Страховой полис: обязательно – добровольно

Раньше, до 2013 года, при покупке железнодорожного билета о страховании нас обычно не спрашивали. Человек отдавал деньги за билет – 2 рубля от общей суммы составляла плата за страхование. Если происходил несчастный случай в пути, максимально на что мог рассчитывать пассажир – компенсация в 12 000 рублей. Одновременно в кассе можно было приобрести страховой полис, где суммы выплат предлагались гораздо большие. Порой эти добровольные полисы кассиры продавали как обязательные, просто не информируя о том, что их можно не брать.

С января 2013 года ситуация законодательно поменялась. Перевозчики, работающие под эгидой РЖД, перестали брать с пассажиров обязательные страховые взносы, так как вышел указ президента от 19 января 2013 года об их отмене. Этим же документом закреплена обязанность перевозчика самим страховать свою ответственность перед пассажирами. Обозначены и максимальные суммы страховых выплат: от 23 000 руб. до 2 млн 25 тыс. руб. – в зависимости от страхового случая.

У любого из перевозчиков должен быть полис обязательного страхования ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров (ОСГОП).

Еще немного и такая шалость может обернуться страховым случаем

Что нужно знать о страховке

Когда компания платит…

Если в итоге полученных повреждений пассажир:

  • Оказался нетрудоспособным.
  • Получил инвалидность I, II, III групп.
  • Умер.

Максимальная сумма выплат указана в полисе. Ее в полном объеме получает застрахованный с I группой инвалидности или категорией «ребенок-инвалид»; со II – 70 % от страховой суммы; с III – 40 %.

В остальных случаях решение о сумме компенсации решается в индивидуальном порядке с каждым клиентом.

…А когда – нет

Если травмы и увечья пассажир получил:

  • В результате попытки самоубийства.
  • Когда находился в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.
  • В результате обострения хронических заболеваний, в том числе тяжелой формы аллергии, при инсультах, инфарктах, а также инфекционных болезнях с возникающей интоксикацией и пр.

Если пассажир совершил умышленное преступление и в результате покалечился; отказался выполнять требования начальника поезда и других официальных лиц; умышленно нарушил правила проезда на железнодорожном транспорте и пр.

По данным одной из страховых компаний, пассажир, являющийся их клиентом, упал, когда сильно качнуло поезд, и повредил связки на руке. Компания выплатила ему более 100 000 руб.

Вид страховок при покупке билетов на самолет

Пассажирский билет на авиарейс может включать обязательное или добровольное страхование.

Обязательный вид страхования на авиабилеты

Основной объект – здоровье и жизнь авиапутешественников в период перелета. Страховкой покрывается угроза смерти, получение повреждений, травм вследствие происшествия, связанного с перелетом воздушным транспортом, а также порча вещей пассажира.

Обязательное страхование впервые введено Указом Президента РФ №750 от 07.07.1992 г. Стоимость страховки оплачивал пассажир, совершая покупку авиабилета. С 2009 г. авиакомпании включили такие расходы в тариф на транспортировку, а лишнюю оплату взимать перестали.

С 01.01.2013 г. вступил в силу новый Закон о страховании, в котором оговорены максимальные размеры материальных компенсаций при обязательном виде страхования:

  • угроза жизни – 2,25 млн руб.;
  • вред здоровью – 2 млн руб.;
  • повреждение багажа – до 23 тыс. руб.

Срок действия страховки:

  1. начало – время объявления посадки;
  2. окончание – время прилета пассажира в место назначения (не позднее 1 часа после выхода из аэропорта).

Можно ли докупить страховку к авиабилету

До 2013 года действовал закон, не позволяющий пассажирам совершать авиапутешествие без страховки. Однако сегодня человек вправе самостоятельно решать, нужна ли ему страховка на вылет или можно обойтись без нее.

Если сразу покупатель отказался оформлять страховку, но через какое-то время все-таки принял решение получить данный документ, можно обратиться к страховым агентам и застраховать:

  • билет от невыезда (не позднее, чем за 7 дней до вылета);
  • багаж с декларированием содержимого;
  • страховку на овербукинг (если на одно пассажирское место в лайнере было продано 2 билета).

Страхование от несчастного случая часто входит в стоимость билета.

Также можно застраховать свою жизнь по особой программе, предусматривающей страхование жизни и здоровье человека в период перелета и его пребывания на территории другой страны. Получить развернутую информацию о такой страховке можно в специализированной компании, занимающейся страхованием авиапутешественников.

Сейчас, в начале летнего сезона, новые правила и тарифы авиакомпаний могут многим пассажирам выйти боком — а точнее, нервами и лишними расходами. Собственно, новыми их можно называть уже условно: ведь поправки в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила были приняты еще осенью. Тогда же российские авиакомпании да и многие летающие к нам зарубежные перевозчики ввели новые тарифы. Те, кто летает часто, уже успели к ним привыкнуть. Но для многих пассажиров именно дорога в летний отпуск станет первым полетом по новым тарифам и с новыми законами.

Придется забыть про собственный опыт, если он приобретен прошлым летом. Мол, я всегда в Анапу летал этим рейсом, и никто денег за чемодан не просил! «Всегда» было до введения новых тарифов. Сейчас с вероятностью 99% по-другому. У той же самой авиакомпании, на тот же самый рейс.

А в тарифах этих на первый взгляд попробуй разберись! Каждая авиакомпания придумала им свои названия: «базовый», «стандарт», «оптимум», «премиум»… В электронных билетах еще и буквы пишут: U, W, E…

Как отличить «базовый» от «стандарта»?

Ответ на самом деле простой. На названия тарифов вообще не надо обращать внимания. И тем более пытаться их запомнить. Мало того что у каждой авиакомпании они свои. Так они еще могут их поменять в любой момент. Перевозчики должны лишь оставаться в рамках федеральных правил, обеспечить прописанный в них минимум. Все остальное зависит от амбиций руководства и фантазии маркетологов с веб-дизайнерами.

Хорошо, а что тогда делать? Перед покупкой билета узнать все условия тарифа: что вам должна авиакомпания за эти деньги и на этом конкретном маршруте. Обычно сделать это можно в один, максимум в два клика на сайте авиакомпании. Иногда перевозчики рисуют иконки-символы рядом с ценами (чемодан, тарелка и т. д.). Но лучше все-таки не полениться и прочитать описание условий тарифа, кликнув на его название либо на эти символы — зависит от дизайна сайта.

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Включен ли в стоимость билета багаж. Сейчас российские авиакомпании имеют право не возить чемоданы бесплатно. И почти все этим правом пользуются. Исключение — «Аэрофлот», у него безбагажных тарифов по-прежнему нет. С весны-2018 безбагажные тарифы на российских рейсах ввели также авиакомпании Finnair и KLM.

2. Сколько стоит провоз багажа. И что выгоднее: купить билет по самому дешевому тарифу и доплатить за чемодан либо сразу выбрать более дорогой тариф.

3. Какие есть ограничения по части ручной клади, которую можно взять в салон самолета: максимальный размер и вес.

4. Можно ли поменять дату полета либо внести другие изменения в билет.

5. Вернут ли деньги, если отказаться от полета и сдать билет. Все дешевые тарифы, как правило, невозвратные.

И еще несколько моментов, уже не столь принципиальных, но тоже полезных:

— будут ли кормить в полете, бесплатно либо за деньги. На коротких рейсах, из Москвы в Сочи, например, это не столь важно: пару часов без еды можно пережить без особых страданий. Но та же «Победа» летает в Испанию — а это почти 5 часов полета.

— на каких условиях можно выбрать место в салоне. Тут разброс может быть от «бесплатно и прямо при покупке билета» до «хотите выбрать сами, где сидеть — платите, а иначе лотерея: какое кресло при регистрации дадут, там и полетите».

— сколько миль начислят на бонусную карту авиакомпании (это важно для тех, кто часто летает и копит мили на бесплатный полет).

ЛИКБЕЗ «КП»

Что означают буквы, обозначающие тариф

В электронном билете, кроме своей фамилии, маршрута, даты полёта и информации о багаже, вы увидите ешё и латинскую букву в графе «Тариф». Это код тарифа по классификации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA):

Р, F, A — первый класс

J — бизнес-класс, гибкий или премиум-тариф

С — бизнес-класс, полный тариф

D, I, Z — бизнес-класс, льготный тариф (со скидкой и более жёсткими условиями обмена, возврата, даты полета и т.д.)

W — экономический класс, гибкий или премиум-тариф

S, Y — экономический класс, полный тариф

В, H, K, L, M, N, Q, T, V, X — экономический класс, льготный тариф (со скидкой и более жёсткими условиями по части багажа, обмена, возврата билетов и т.д.).

Коды ипользуют авиакомпании всего мира, IATA они как раз и были придуманы, чтобы как-то стандартизировать тарифы. Пассажиру они дают общую информацию. Но конкретное наполнение отличается: к примеру, у «Аэрофлота» в любой, даже суперскидочный тариф, входит 23 кг бесплатного багажа, у S7, Ютэйр и «Победы»- нет. Поэтому и важно читать условия тарифа на сайте авиакомпании, когда покупаете билет.

ДЛЯ ПРИМЕРА

Сравним тарифы крупнейших российских авиакомпаний*

*Здесь только тарифы эконом-класса. Информацию о питании не включили, так как оно зависит не только от тарифа, но и от маршрута

«Аэрофлот»

Название тарифа: Промо

Условия возврата: Невозможен

Условия обмена: Невозможен

Багаж: 23 кг + 10 кг ручной клади

Возможность выбрать место в салоне : Бесплатно во время регистрации на рейс

Название тарифа: Эконом-бюджет

Условия возврата: Невозможен

Условия обмена: Возможен, но с доплатой. 2300 рублей на рейсах по России, 35 — 40 евро на зарубежных.

Багаж: 23 кг + 10 кг ручной клади

Возможность выбрать место в салоне: Бесплатно во время регистрации на рейс

Название тарифа: Эконом-оптимум

Условия возврата: С доплатой, 2300 рублей на рейсах по России, 35 — 40 евро на зарубежных.

Условия обмена: С доплатой, 2300 рублей на рейсах по России, 35 — 40 евро на зарубежных.

Багаж: 23 кг + 10 кг ручной клади

Возможность выбрать место в салоне: Бесплатно при покупке билета

Название тарифа: Эконом-премуим

Условия возврата: Бесплатно

Условия обмена: Бесплатно

Багаж: 2 места по 23 кг + 10 кг ручной клади

Возможность выбрать место в салоне: Бесплатно при покупке билета

Название тарифа: Эконом базовый (YB)

Условия возврата: Невозможен

Условия обмена: Да, но с доплатой, 3 или 5 тысяч рублей на рейсах по России, 60 или 80 евро на зарубежных, в зависимости от ситуации

Багаж: Только ручная кладь, 10 кг. Сдать багаж — за деньги

Возможность выбрать место в салоне: Платно и при покупке билета, и при регистрации, от 300 рублей, в зависимости от маршрута

Название тарифа: Эконом гибкий (YF)

Условия возврата: Вернут часть суммы (аэропортовые и другие сборы) и возьмут сбор за возврат, 1,5 или 5 тысяч рублей на рейсах по России, 30 или 80 евро на зарубежных, , в зависимости от ситуации.

Условия обмена: Бесплатно либо с доплатой, 5 тысяч рублей на рейсах по России, 80 евро на зарубежных, в зависимости от ситуации.

Багаж: 23 кг + 10 кг ручной клади

Возможность выбрать место в салоне: При регистрации на рейс бесплатно, при покупке билета — от 300 рублей, в зависимости от маршрута.

Нужна ли страховка при покупке авиабилета

Услуга страхования при покупке билета предлагается каждому пассажиру. Есть несколько видов страховки, связаны они со здоровьем или имуществом. С 2013 года от подобной услуги можно отказаться, но специалисты уверяют, что она необходима. Какие основные виды страховок и компенсаций существуют?

Виды страховок при покупке билета на самолет
Существует 3 основных вида страховок, которые предлагаются купить каждому пассажиру во время приобретения билета:

  • страхование багажа;
  • страхование от несчастного случая;
  • страхование от задержки рейса.

Страхование багажа — это компенсация при утрате или повреждении имущества. Может защищать она и от временной потери, если вдруг чемоданы были отправлены не туда. Возмещение редко превышает сумму в 25 тысяч рублей, но и цена страховки в районе 100-500 рублей. В зависимости от страховой компании суммы могут быть изменены.
Страхование от несчастного случая — это защита жизни и здоровья. Если в процессе посадки на самолет, перелета, пересадки происходит несчастный случай, производится возмещение средств на лечение. В условиях прописывается и компенсация в случае гибели пассажира.
Страхование от задержки рейса — это возможность получить деньги, если самолет будет отложен на 4 и более часа. При этом оплата может быть фиксированной суммой или почасовой, например, чем больше задержка, тем выше выплата. При этом, не потребуется предоставление чеков.
Польза страховки при покупке авиабилета
Нужно ли брать страховку при покупке авиабилета, каждый решит для себя сам. Но в процессе перелета возможны любые непредвиденные обстоятельства. Даже пролитая чашка кофе может привести к ожогам, а это гарантирует компенсацию. И хотя травмы бывают редко, зато вот багаж теряется часто.
Перед выбором рейса рекомендуется почитать отзывы об авиакомпании. Иногда из них очевидно, обязательна ли страховка при покупке билета. Если задержки бывают часто, то рекомендуется не экономить. Если багаж теряется — это тоже повод обезопасить себя.
Страховка часто предлагается «пакетом», в который включается защита и здоровья, и багажа. Редко подобное предложение стоит более 10% стоимости билета, и такую незначительную сумму можно заплатить.
Отказ от страховки при покупке авиабилета
С 1992 года по 2013 год покупка авиабилета без страховки была невозможна. Но сегодня все по-другому. Каждый пассажир сам решает, нужна ли ему подобная услуга. Оплачивается она отдельно и увеличивает цену билета.
Купить страховку можно и отдельно. Например, человек может застраховать свою жизнь по особой программе, в которой будет учтен и перелет. Обратиться за такой услугой стоит напрямую к страховым агентам. Существуют предложения для разных групп, и они бывают актуальны во время путешествий. Ведь важно обезопасить себя не только во время дороги, но и в процессе пребывания в другой стране. Еще интереснее Поделиться

Страховка в поезде РЖД

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *