (дознания, сбор показаний свидетелей, экспертизы и обследование места осуществления преступного акта);
    • после сбора доказательств оформляется заключение обвинения, а расследовательные меры прекращаются и начинается следующий этап делопроизводства.

    Сроки ознакомления с материалами

    Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

    • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
    • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
    • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

    В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

    На видео о сроках уголовного делопроизводства

    Из данного материала вы узнали, каковы сроки возбуждения делопроизводства по уголовным делам. В большинстве случаев данный срок составляет 3 дня, однако при усложнении расследования он может пролонгироваться до 10 или 30 дней для выяснения всех обстоятельств. Сроки возбуждения уголовного делопроизводство четко регламентированы. Основанием для начала ведения дела становится заявление и решение о возбуждении дела.

    Возбуждение уголовного дела

    Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, целью которой является разрешение вопроса о наличии признаков преступления и необходимости уголовного судопроизводства.

    Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

    1. заявление о преступлении;
    2. явка с повинной;
    3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

    Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Сроки стадии. Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

    При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит орган дознания (по поручению прокурора), а также следователь (по поручению руководителя следственного органа). Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

    По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

    1. о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 Уголовно-процессуального кодекса;
    2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
    3. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса (в этом случае орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления).

    Исчисление процессуальных сроков в стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 20 (349). Экономика. Вып. 40. С. 77-81.

    УДК 343.13 ББК 67.311

    ИСЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

    А. Г. Кольчурин

    ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел России», Краснодар, Россия

    Анализируются процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела.

    Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела, процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела.

    Гарантией охраны прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, является ограничение уголовно-процессуальным законом промежутка времени, в течение которого органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, обязаны рассмотреть сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или принять иное решение, предусмотренное Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ.

    На стадии возбуждения уголовного дела происходит прием информации о совершенном преступлении (правонарушении, происшествии), ее регистрация, проверка и принятие решения. Данная процедура довольно подробно регламентирована уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами. Однако ряд вопросов требует, на наш взгляд, еще большей детализации.

    Процедура приема и регистрации заявления (сообщения) о совершенном преступлении не регламентирована по срокам. Подразумевается, что это должно быть сделано немедленно. В случае принятия сообщения о преступлении от заявителя ему в соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК РФ выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. В органах внутренних дел в соответствии с приказом МВД России № 140 от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшестви-

    ях» таким документом определен талон-уведомление. Его форма и содержание подробно регламентированы данным приказом.

    Для предварительной проверки сообщения о преступлении в соответствии со ст. 144 УПК РФ устанавливается трехдневный и десятидневный сроки, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток.

    При этом дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа используют срок до трех суток для принятия решения в порядке ст. 144 УПК РФ по своему усмотрению. В случае если для принятия такого решения трех суток недостаточно, решение о продлении срока предварительной проверки принимает руководитель следственного органа или начальник органа дознания по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Решение о продлении срока предварительной проверки до 30 суток принимает руководитель следственного органа по ходатайству следователя или прокурор по ходатайству дознавателя (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

    Если материалы проверки находятся на рассмотрении самого руководителя следственного органа, логично предположить, что решение о продлении срока предварительной проверки должен принимать руководитель вышестоящего следственного органа.

    Обозначив основания продления срока предварительной проверки до 30 суток (производство документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследование документов, предметов, трупов, проведение оперативно-розыскных

    мероприятий), законодатель не определяет обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для продления такого срока до 10 суток. На наш взгляд, ими могут быть любые конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для продления срока предварительной проверки, в том числе и основания продления срока предварительной проверки до 30 суток.

    Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

    В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа в соответствии ч. 4 ст. 146 УПК РФ незамедлительно направляет прокурору копию указанного постановления и уведомляет о принятом решении заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Термин «незамедлительно» означает, что такое уведомление должно быть направлено прокурору в этот же день либо на следующие сутки, если решение о возбуждении уголовного дела принято в нерабочее время. Аналогичный порядок уведомления о принятом решении должен распространяться и на процедуру уведомления заявителя, а также лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

    В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Таким образом, срок принятия прокурором решения об отмене постановления о возбуждении уголовного дела зависит от времени получения материалов, послуживших основанием для принятия данного решения. С учетом того, что копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурор получает в тот же день либо на следующие сутки и ему, скорее всего, потребуется изучить материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела, а уже потом принимать решение, считаем, что этот срок не должен превышать 48 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

    По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 145

    УПК РФ может быть принято также решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности (подсудности).

    Если дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа в соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК РФ принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в течение 24 часов он обязан сообщить об этом заявителю и прокурору путем направления копии соответствующего постановления (ч. 4. ст. 148 УПК РФ). Кроме копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору должны быть представлены и материалы проверки .

    В случае если прокурор признает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное руководителем следственного органа или следователем, незаконным или необоснованным, в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки он отменяет данное постановление и направляет материалы руководителю следственного органа для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела было принято органом дознания или дознавателем, прокурор не связан какими-либо сроками проверки поступившего материала. Полагаем, что в данной ситуации целесообразно было бы установить аналогичный срок проверки, то есть пять суток с момента получения материалов.

    Наделение прокурора «полномочиями по истребованию всех материалов проверки сообщения о преступлении, в том числе тех, по которым проверка еще не окончена» , на наш взгляд, нецелесообразно, так как может привести к увеличению сроков принятия решения.

    В постановлении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор излагает конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, после чего незамедлительно направляет материалы руководителю соответствующего органа дознания или следственного органа. При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, прокурор устанавливает срок дополнительной проверки в случае отмены решения органа дознания и дознавателя, а срок дополнительной проверки при поступлении материала к следователю устанавливает руководитель соответствующего следственного органа. Полагаем, что в данной ситуации более логичной была бы процедура установления срока дополни-

    тельной проверки прокурором и в случае возвращения материала в следственное подразделение. «Следует ли придавать значение различиям правового регулирования одинаковых, по сути, общественных отношений и полагать, что… следователю прокурор не вправе устанавливать срок исполнения своих указаний?» .

    Решение об отказе в возбуждении уголовного дела, принятое руководителем следственного органа или следователем, может отменить и соответствующий руководитель следственного органа. При этом он может возбудить уголовное дело либо направить материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Какие либо сроки рассмотрения материалов об отказе в возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа не установлены. Считаем, что в этом случае целесообразно было бы установить тот же срок проверки, который установлен для прокурора, то есть пять суток с момента получения материалов с последующим незамедлительным направлением их руководителю соответствующего следственного органа или следователю.

    Аналогичной позиции, относительно сроков рассмотрения руководителем следственного органа материалов уголовного дела, поступивших от следователя, придерживаются и другие авторы: «С целью соблюдения положений ст. 6.1 УПК РФ о разумности сроков уголовного судопроизводства важно установить в уголовно-процессуальном законе срок в пять суток, необходимый руководителю следственного органа для изучения поступившего от следователя в порядке ст. 220 УПК РФ уголовного дела и дачи согласия (отказа) на направление дела прокурору» .

    Такое же исчисление сроков проверки материалов об отказе в возбуждении уголовного дела (пять суток), на наш взгляд, следует установить и в случае, если данное решение принимает суд.

    Срок проведения дополнительной проверки в случае отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела законодателем не определен, в том числе и в случаях принятия такого решения неоднократно. Во избежание многократных отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо «особое внимание обращать на соблюдение про-

    цессуальных сроков проведения доследственных проверок, законность и обоснованность их продления. разработать порядок контроля за разрешением материалов до принятия законного и обоснованного процессуального решения» .

    На наш взгляд, срок дополнительной проверки, в том числе неоднократной, не должен каждый раз превышать срок рассмотрения сообщения о преступлении, предусмотренный ст. 144 УПК РФ.

    Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

    В случае если заявление (сообщение) и собранные материалы не относятся к подследственности следователя (дознавателя), они должны быть переданы для принятия решения по существу в соответствующий правоохранительный орган, а по уголовным делам частного обвинения — в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). В связи с этим возникает вопрос об исчислении срока принятия решения по этому заявлению или сообщению, которые могут поступить к непосредственному исполнителю и по истечении максимально предусмотренного УПК РФ срока (30 суток). В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок принятия решения дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа исчисляется «со дня поступлений указанного сообщения», то есть после поступления материалов проверки в соответствующий правоохранительный орган и их регистрации (по сути, повторной). Однако данное правило неприменимо в случае передачи материалов проверки внутри одного правоохранительного органа .

    При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе производить ряд следственных действий, в том числе назначить судебную экспертизу, которая должна быть произведена «в разумный срок» (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Оценивая действия эксперта по соблюдению разумного срока производства судебной экспертизы, на наш взгляд, необходимо учитывать обстоятельства, указанные в Приказе Генерального прокурора РФ № 276 : объем и сложность проводимых исследований; ритмичность, достаточность и эффективность действий эксперта; его загруженность и иные обстоятельства. В любом случае срок производства экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела не может превышать максимально допустимого УПК РФ, то есть 30 суток.

    Список литературы

    1. Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» . URL: http://egov.law.kodeks.ru/npd/show_document/902334154

    2. Приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // Законность. 2010. № 10.

    3. Лазарева, В. А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) / В. А. Лазарева // Уголов. судопроизводство. 2011. № 3. С. 4.

    4. Макаров, Л. В. Окончание предварительного следствия и разумный срок уголовного производства / Л. В. Макаров, Ю. А. Портнов // Рос. следователь. 2012. № 17. С. 22-23.

    5. Ряполова, Я. П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела / Я. П. Ряполова // Рос. следователь. 2012. № 14. С. 10-13.

    Сведения об авторе

    Кольчурин Андрей Геннадьевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, Краснодар, Россия. kag63@list.ru

    Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 20 (349). Law. Issue. 40. P. 77-81.

    CALCULATION OF PROCEDURAL TEMS IN A STAGE OF INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS

    A. G. Kolchurin

    The article is devoted to the analysis of procedural terms in a stage of initiation of legal proceedings.

    Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

    Keywords: initiation of legal proceedings, refusal in initiation of legal proceedings, procedural terms

    of initiation of legal proceedings.

    В какой срок после подачи заявления должно быть возбуждено уголовное дело,в случае примирения оно будет закрыто?

    Здравствуйте, Марина.

    В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, решение по заявлению о преступлении должно быть принято в срок не позднее трех суток со дня поступления заявления. Руководитель следственного органа либо начальник органа дознания вправе по ходатайству следователя либо дознавателя продлить этот срок до десяти суток. При необходимости, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок принятия решения по заявлению о преступлении до тридцати суток с обязательным указанием на конкретные обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Таким образом, максимальный срок для возбуждения либо отказа в возбуждения уголовного дела составляет тридцать суток.

    Процесс примирения и закрытия уголовного дела зависит от совершенного преступления. В соответствии с частью 1 статьи 147 Уголовно-процессуального кодекса РФ, уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Заявление по делу частного обвинения подается непосредственно мировому судье. Уголовное дело частного обвинения может быть прекращено в связи с примирением сторон. Примирение возможно вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. В данном случае решение сторон о примирении является обязательным для судьи. К делам частного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 115, частью 1 статьи 116 и частью 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса РФ.

    Если совершенное преступление относится к делам публичного или частно-публичного обвинения, то забрать заявление потерпевший не может. В этом случае прекращение дела в связи с примирением сторон возможно при определенных условиях. Согласно статье 76 Уголовного кодекса РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если примирится с потерпевшим и загладит причиненный преступлением вред. В соответствии со статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести. Для прекращения уголовного дела потерпевшему нужно написать заявление. На стадии предварительного следствия дело, скорее всего, не прекратят, поэтому о примирении нужно будет ходатайствовать в суде. Однако прекратить или не прекратить дело в связи с примирением сторон это право, а не обязанность суда, в отличие от дел частного обвинения. Если дело будет прекращено, то вы будете освобождены от уголовной ответственности, и, следовательно, избежите наказания и судимости.

    Успехов!

    Срок возбуждения уголовного дела

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *